Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа педагога-пианиста со слабовидящими детьми | Дроздова Надежда Николаевна . Работа №334463

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья об особенностях обучения игре на фортепиано слабовидящих детей. Обучение детей с нарушением зрительного восприятия в г. Новосибирске проводится в Специальной (коррекционной) школе-интернате №39, которая находится в Ленинском районе на улице Фасадной. Это единственное образовательное учреждение в области, предназначенное для обучения и проживания незрячих и слабовидящих детей. В учреждении работает музыкальная школа, ученики которой не раз становились лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей.

УДК 786

Дроздова Н.Н.

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПИАНИСТА СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ

Аннотация.

Статья раскрывает особенности обучения игре на фортепиано слабовидящих

детей на примере занятий в музыкальной школе при коррекционной школе-интернате №39 г.

Новосибирска. Автор указывает на благотворное влияние музыкальных занятий на детей с ОВЗ и

приводит основные проблемы, возникающие при обучении исполнительству детей с нарушениями

зрительной функции: сложность чтения нотного текста, необходимость привлечения для этого

технических средств, медленный темп освоения материала, закрепощенность игрового аппарата,

наличие сопутствующих заболеваний (ДЦП, неврологические заболевания, аутизм), проблемы с

организацией самостоятельных занятий. Также в статье указаны пути преодоления возникающих

сложностей, описаны виды деятельности, особенно полезные для учащихся, – ансамблевое

исполнительство и участие в конкурсных мероприятиях.

Ключевые слова:

фортепиано, обучение, слабовидящие дети.

Настоящая статья посвящена особенностям обучения игре на фортепиано

слабовидящих детей. Количество людей с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ) в мире достигает 13%. Несмотря на многочисленные трудности, которые им

приходится преодолевать в процессе получения образования, коммуникации,

интеграции в социум, они могут и должны осваивать необходимые навыки,

получать профессию, жить полноценной жизнью. Эту мысль сформулировал

основоположник советской дефектологии Лев Семенович Выготский: «Детей с

дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они

чувствовали себя полноправными и активными членами общества» [1, с. 9]. Одним

из важнейших способов развития детей с ОВЗ являются музыкальные занятия. По

словам советского педагога Дмитрия Кабалевского, «музыка решительно вторгается

во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и

ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» [2, с. 27].

Обучение игре на музыкальных инструментах развивают внимание,

усидчивость, трудолюбие, координацию, музыкальный слух и чувство ритма,

эстетический и художественный вкус. Издавна известно, что музыка способна

благоприятно влиять на эмоциональный фон и здоровье человека.

Обучение детей с нарушением зрительного восприятия в г. Новосибирске

проводится в Специальной (коррекционной) школе-интернате №39, которая

находится в Ленинском районе на улице Фасадной. Это единственное

образовательное учреждение в области, предназначенное для обучения и

проживания незрячих и слабовидящих детей. Школа-интернат имеет более чем

девяностолетнюю историю: она была открыта в 1932 г. За годы работы педагогами

школы был накоплен огромный опыт в области обучения незрячих и слабовидящих

детей, они неоднократно принимали участие в педагогических чтениях, делились

опытом; учащиеся множество раз завоевывали награды в различных областях

знаний. В учреждении есть клуб английского языка «Язык открывает мир»,

творческие кружки, работает музыкальная школа (филиал Детской хоровой школы

№19), ученики которой не раз становились лауреатами и дипломантами конкурсов и

фестивалей.

Переоценить значение музыкальных занятий для развития детей с

ограниченными зрительными функциями сложно. Музыкальное исполнительство –

это наиболее естественный и доступный для них вид художественной деятельности,

игра на музыкальных инструментах помогает преодолеть застенчивость, поверить в

свои силы, выразить скрытые эмоции, повысить самооценку. Игра в ансамбле,

выступления на концертах способствуют улучшению навыков коммуникации,

расширению круга знакомств. Развитие музыкального слуха полезно также для

мобильности, ориентации в пространстве. Все это имеет большое значение для

улучшения качества жизни и становления личности учащегося, следовательно,

создает предпосылки для дальнейшей полноценной жизни в обществе.

