Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа педагога-психолога с детьми ОВЗ в школе | Крылова Татьяна Валентиновна. Работа №350811

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школе является важным элементом образовательного процесса, направленным на создание условий для успешной социализации, обучения и личностного развития учащихся с особыми образовательными потребностями. Педагог-психолог играет ключевую роль в поддержке детей ОВЗ, обеспечивая индивидуализированный подход, помощь в преодолении психологических трудностей, связанных с адаптацией в школьной среде, и содействуя формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру. В статье рассмотрены основные аспекты работы школьного психолога с детьми ОВЗ, а также предложены практические рекомендации и примеры из опыта работы специалистов.

Ключевые слова: педагог-психолог, дети с ОВЗ, индивидуальный подход, социализация, психоэмоциональное развитие, коррекционная работа, поддержка в обучении, междисциплинарное взаимодействие.

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ В ШКОЛЕ
Крылова Татьяна Валентиновна, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа,
Тверская область, с. Рождество
Аннотация: Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школе является важным элементом образовательного процесса, направленным на создание условий для успешной социализации, обучения и личностного развития учащихся с особыми образовательными потребностями. Педагог-психолог играет ключевую роль в поддержке детей ОВЗ, обеспечивая индивидуализированный подход, помощь в преодолении психологических трудностей, связанных с адаптацией в школьной среде, и содействуя формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру. В статье рассмотрены основные аспекты работы школьного психолога с детьми ОВЗ, а также предложены практические рекомендации и примеры из опыта работы специалистов.
Ключевые слова: педагог-психолог, дети с ОВЗ, индивидуальный подход, социализация, психоэмоциональное развитие, коррекционная работа, поддержка в обучении, междисциплинарное взаимодействие.
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школьном образовательном процессе играет важную роль, направленную на помощь в социализации этих детей, их обучении и адаптации в коллективе. Психологические аспекты работы с детьми ОВЗ являются неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку от успешной психоэмоциональной адаптации и уровня социальной инклюзии ребенка зависит его дальнейшее развитие, восприятие себя и окружающего мира.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разнообразные особенности, которые могут касаться как физических, так и психоэмоциональных аспектов их развития. Это могут быть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различные формы умственной недостаточности, расстройства аутистического спектра и другие особенности, которые требуют специализированного подхода. Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и работа педагога-психолога должна строиться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащегося.
Педагог-психолог в школе выполняет несколько ключевых функций, среди которых важнейшими являются диагностическая, консультативная, коррекционная и профилактическая работа. Эти функции тесно связаны между собой и направлены на создание благоприятных условий для обучения и развития детей с ОВЗ. Диагностическая функция включает в себя выявление уровня развития ребенка, анализ его психоэмоционального состояния, особенностей восприятия и поведения. Это позволяет педагогу-психологу разрабатывать индивидуальный план работы, который будет учитывать все особенности ребенка и направлен на решение тех проблем, которые могут возникать в процессе его обучения и социализации.
Консультативная функция заключается в предоставлении рекомендаций и советов как родителям, так и учителям, касающихся особенностей работы с детьми с ОВЗ. Это может быть помощь в организации индивидуализированного подхода к обучению, рекомендации по корректировке поведения, а также поддержка в случае возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Родители также могут получать консультации по вопросам воспитания ребенка, специфике общения с ним, особенностям его эмоционального и когнитивного развития. Важно, чтобы все участники образовательного процесса — педагоги, родители и дети — работали в тесном взаимодействии, что способствует созданию единого пространства для развития ребенка.
Коррекционная работа является неотъемлемой частью деятельности школьного психолога. Она направлена на устранение или минимизацию психологических и поведенческих проблем, а также на улучшение уровня адаптации ребенка в коллективе. Коррекционные занятия могут включать в себя как индивидуальные, так и групповые занятия, ориентированные на развитие социальных навыков, улучшение коммуникативных умений, преодоление страхов и фобий, работу с агрессией и другими эмоциональными расстройствами. Например, для детей с расстройствами аутистического спектра коррекционные занятия могут быть направлены на развитие навыков общения, понимания эмоций других людей и выражения собственных чувств.
