Работа по укреплению здоровья и саморазвития детей - инвалидов в условиях сельской общеобразовательной школы по программе "Я - личность" | Федорова Наталия Христофоровна. Работа №257712
Автор: Федорова Наталия Христофоровна
Программа предлагает выстроить занятия на основе методик реализации психотерапевтических функций: мгротерапию, арттерапию, музыкотерапию, гештальттерапию. Это - широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элемннтов тренинговой формы, "мозгового шутрма", различных видов творческой, групповой работы.
МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А. П. Павлова»
Работа по укреплению здоровья и саморазвитию
детей – инвалидов в условиях сельской общеобразовательной школы по программе «Я - личность»
Составила Федорова Наталия Христофоровна
социальный педагог МБОУ "ССОШ №1
имени А. П. Павлова"
Сунтар 2019 г.
Пояснительная записка
Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.
Основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья учащихся, нужно отнести снижение качества и уровня жизни, ухудшение условий учебной и досуговой деятельности, качества питания, экологической обстановки, увеличение стрессовых нагрузок и, как следствие нервно – психические расстройства.
Используя отечественный опыт работы по интересующему нас вопросу, основываясь на материалах проведенного социологического исследования в школе, мы продумали и разработали программу "Я - личность" для работы с детьми с ослабленным здоровьем в условиях МБОУ "Сунтарская СОШ №1 имени А. П. Павлова".
Разработанная программа рекомендована для детей с ослабленным здоровьем и для детей – инвалидов и их родителей.
Программа предлагает выстроить занятия на основе методик реализации психотерапевтических функций: игротерапию, арттерапию, музыкатерапию, гештальттерапию. Это – широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов творческой, групповой работы.
Эта форма дает возможность медленно, но поступательно моделировать положительный рост и динамику роста в становлении личности, возможность частичного разрешения личностных проблем.
Цель: создание медико – социально – педагогических условий для развития учащихся с ослабленным здоровьем в условиях образовательной школы.
Задачи:
- экология здоровья, культ здоровья;
- социальная адаптация и реабилитация.
Социальное время: 3 года
Социальное поле: медицинское, валеологическое, социально-педагогическое сопровождение процесса обучения, воспитания, социализации учащихся с ослабленным здоровьем Сунтарская СОШ №1, организация творческой деятельности.
Форма работы: Организация деятельности клуба «Родничок».
Ожидаемый результат: положительные результаты в укреплении, сохранении здоровья, формирование навыков ведения здорового образа жизни, положительная динамика в учебе, физическом развитии, в развитии личности, раскрытие личностного потенциала, разрешение личностных проблем детей с ослабленным здоровьем, удовлетворенность пребыванием в школьном пространстве.
Группы взаимодействия:
Работу по программе должны вести следующие службы:
Социальный педагог, курирующий эту работу.
Творческая группа детей из актива школы, актив детской организации.
Творческая группа заинтересованных в этой работе родителей.
Классные руководители, заинтересованные в этой работе.
Медицинский работник школы.
Улусное общество инвалидов.
Центр социальной помощи семье и детям.
Организационные единицы:
Создание клуба «Родничок», в которую входят дети с ослабленным здоровьем и дети-инвалиды их родители.
Уточнение социальных условий:
Дети данной категории имеют обычно характерные черты расстройства личности – излишняя робость, застенчивость, повышенная чувствительность к неудачам;
Часто пропускают учебные занятия, имеют пробелы по основным предметам;
Чувствуют дискомфорт во взаимоотношениях в классе;
Отсутствие социальной активности;
Рассеянность;
Способность мыслить неординарно.
Управленческие решения:
Создание авторской группы, защита программы перед администрацией школы.
Создание административной группы, начало организационной деятельности.
Организационное, документальное обеспечение начала работы детского клуба.
Принятие плана работы, начало деятельности.
Создание материально-технической базы работы организации, привлечение специалистов.
Работа по программе клуба.
Определение перспективных линий расширения деятельности.
План работы:
Учет и отбор детей, нуждающихся в особом отношении – в начале учебного года.
Организация клубной работы, презентация нового состава клуба – октябрь.
Программа поддержки отстающего ученика- 1 четверть.
Арт
- занятия, психологические тренинги – в течение года
Игровые занятия – раз в четверть.
Спортивные соревнования – раз в четверть.
Составление программ индивидуальной поддержки ученика – октябрь.
Программа «Книга рекордов клуба» - в течение года, предварительно по итогам полугодия.
Работа временных творческих групп к праздникам – календарные праздники.
Работа по укреплению здоровья – в течение года –
витаминотератия
,
фитобар
, горячее питание.
Принципы деятельности:
Принцип радостного труда (создание ситуации радости здесь и сейчас);
Принцип результативного труда (наша деятельность направлена на создание радости для других);
Использование внутренних механизмов развития личности (через развитие речи, осанки, движений, походки, умение поставить себя на место другого, социальная активность в клубной работе).
Использованная литература
Дегтерев
Е. А., Синицын Ю. Н. Управление современной школой. Выпуск
VIII
. Педагогика здоровья.
Учебно
– методическое пособие для руководителей, методистов, учителей и преподавателей общеобразовательных и специализированных учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов
н
/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
Дубровский А. А. Лечебная педагогика. – М., 1989.
Журнал «Здоровье детей». 2005. № 15, 2006. № 15.
Смирнов Н. К.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9
кл
.:
Учеб.-метод
. пособие / Под ред. Л. В.
Баль
, С. В.
Барканова
. – М.:
Гуманит
. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Приложение
Тематический план работы клуба «Родничок» для детей
с ослабленным здоровьем за 2020 – 2021 учебный год
Месяц
Мероприятия
Ответственные лица
Примечание
Сентябрь
- Заполнение индивидуальной карты, социального паспорта семьи.
- Психологическое тестирование «С каким настроением Я иду в школу».
- Индивидуальные беседы с классными руководителями и с родителями.
Федорова Н. Х.
Психолог Тотонова А. В.
Соц. педагоги
Октябрь
- Диспансеризация учащихся
- Беседа врача «Гигиена девочек» для девочек 6 классов.
- Занятие «Заповеди здорового питания».
СПС, специалисты ЦРБ
Федорова Н. Х.
Ноябрь
- Индивидуальные беседы с членами клуба.
- Релаксация. Песокотерапия.
Соц. педагоги, психологи
Психолог Тотонова А. В.
Декабрь
- Декада инвалидов. Вечер совместно с поселенческой библиотекой «Весь мир наполнен чудесами».
Федорова Н. Х., библиотекарь детской поселенческой библиотеки Павлова Р. Н.
Январь
- Заполнение тетради «Ступенька к успеху».
- Занятие «Фотография» твоего обычного дня.
Федорова Н. Х.
Февраль
- Тесты для родителей и детей «Семейный альбом самодиагностики».
- Беседа библиотекаря «Происки колдуньи инфекции».
Федорова Н. Х.
Сивцева И. Н.
Март
- «Мамин день».
- Занятие «Будь осторожен».
Классные рук-ли, зам. дир. по ВР, СПС
Федорова Н. Х.
Апрель
- Экскурсии в музей народного творчества.
- Арттерапия. Конкурс рисунков, прикладного искусства.
Федорова Н. Х.
Май
- Рефлексия. Прогнозирование развития ребенка. Портфолио учащихся. Охват летними лагерями.
СПС