«Работа над звуком. Постановка правой руки.» | Карпенко Ольга Васильевна. Работа №215549
Автор: Карпенко Ольга Васильевна
Процесс звукоизвлечения -- это взаимодействие техники обеих рук. Педагог должен особое внимание уделять воспитанию у ученика навыка слушать и слышать все компоненты звучания и способность предслышать характер звучания музыки. «Пойте на скрипке. Это единственная возможность сделать её голос приятным для слуха»
Методическая работа преподавателя Карпенко О.В.
«Работа над звуком. Постановка правой руки.»
«Пойте на скрипке. Это единственная возможность сделать её голос приятным для слуха», -- говорил своим ученикам ещё в 1868 году профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр.
Для успешного обучения игре на скрипке необходимо уже с первых уроков внимательно работать над постановкой правой руки. Скрипка должна лежать высоко на левом плече; подбородком необходимо найти точку опоры на подбородник, чтобы иметь возможность держать скрипку свободно и без напряжения. Подушечка подбирается по длине шеи.
Красивый звук возникает, когда смычок правильно прикасается к струне. Очень важно правильно поставить пальцы на смычок. Большой касается трости у выступа колодки и согнут. Средний палец -- напротив большого. Указательный и безымянный лежат на трости округло и свободно; указательный лежит на трости средней фалангой, а мизинец касается её своей подушечкой. При игре у колодки пальцы слегка согнуты, а при игре концом смычка -- выпрямлены. Согнутый мизинец облегчает остальным пальцам смену смычка.
Для хорошего звучания нужно:
- найти точку опоры смычка на струне;
- наклонить трость от себя в сторону грифа;
- найти нужную скорость смычка и плотность прилегания его к струне;
- вести смычок параллельно подставке.
Локоть идёт за спину -- «рунд штрих» -- если скрипка отведена вправо, или зажаты плечо, кисть и пальцы, или слишком длинный смычок. Если у конца смычка ученик прогибает кисть, причиной этому также может служить слишком длинный смычок.
Правильное положение кисти -- когда она при игре у колодки (супинация) слегка согнута и повёрнута в сторону мизинца. В середине смычка -- от локтя до пальцев -- прямая линия. При игре у конца (пронация) -- кисть слегка согнута в сторону указательного пальца. Смычок надо вести между грифом и подставкой, параллельно подставке -- твёрдо и уверенно, но без лишнего нажима. Звук должен извлекаться только с помощью давления кисти, он должен быть красивым, певучим, без призвуков. Для работы над звуком очень полезно играть медленно длинные ноты на пустых струнах, а также полезно играть гамму в пределах двух октав. Начинающим ученикам рекомендуется пьеса «Козочка» из сборника Якубовской «Вверх по ступенькам».
В статье «О первоначальной постановке скрипача» профессор Ю.И. Янкелевич пишет, что ведение смычка от колодки к концу начинается движением плеча с одновременным распрямлением кисти; затем включается предплечье, и у конца смычка плечо, выдвигаясь немного вперёд, совершает вспомогательное движение. При свободном состоянии руки оно возникает естественно.
При ведении смычка от конца к колодке процесс происходит в обратном направлении: сперва движется предплечье, затем плечо и сгибается кисть. У колодки все пальцы согнуты.
Чтобы ученик лучше запомнил движение смычка, педагоги К.Г. Мострас и Г. Беккер советовали: преподаватель держит смычок, а ученик ведёт по его трости рукой, как по рельсу, соблюдая правильное движение -- так ученик перестаёт сжимать пальцами трость, исключая врождённый «хватательный рефлекс».
Известный скрипач и педагог Владимир Мазель в своей книге «Скрипач и его руки. Правая рука» создаёт свою уникальную методику освоения скрипичного мастерства. Исследует скрипичную педагогику с позиций музыканта, психолога и физиолога. В. Мазель убеждён, что освоение скрипки без перегрузок и напряжения может быть только на основе культуры движений, присущей каждому человеку.
Процесс звукоизвлечения -- это взаимодействие техники обеих рук. Педагог должен особое внимание уделять воспитанию у ученика навыка слушать и слышать все компоненты звучания и способность предслышать характер звучания музыки.
Анализ процесса звукообразования:
а) атака звука формирует характер вибрации струны,
б) характер вибрации струны определяет окраску звука -- его тембр,
в) качественная сторона вибрации струны, сё равномерность находятся в прямой зависимости от соблюдения акустических закономерностей.
Вывод:
Качественное звучание
струны получается при её свободной вибрации, которая формируется на основе контакта смычка со струной -- «атака».
Чем больше
скорость смычка -- тем больше плотность нажима волоса на струну.
