Работа педагога-психолога в системе образования | Асратян Анжела Юрьевна. Работа №354254
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Должность педагога- психолога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.
В обязанности педагога- психолога входит работа с учащимися 1- 11 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”.
Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.
Профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.
В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений).
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.
Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими.
Я назову несколько методик, которые я использую в своей работе:
-методика Т.А. Нежновой . Готовность к школьному обучению, действия самоопределения;
- методика «Лесенка», автор В.Г.Шур;
- методика М.Р.Гинзбурга для исследования мотивации учения;
- тест школьной тревожности Филлипса.
- методика Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
- сказкотерапия,
- методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний»,
- методика Е.А. Климова направленная на профориентацию.
Учащиеся 9-10-х классов нашей гимназии приняли участие во всероссийском образовательном проекте по профориентации «Билет в будущее», посетили Исторический парк «Россия — Моя история» в Пятигорске и проверили свои знания по девяти профессиональным средам: «индустриальной», «здоровой», «комфортной», «безопасной», «умной», «социальной», «деловой» и «креативной», прошли профессиональные пробы в Пятигорском институте (филиал) СКФУ. Ребята попробовали свои профессиональные навыки в роли повара, лаборанта по контролю качества, кондитера, бариста, организатора экскурсионных услуг.
Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Oни направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся и т.д.
Также занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания.
Для решения конфликтных ситуаций в классных коллективах проводятся «Круги общения», где мы с ребятами озвучиваем проблемы и решаем их все вместе.
Также в гимназии проходит «Неделя Психологии», где проводятся психологические игры, тренинговые занятия, круглые столы, дискуссии.
Консультирование родителей и учителей — проводятся индивидуально и групповые . Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Одной из задач психолога является проведения тестирования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.
Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.
Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.
Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной и интересной .
Педагог-психолог А.Ю. Асратян
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Должность педагога- психолога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.
В обязанности педагога- психолога входит работа с учащимися 1- 11 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”.
Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.
Профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.
В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений).
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.
Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими.
Я назову несколько методик, которые я использую в своей работе:
-методика Т.А. Нежновой . Готовность к школьному обучению, действия самоопределения;
- методика «Лесенка», автор В.Г.Шур;
- методика М.Р.Гинзбурга для исследования мотивации учения;
- тест школьной тревожности Филлипса.
- методика Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
- сказкотерапия,
- методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний»,
- методика Е.А. Климова направленная на профориентацию.
Учащиеся 9-10-х классов нашей гимназии приняли участие во всероссийском образовательном проекте по профориентации «Билет в будущее», посетили Исторический парк «Россия — Моя история» в Пятигорске и проверили свои знания по девяти профессиональным средам: «индустриальной», «здоровой», «комфортной», «безопасной», «умной», «социальной», «деловой» и «креативной», прошли профессиональные пробы в Пятигорском институте (филиал) СКФУ. Ребята попробовали свои профессиональные навыки в роли повара, лаборанта по контролю качества, кондитера, бариста, организатора экскурсионных услуг.
Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Oни направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся и т.д.
Также занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания.
Для решения конфликтных ситуаций в классных коллективах проводятся «Круги общения», где мы с ребятами озвучиваем проблемы и решаем их все вместе.
Также в гимназии проходит «Неделя Психологии», где проводятся психологические игры, тренинговые занятия, круглые столы, дискуссии.
Консультирование родителей и учителей — проводятся индивидуально и групповые . Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Одной из задач психолога является проведения тестирования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.
Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.
Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.
Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной и интересной .
Педагог-психолог А.Ю. Асратян