Работа над слитностью речи на индивидуальных занятиях развития восприятия и воспроизведения устной речи | Гродь Анна Игоревна. Работа №346659
Основной задачей школ для глухих и слабослышащих, является формирование у учащихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи. Это сложная и кропотливая работа, т.к. устная речь большинства обучающихся страдает очень существенными недостатками, ограничивающими возможность общения с окружающими. Их речь неразборчива и непонятна для окружающих. Это является одной из причин нежелания многих учеников избирать в качестве общения устную речь.
Основным фактором, влияющим на внятность устной речи, является четкость произношения звуков речи Однако четкое произнесение звуков речи еще не гарантирует правильного произнесения слова и фразы.Возникает проблема,когда единая фонетическая структура слов распадается на соответствующие им элементы: звуки и слоги. Поэтому работа над слитностью речи является необходимым и важным разделом в развитии внятной речи детей. Работа на занятиях по развитию восприятия и воспроизведения устной речи учащихся с нарушением слуха обязательно должна быть нацелена на установку: работать над слитностью произношения.
Работа над слитностью речи
на индивидуальных занятиях развития восприятия и воспроизведения устной речи в работе с учащимися с нарушением слуха
Основной задачей школ для глухих и слабослышащих, является формирование у учащихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи. Это сложная и кропотливая работа, т.к. устная речь большинства обучающихся страдает очень существенными недостатками, ограничивающими возможность общения с окружающими. Кроме того, осознание обучающимися того факта, что их речь неразборчива и непонятна для окружающих, является одной из причин нежелания многих учеников избирать в качестве общения устную речь.
Основным фактором, влияющим на внятность устной речи, является четкость произношения звуков речи. Это вполне понятно, т.к. именно звуки речи служат важнейшими структурными элементами, определяющими фонетический облик слова. Однако четкое произнесение звуков речи еще не гарантирует правильного произнесения слова и фразы. Часто невнятность речи неслышащих оказывается связанной с тем, что единая фонетическая структура слов распадается на соответствующие им элементы: звуки и слоги. И если при формировании произношения и его коррекции основное внимание уделять только звукам речи, а не их сочетаниям, то звуки в речи детей становятся как бы застывшими, малоподвижными, что создает условие появления в речи призвуков. Наличие призвуков в речи детей значительно искажает фонетическую структуру слова (например: зэдэрэасэтэвуйте). Поэтому работа над слитностью речи является необходимым и важным разделом в развитии внятной речи детей.
На индивидуальных занятиях обязательно должна быть целевая установка: работать над слитностью произношения. Отрицательное влияние на формирование слитности играют и такие факторы как утрированное выделение педагогом звука или слога с отрабатываемым звуком в словах; стремления добиться качественного произношения отдельных звуков в словах, что приводит к их распаду на отдельные фонетические элементы. Кроме того, установлена прямая зависимость между темпом произношения и качеством слитности произношения. Чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает ребенка с нарушенным слухом к монотонному, по слоговому, а иногда и позвуковому произнесению слов между остаточным слухом ребенка и возможностями слитного произношения слов Речь должна быть естественной, так как дети на основе подражания, обращённой к ним речи взрослых, овладевают умением произносить речевой материал слитно в нормальном темпе с выраженным словесным и логическим ударением. Любое утрирование речи взрослых может привести к неправильному произношению у детей вот почему слитность речи является одним из важных требований при обучении детей с нарушением слуха устной речи.
Важным является утверждение устной речи детей с недостатками слуха, как орудия для мышления и базы владения языком. В устной речи ребёнка должны быть все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение, интонация. Речь должна быть слитной и внятной. Формирование естественной устной речи важно не только для благозвучия, но и для того, чтобы неслышащий ребёнок успешнее воспринимал речь собеседника. Процесс восприятия речи предполагает проговаривание «про себя» или вслух воспринимаемого высказывания. А это возможно только тогда, когда речь ребёнка совпадает с речью собеседника в слитности, темпе, ударении орфоэпии, интонации. Работу по развитию слитности речи надо проводить с первых же занятий. Надо учить детей правильному дыханию. Тому, что говорить надо только на выдохе.
Формирование навыков слитной речи на начальном этапе обучения
Схема дыхания.
1) вдох и выдох ртом
2) вдох и выдох носом
3) вдох ртом и выдох носом
4) вдох носом и выдох ртом
Упражнения по развитию слитности речи
Стоя или сидя резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося «па
па
па
» (слитно), стучать кулаком о кулак «па па
па
» (
неслитно
)
Стоя покачиваться из стороны в сторону(изображая мишку)
тотото
(слитно),топать одной ногой то
то
то
(
неслитно
).