Профилактическая работа педагога-психолога включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение возникновения психоэмоциональных трудностей у детей с ОВЗ. Это может быть работа с учителями, направленная на создание благоприятного климата в классе, профилактика буллинга и других форм дискриминации по отношению к детям с ограниченными возможностями. Профилактическая работа может также включать организацию тренингов, направленных на развитие эмпатии, толерантности и уважения к различиям.
Особое внимание в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ уделяется инклюзивному обучению. В последние десятилетия в России и во многих странах мира активно развивается идея инклюзии — интеграции детей с особыми потребностями в общий образовательный процесс. Это требует от педагогов, включая психологов, способности работать с разнообразными группами детей, обеспечивать поддержку в процессе обучения и социализации, а также преодолевать барьеры, которые могут возникать в результате недостаточной подготовки школы и педагогов к работе с такими детьми. Инклюзия требует от педагога-психолога гибкости, умения находить индивидуальные подходы к каждому ребенку и тесного взаимодействия с другими специалистами — логопедами, дефектологами, социальными педагогами.
Одной из важнейших задач психолога в школе является поддержка детей с ОВЗ в процессе их адаптации к школьной жизни. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс адаптации может быть сложным и длительным. Часто они сталкиваются с трудностями в общении с сверстниками, ощущением изоляции, низким уровнем самооценки и другими проблемами. Психологическая поддержка в этот период становится незаменимой, и ее задача заключается не только в том, чтобы помочь ребенку преодолеть внутренние трудности, но и в том, чтобы создать условия для его успешной интеграции в школьное сообщество. Примером такой работы могут служить занятия по развитию социальной компетенции, тренинги по развитию коммуникативных навыков, а также работа с эмоциями — обучение детей распознавать и регулировать свои эмоции, строить отношения с окружающими.
Не менее важным аспектом работы психолога является поддержка учителей в разработке адаптированных образовательных программ. Педагог-психолог может помочь в организации дифференцированного подхода к обучению, использовании различных методов и технологий, подходящих для детей с ОВЗ. Это может включать использование специализированных учебных материалов, дифференцированное оценивание, помощь в организации работы с такими детьми в рамках обычного класса или создание условий для их индивидуального обучения.
Значимой частью работы педагога-психолога является также работа с коллективом учащихся. Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно чувствовать поддержку не только со стороны взрослых, но и со стороны своих сверстников. Важно организовывать мероприятия, направленные на воспитание толерантности, уважения и понимания среди детей. Психолог может проводить беседы с детьми, проводить тренинги, направленные на развитие эмпатии и уважения к различиям. Это поможет снизить уровень дискриминации и насмешек со стороны одноклассников и создать более благоприятную атмосферу для ребенка с ОВЗ.
Примером успешной работы педагога-психолога может служить случай из практики, когда в школе был организован цикл занятий по развитию социальной адаптации для детей с аутизмом. Занятия включали в себя игровые упражнения, направленные на развитие навыков общения и сотрудничества, а также специальные тренировки для улучшения восприятия эмоций других людей. Такие занятия способствовали улучшению взаимопонимания между детьми с ОВЗ и их сверстниками, а также повысили уровень их самооценки.
Таким образом, работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в школе представляет собой многогранную деятельность, включающую диагностику, консультации, коррекцию, профилактику и поддержку в процессе социализации. Это требует от психолога не только профессиональных знаний, но и высоких личных качеств, таких как эмпатия, терпимость и способность работать в команде. Важно помнить, что каждый ребенок с ОВЗ имеет право на качественное образование и равные возможности для развития, и задача педагога-психолога — создать условия для реализации этих прав.
Список литературы
Архипова Е.Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // СДО. 2015. №6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-s-detmi-imeyuschimi-osobye-obrazovatelnye-potrebnosti
Тихонова И.В., Шипова Н.С., Адеева Т.Н., Иванова Е.А. Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья: потребности участников инклюзивного образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-potrebnosti-uchastnikov-inklyuzivnogo
Тихонова И.В., Шипова Н.С., Иванова Е.А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования школьников // Ярославский педагогический вестник. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-shkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×