Работа над полифонией на примере инвенций Баха | Галиева Алсу Анисовна. Работа №327150
Сначала определяем, что тема в полифонических произведениях – это основная, главная мысль, ядро, организующее начало, в котором заложена вся форма пьесы. Ученица играет первое проведение темы, определяет ее границы: (2 полных такта), характер (танцевальный, полный грации и изящества), количество мотивов (три), их направленность (начинаются со слабого и заканчиваются на сильном времени такта). Расширение интервального состава темы (кварта-квинта-секста) дает постепенное усиление звучности. Мордент играется от первой доли маленьким кистевым замахом сверху. Находим и проигрываем все проведения темы, сравниваем их, прослеживаем тональное строение. Сначала это основная тональность Си-минор и её доминанта – Фа#-мажор, затем более светло тема звучит в тональности Ре-мажор и её доминанте Ля-мажор, и в заключении вновь возвращается в основную тональность Си-минор.
"Работа над полифонией на примере
инвенций И.С.Баха"
Цель: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией на примере методико-исполнительского анализа двухголосной Инвенции си-минор" И.С.Баха.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие навыков полифонического мышления.
2. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, формы произведения.
Развивающие:
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, кругозора.
2. Развивать умение использовать полученные знания и навыки в работе над полифоническими произведениями.
Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый интерес к полифонической музыке.
2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
3. Воспитывать творческое отношение к работе над полифонией.
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.
Форма урока: индивидуальная.
Ход урока:
Подготовительный этап.
Вступительное слово преподавателя. Работа над полифоническими произведениями является важнейшей частью обучения фортепианному исполнительскому искусству, ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле этого слова.
Воспитание полифонического мышления и полифонического слуха, позволяет ученику слышать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий, что является одним из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. С помощью полифонической музыки перед ребенком открывается интересный и сложный мир, уже с первого года обучения в музыкальной школе воспитывается любовь к музыке и отношение к ней как к искусству, способному передавать в художественных образах различные чувства, настроения и переживания. В то же время занятия музыкой способствуют общепедагогическим задачам: воспитанию в ученике чувства дисциплины, умение работать и преодолевать возникающие трудности. Одной из таких задач является работа над полифоническими произведениями. До того как ребенок приступит к изучению полифонии, он должен на доступном ему уровне овладеть музыкальным языком, полюбить его. Работая с учеником над полифонией, педагог должен приучать учащегося вслушиваться в музыкальную ткань сочинения, добиваться не только точного исполнения нотного текста и правильной фразировки, но и осмысленной передачи содержания и характера музыки. Выполнение этих задач во многом зависит от умения преподавателя ярко, образно и понятно рассказать ученику о данном произведении, обратив его внимание на выразительные средства, которыми рассказывается музыкальный образ полифонии.
Основной этап.
Работа над инвенцией строится по принципу: от целого к частному, затем в итоге овладения всей тканью произведения – к более значительному воплощению целого.
Разбор темы. Сначала определяем, что тема в полифонических произведениях – это основная, главная мысль, ядро, организующее начало, в котором заложена вся форма пьесы. Ученица играет первое проведение темы, определяет ее границы: (2 полных такта), характер (танцевальный, полный грации и изящества), количество мотивов (три), их направленность (начинаются со слабого и заканчиваются на сильном времени такта). Расширение интервального состава темы (кварта-квинта-секста) дает постепенное усиление звучности. Мордент играется от первой доли маленьким кистевым замахом сверху. Находим и проигрываем все проведения темы, сравниваем их, прослеживаем тональное строение. Сначала это основная тональность Си-минор и её доминанта – Фа#-мажор, затем более светло тема звучит в тональности Ре-мажор и её доминанте Ля-мажор, и в заключении вновь возвращается в основную тональность Си-минор.
Противосложение- мелодия, сопровождающая тему, находящаяся против нее. Анализируем, отличается ли противосложение от темы. Да, отличается. Здесь идет движение 16-ми и на legato. Вспоминаем правило о том, что в полифонии разные длительности нужно исполнять разными штрихами. Равномерное движение 16- ми встречается во многих произведениях Баха и основаны они на секвенциях (многократных повторениях мотивов). Здесь нужно понимать, что в зависимости от того как мы их проинтонируем, изменится характер музыки. Мы не знаем, что имел в виду Бах, когда писал эти произведения, потому что он весело подшутил над нами не оставив никаких указаний относительно динамики, штрихов. Но в нашей инвенции все же имеется несколько лиг, которые исполняются, скорее всего, как хорей, т.е. мягко, но достаточно четко. Сравнив все противосложения, видим, что все они похожи, кроме первого, которое является не чем иным как гармоническим басом.
Интермедия – т.е., находящаяся посередине, часть между двумя проведениями темы. Сколько интермедий в данной инвенции? – Две. Рассматриваем каждую. Определяем принцип построения интермедий – секвенционность: вопрос – ответ. Заканчивается первая интермедия кадансом, который приводит в новую тональность, тональность параллельную Си-минору – Ре-мажор. Вторая интермедия возвращает нас в основную тональность – Си-минор. Таким образом, рассматривая форму, мы видим, что в инвенции два каданса, следовательно, данное произведение двухчастно. Если мы сосчитаем количество тактов первой и второй частей, то увидим, что структура произведения симметрична и устойчива.
Исполняем произведение целиком. Первое проведение темы следует исполнить тихо и аккуратно, восьмые в противосложении очень деликатно (партия левой руки). При втором проведении темы обратить внимание на противосложение (партия правой руки), оно словно тонкий узор и исполнить его нужно с вниманием ко всем интонациям, но без фразировочных излишеств. В третьем проведении темы голоса находятся в широком регистровом диапазоне и мысленная инструментовка может придать им индивидуальное значение (например, ворчливый фагот и флейта). В интермедии интересны элементы скрытой полифонии ( диалог внутри верхнего голоса). Левую руку следует исполнять ярко, убедительно, внятно. Во втором разделе тема получает мажорную окраску и исполнить ее нужно светло и ярко. Музыкальное развитие происходит через стремительное восхождение верхнего голоса и достигает кульминации. Реприза – последнее проведение темы в голосах играется торжественно, ярко, выпукло, выразительно. Возвращение темы в основную тональность воспринимается как восстановление эмоционального равновесия.
Заключительный этап. Объяснение домашнего задания. Выводы на основе проделанной работы. Лиза, сегодня на уроке мы очень подробно разобрали строение инвенции и попробовали исполнить ее выразительно. Дома нужно будет поработать над соотношением голосов, динамикой, кульминацией, попытаться достичь непрерывного развития музыкальной мысли.
Изучение сочинений И.С.Баха – это, прежде всего, большая аналитическая работа. Только в результате такой работы можно научиться воспринимать каждое, даже самое небольшое произведение как воплощение стиля, как часть того великого целого, коим является творчество Иоганна Себастьяна Баха.
Использованная литература:
1.«Инвенции и симфонии. И.С.Бах Москва. М. 1976г.
2. «Методические рекомендации по исполнению клавирных произведений И.С.Баха» Алма-Ата 1986г.
3.Смирнова А.В. «Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ» Казань.2012г. 4. Спиридонова В.М. «Инвенции и симфонии И.С.Баха в педагогическом репертуаре» Казань.1990г.
5. Интернет-ресурсы http/www.openclass.ru.