Изображать большой и маленький мячик »Большой мяч» подпрыгивает отрывисто по
по
по
(
неслитно
)»Маленький мяч слегка приседает
попопо
(слитно)
Стоя плавно вытягивать вперёд руки
,
согнутые в локтях перед грудью
мамама
(слитно),резко вытягивать в стороны то одну руку, то другую
ма
м а
ма
(
неслитно
)
Стоя выполнять вращательные движения ладонями над головой ля
ля
ля
(слитно), руки на поясе, наклоняться в стороны ля
ля
ля
(
неслитно
)
Все эти предложения помогают формировать слитную речь на первоначальном этапе обучения. Позже упражнения можно усложнить. На одном выдохе нужно произносить несколько слогов: папа, папапа, папапапа; ф-аф-ф, ф-аф-аф-а (с наращиванием)
Иногда слитное произнесение слова оказывается затруднительным из-за его длины, большого числа составляющих его слогов и звуков. Тогда используется приём разложения слова на части. Этот способ деления зависит от фонетического строения слова и возможности каждого ученика. Например, слово учительница. Сначала произносим его по слогам у-чи-тель-ни-ца, затем учитель-ни-ца, учительни-ца, учительница.
Одни учащиеся смогут воспроизвести слово сразу целиком, другие, после того, как произнесут его по частям, третьи произнесут слово, разделив его на три части, а четвёртым доступно лишь послоговое произнесение слов. Огромную роль в формировании навыка слитно воспроизводить слова, играет использование остаточного слуха учащихся. Большинство детей с помощью слуха, улавливают различные в слитном и ошибочном произнесении слова. Подражая речи учителя, учащиеся с недостатками слуха овладевают правильным, слитным воспроизведением слов. Особое значение имеет сопряжённое( одновременное) проговаривание речевого материала учителем и учеником.
Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих глухих и слабослышащих школьников, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.
Научить детей с недостатками слуха управлять своим дыханием удается в процессе специальной тренировки.
Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Вначале, как было сказано выше, дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:
Ф____ Ф_____С_____
С____ С_____Ш_____
Ш____ Ш_____С_____
Ф____ С_____Ш_____
Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.
В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.
Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м(сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):
па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи... па___по___пу___пи___
папапапа... папопупипэ па___по___пу___пи___пэ___
Этот вид работы может усложняться. Тогда весь ряд слогов произносится на одном выдохе, а на каждом движении слоги повторяются сначала дважды, а затем трижды. Например:
папапопопупупипипэпэ
папапапопопопупупупипипипэпэпэ и т. д.
Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию:
1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.
Следующим этапом является переход к слитному произношению во фразе. Предложение Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово падает, затем такое же движение левой руки на слово снег.
Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе.
Словосочетание я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя (я) переходит в давящее движение руками вперед (водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.
Вся эта работа неразрывно связана со слуховым восприятием учащихся, которые подражают речи учителя, слитно воспроизводя фразу, слово или ряд слогов.
В дополнение остановимся на формировании слитности произношения в процессе чтения предложений с постепенным их наращиванием. Эти предложения в случае необходимости могут быть разделены на синтагмы. Примером может служить такое задание:
· мальчик_ положил положил_книги
· книги_в_сумку
· положил_книги_в_сумку
· Мальчик_положил_книги_в_сумку.
Ученик читает последовательно по частям предложение, постепенно увеличивая объем материала, произносимого на одном выдохе. Учителю следует переходить от одного этапа к другому лишь после того, как ученик справится с очередной задачей.
Завершая работу, ученик должен произнести слитно все предложение, отчетливо, правильно воспроизводя звуки и их сочетания, словесное ударение, орфоэпические правила.
Членение фразы паузами. Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих внятности речи глухих. В то же время умение расчленять речь паузами на фразы, а фразы на синтагмы помогает глухим понимать речь окружающих и читаемый текст.
С целью приучить детей правильно членить фразы на синтагмы и слитно произносить слова в синтагмах при чтении в тексте используются специальные условные обозначения. Границы между синтагмами, где может быть или должна быть сделана пауза, обозначаются вертикальной чертой между соответственными словами.
Работа над логическим ударением осуществляется двумя путями. С одной стороны, дети чисто практически, следуя указаниям учителя, приучаются произносить те или иные фразы, заучиваемые на память стихи и прозаические тексты с правильным логическим ударением. При этом они руководствуются готовым образцом. Овладение умением выделять ударное слово во фразе достигается тем же способом, который используется при работе над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху глухих школьников, с помощью которого они легко улавливают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. Кроме того, учащиеся могут воспринимать логическое ударение и с помощью тактильно-вибрационных ощущений.
Использование зрения и тактильно-вибрационных ощущений является единственной, но все же достаточной возможностью для восприятия логического ударения полностью или почти полностью лишенными слуха школьниками.
С другой стороны, глухие школьники учатся и самостоятельному выделению во фразах логического ударения, и прежде всего в вопросах и ответах. Во время упражнений полезно выделять ударные слова не только голосом, но и подчеркиванием их в тексте. Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно.
Учащимся может быть предложено поставить вопрос к слову, на которое падает логическое ударение.
· Петя пошел в магазин? Куда пошел Петя?
· Петя пошел в магазин. Кто пошел в магазин?
Само собой разумеется, что указанные приемы работы могут проводиться на основе зрительно-слухового, зрительно-тактильно-слухового восприятия фразы, произносимой учителем устно или устно-дактильно.