Это позволяет
сохранить единое звучание при любых ускорениях темпа.
Характер звука
и его динамика зависят от точки
звукоизвлечения
на струне.
Существуют три
основных зоны, в которых целесообразно извлечение звука определённой силы и тембра:
pp
и
p
-- у грифа;
mf
-- в центре между грифом и подставкой;
f
и
ff
-- ближе к подставке.
Несоблюдение этого
правила искажает характер тембра.
Качество звука
зависит от правильного наклона трости: у колодки наклон трости в сторону грифа требуется несколько больший, чем в середине.
При игре
f
и
ff
-- волос надо максимально выпрямить; при игре
p
и
pp
-- наклонить трость для смягчения звука.
Кисть руки.
Анализируя слова Маргериты Лонг: «рука -- вибрирующая струна» это определение относится к зоне «кисти-пальцев». Так возникает ощущение руки и смычка как единого целого.
Для работы над звуком важно положение корпуса. Знаменитый педагог Ю.И. Янкелевич сказал: «Отведение скрипки влево развязывает правую руку, которая получает возможность естественно и свободно двигаться. При такой постановке локтевой сустав легко разгибается. Движения предплечья происходят свободно; особенно при ведении смычка в верхней половине. Любые отклонения от ведения смычка параллельно подставке неизбежно негативно отразятся на качестве пальцевой техники: пальцы не успевают совершить атаку струны.
И.Лесман подтверждал: «Рука и смычок ощущаются как одно гибкое целое, и где кончается рука и начинается смычок, невозможно осознать. Если же это заметно, значит игра не достигла ещё своей полной организованности».
М.Либерман и М.Берлянчик советовали, что приспосабливая пальцы ученика к трости (её вертикальное положение) нужно объяснить, что смычок не держат в обычном смысле слова -- его надо удерживать, придерживать в трёх опорных точках: большой палец, указательный и мизинец. Главное запомнить:
1. Смычок -- неотъемлемая часть руки, продолжение её игровой зоны.
2. Трость не должна ощущаться в пальцах чужеродным элементом.
Владмимр Мазель советует упражнение: смычок в горизонтальном положении, верхняя его часть опирается на ладонь вытянутой левой руки. Положить сверху на трость выпрямленные пальцы -- большой напротив среднего. Сгибание и разгибание большого пальца заставляет сгибаться и разгибаться все пальцы. При сгибе большой палец напряжён, а после выпрямления свободно касается трости. Таким образом, большой палец служит противовесом нажима руки на трость и предохраняет от хватательного рефлекса.
Атака звука. Первичные контакты смычка со струной.
Атака звука -- это очень важный момент звукоизвлечения: чем больше плотность нажима на струну, тем больше скорость его ведения и наоборот. Слова И Лесмана: «Скрипка звучит наилучшим образом, если смычок не мешает ей звучать своей излишней работой. Все виды атак по характеру звучания следует разделить на две категории:
мягкая, эластичная -- едва слышимая, применяется при исполнении всех видов кантилены,
острая, акцентированная -- характерна для всех видов маркатированных отрывистых штрихов. После атаки струны смычком значение имеет строго определённое направление движения руки. Существует два метода:
метод традиционный -- это горизонтальное прямое движение руки после атаки струны смычком; безымянный палец, большой и указательный палец должны выполнять выпрямительные движения,
нетрадиционный метод атаки звука сформулирован Миирей Паркинс. Она считает, что движение смычка должно быть продолжением движения руки. Гавас рекомендует штрих «летящего смычка, когда рука сгибается и разгибается, как крылья птицы». Сузуки учит, что штрихи надо производить по круговой линии. Эти движения зарождаются в области спины, в области мышечных групп лопатки и ключицы.
Силу удара смычка по струне определяет характер звучания. Это зависит от большего или меньшего нажима на трость.
Нижняя часть смычка -- от колодки до середины минимальная опора руки на трость, положение пальцев на трости направлено в сторону мизинца и безымянного пальца. Указательный легко касается трости средней фалангой, а мизинец серединой подушечки. Движение смычка от колодки следует производить за счёт поворота плечевой части руки; опора переходит на указательный палец.
Середина смычка -- опора на указательный палец, а мизинец легко касается трости.
Верхняя часть смычка -- опора на указательный палец, а мизинец слегка приподнять.
Движение смычка вверх -- от конца к колодке.
У конца опора руки на указательный палец значительна, а по мере подхода смычка к колодке -- степень нажима на указательный палец уменьшается.
Динамические оттенки:
f и ff -- требуют плотного звучания за счёт нажима руки на смычок, а оттенки p и pp -- облегчение нажима руки. При mf -- смычок ставить с опорой в сторону мизинца.