В данной статье изложен опыт работы в классе фортепиано со слабовидящими

детьми. Занятия с ними требуют от педагога знания особенностей восприятия таких

детей, применения некоторых специфических методических приемов и технических

средств.

Основной, офтальмологический диагноз детей, в первую очередь, влечет за

собой необходимость в ярком освещении нот и клавиатуры. Нужна и специальная

подготовка нотных изданий: стандартный размер нотного текста не подходит для

слабовидящих учащихся, поэтому ноты необходимо заранее увеличить до формата

А3. Сложность чтения нот сказывается на темпе разбора текста: из-за низкой

остроты зрения дети работают медленно. Некоторым учащимся трудно

ориентироваться и по увеличенному нотному тексту. В этом случае ребенок должен

как можно быстрее выучить произведение наизусть. В целом, всем детям с

проблемами зрения рекомендовано снижение зрительной нагрузки, поэтому

запоминание изучаемых произведений сразу же после их разбора можно отнести к

одной из важных рекомендаций, дающих необходимый отдых глазам.

Значительно сниженная острота зрения зачастую осложняет детям не только

чтение нот, но и ориентацию на клавиатуре инструмента. Многие дети в начале

обучения низко наклоняются к клавиатуре; это позволяет им лучше рассмотреть

клавиши, но физиологически правильной такую посадку за инструментом назвать

нельзя. В результате могут возникнуть нарушение осанки, зажим мышц шеи и

спины, нарушение кровообращения, боли, быстрая утомляемость во время занятий.

Поэтому преподаватель должен позаботиться о формировании у ребенка

правильной посадки за фортепиано, терпеливо исправляя его позу и закрепляя

привычку сидеть ровно.

Освоение фортепиано и работа над программой дается слабовидящим детям

нелегко: помимо трудностей с чтением нотного текста, и на других этапах обучения

они испытывают трудности, медленно разучивают произведения. Репертуар по

возрасту, как правило, освоить не могут, исполняют программу на 2–3 класса ниже.

У слабовидящих учащихся зажат исполнительский аппарат, что также связано с

низким зрением, и нужно много работать над устранением мышечных зажимов. Они

быстро утомляются, поэтому преподавателю во время урока нужно часто менять

виды деятельности, организовывать перерывы для отдыха, мини-гимнастику.

Очень полезным и любимым детьми видом творчества является игра в

ансамбле: вместе они раскрепощаются, чувствуют себя увереннее и спокойнее.

Также большую пользу приносят публичные выступления, участие в конкурсах. В

наши дни проводится много мероприятий для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том

числе есть особые номинации для таких участников и на серьезных

профессиональных конкурсах. Участие в конкурсах для слабовидящих учащихся

очень важно, так как это дает возможность выступить за пределами школы-

интерната, познакомиться с новыми людьми, побывать в новой обстановке,

испытать свои силы. Многие мероприятия проводятся в дистанционном формате и,

хотя не дают возможности расширить горизонты общения, всегда позволяют

повысить самооценку, укрепить уверенность в себе.

Многие учащиеся, помимо офтальмологического диагноза, имеют и другие –

детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм, поражение центральной нервной

системы, различные неврологические проблемы. Это создает дополнительные

сложности при обучении: такие дети значительно быстрее утомляются, имеют

повышенную возбудимость или, наоборот, заторможенность, проблемные черты

характера. Серьезные трудности при обучении на фортепиано вынуждены

преодолевать учащиеся с ДЦП, поскольку они имеют гипертонус, спастику мышц,

малоподвижность и слабость пальцев, особенно пятых, крайне ограниченную

мышечную память, зачастую отсутствие чувства метрической и ритмической

пульсации. Затрудненное движение ног у этих детей влечет за собой проблемы с

педализацией [3]. Обучение слабовидящих учащихся с ДЦП требует от педагога

понимания индивидуальных возможностей ребенка, постановки учебных задач по

его силам, знания и применения упражнений, способных укрепить и расслабить

мышцы рук и плечевого пояса, сделав движения более плавными, а звук –

качественным.

