Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа педагога-психолога в системе образования | Асратян Анжела Юрьевна. Работа №354254

Дата публикации:
Автор:
Описание:

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Должность педагога- психолога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.

В обязанности педагога- психолога  входит работа с учащимися 1- 11 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”.

Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

Профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений).

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими.

Я назову несколько методик,  которые я использую  в своей  работе:

-методика  Т.А. Нежновой . Готовность к школьному обучению, действия самоопределения;

- методика «Лесенка», автор В.Г.Шур;

- методика М.Р.Гинзбурга  для исследования мотивации учения;

- тест школьной тревожности Филлипса.

- методика  Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра;

- сказкотерапия,

- методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний»,

-  методика  Е.А. Климова направленная на профориентацию.

Учащиеся 9-10-х  классов нашей гимназии приняли участие  во всероссийском образовательном проекте  по профориентации «Билет в будущее», посетили  Исторический парк «Россия — Моя история» в Пятигорске и проверили свои  знания по девяти профессиональным средам: «индустриальной», «здоровой», «комфортной», «безопасной», «умной», «социальной», «деловой» и «креативной», прошли профессиональные пробы  в Пятигорском институте (филиал) СКФУ. Ребята попробовали свои профессиональные навыки  в роли повара, лаборанта по контролю качества, кондитера, бариста, организатора экскурсионных услуг.

Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Oни направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся и т.д.

 Также занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания.

Для решения конфликтных ситуаций в классных коллективах проводятся «Круги общения», где мы с ребятами озвучиваем проблемы и решаем их все вместе.

Также в гимназии проходит «Неделя Психологии», где проводятся психологические игры, тренинговые занятия, круглые столы, дискуссии.

Консультирование родителей и учителей —  проводятся индивидуально и групповые . Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Одной из задач психолога является проведения тестирования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной  и интересной .

 

Педагог-психолог                                                                       А.Ю. Асратян

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Должность педагога- психолога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.

В обязанности педагога- психолога  входит работа с учащимися 1- 11 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”.

Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

Профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений).

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими.

Я назову несколько методик,  которые я использую  в своей  работе:

-методика  Т.А. Нежновой . Готовность к школьному обучению, действия самоопределения;

- методика «Лесенка», автор В.Г.Шур;

- методика М.Р.Гинзбурга  для исследования мотивации учения;

- тест школьной тревожности Филлипса.

методика  Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра;

- сказкотерапия,

методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний»,

 методика  Е.А. Климова направленная на профориентацию.

Учащиеся 9-10-х  классов нашей гимназии приняли участие  во всероссийском образовательном проекте  по профориентации «Билет в будущее», посетили  Исторический парк «Россия — Моя история» в Пятигорске и проверили свои  знания по девяти профессиональным средам: «индустриальной», «здоровой», «комфортной», «безопасной», «умной», «социальной», «деловой» и «креативной», прошли профессиональные пробы  в Пятигорском институте (филиал) СКФУ. Ребята попробовали свои профессиональные навыки  в роли повара, лаборанта по контролю качества, кондитера, бариста, организатора экскурсионных услуг.

Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Oни направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся и т.д.

 Также занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания.

Для решения конфликтных ситуаций в классных коллективах проводятся «Круги общения», где мы с ребятами озвучиваем проблемы и решаем их все вместе.

Также в гимназии проходит «Неделя Психологии», где проводятся психологические игры, тренинговые занятия, круглые столы, дискуссии.

Консультирование родителей и учителей —  проводятся индивидуально и групповые . Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Одной из задач психолога является проведения тестирования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной  и интересной .

 

Педагог-психолог                                                                       А.Ю. Асратян

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×