У многих учащихся возникают большие сложности с организацией

самостоятельных занятий. Преимущество в данном случае имеют те дети, которые

живут недалеко: родители каждый день привозят их в школу, соответственно, у них

есть возможность ежедневно заниматься дома. Но, поскольку школа-интернат №39

– единственное специализированное образовательное учреждение в области,

большая часть ребят обучается с проживанием. Организовать самостоятельные

занятия при постоянном, кроме выходных дней и каникул, нахождении в учебном

заведении, невозможно: воспитатель, в целях безопасности, не может оставлять

группу детей без присмотра и, из тех же соображений, не может позволить ребенку

заниматься в классе одному. В результате музыкальные произведения практически

полностью осваиваются только во время занятий с педагогом, что негативно

сказывается на темпе усвоения программы. Этот момент необходимо учитывать при

выборе изучаемых произведений, следя за тем, чтобы они были по силам ученику

как в отношении технической сложности, так и объема [4].

Все перечисленные проблемы могут быть преодолены терпением и

профессионализмом педагога, трудолюбием и талантом ученика, стремлением к

музицированию. В качестве примера приведем результаты обучения в нашем классе

по специальности Михаила В., учащегося школы-интерната №39. Михаилу 16 лет, в

музыкальной школе он учится в 6 классе (седьмой год обучения), имеет два

серьезных заболевания – слабовидение и аутизм. Несмотря на проблемы со

здоровьем, Миша – один из лучших учащихся по классу фортепиано. Он

музыкально одарен, имеет абсолютный слух, отличную музыкальную память, легко

подбирает популярные мелодии, способен наизусть повторить за педагогом впервые

услышанную пьесу после первого прослушивания. Аутистическое расстройство у

Миши неярко выражено и не препятствует общению с педагогом и успешному

обучению, а также выступлению на различных мероприятиях. В течение учебного

года Михаил регулярно участвует в конкурсах и фестивалях, например, в текущем

учебном году он стал дипломантом 1 степени Всероссийского конкурса

инструментального исполнительства «Юный музыкант» (номинация «Музыка без

границ»), лауреатом 3 степени Международного творческого конкурса-фестиваля

«Калейдоскоп талантов», лауреатом 3 степени Байкальского международного арт-

фестиваля «Vivat, талант», дипломантом Международного открытого фестиваля

искусств «Снегопад».

Таким образом,

несмотря на многочисленные трудности обучения

слабовидящих детей игре на фортепиано, практика показывает, что достижение

положительных результатов возможно. Но для этого требуется мотивация ребенка,

глубокие знания педагога, настойчивость в достижении цели. Обучая детей с

ограниченными возможностями здоровья, преподаватель-музыкант должен помнить

об огромных компенсаторных возможностях, которыми обладает человеческий

организм, о том, что тяжелые заболевания не являются преградой для творчества,

которое может стать как поддержкой в жизни, так и основой для будущей

профессии.

Литература

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М: изд-во Юрайт, 2023.

332 с.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М: Просвещение, 1984. 206 с.

3. Ковбаса О.С. Практические методы обучения детей с ДЦП на уроках фортепиано. URL:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/511632-doklad-prakticheskie-metody-obuchenija-

d

etej-?ysclid=lt728x0c3m726595634

(Дата обращения 20.02.2024).

4. Коростелева Е.В. Особенности работы с незрячими учащимися в классе специального

фортепиано. URL:

https://infourok.ru/osobennosti_raboty_s_nezryachimi_uchaschimisya__v_klasse_specialnogo_fortepiano

-

547856.htm?ysclid=lt6zxmaaf15650324

(Дата обращения 29.02.2024).

Сведения об авторе: Дроздова Надежда Николаевна,

преподаватель МБУДО г. Новосибирска «Детская хоровая школа №19»,

e-mail: bn_nsib@mail.ru

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×