Работа с агрессивным поведением у детей дошкольного возраста | Алексеева Галина Викторовна. Работа №348346. Номер работы: №348346
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с агрессивным поведением у детей дошкольного возраста. Агрессия в раннем детстве является естественной реакцией на различные раздражители, однако при отсутствии должной коррекции она может превратиться в устойчивую модель поведения. Особое внимание уделено причинам агрессии, методам её диагностики и подходам к коррекционному вмешательству. Автор подчеркивает важность раннего выявления и работы с агрессией, а также роль педагога-психолога в создании безопасной и поддерживающей среды для детей.
Ключевые слова: агрессивное поведение, дошкольный возраст, коррекция, педагог-психолог, эмоциональная регуляция, диагностика агрессии.
РАБОТА С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Алексеева Галина Викторовна, педагог-психолог
МКОУ «Рассветовская СОШ» Ленинградская область п. Рассвет
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с агрессивным поведением у детей дошкольного возраста. Агрессия в раннем детстве является естественной реакцией на различные раздражители, однако при отсутствии должной коррекции она может превратиться в устойчивую модель поведения. Особое внимание уделено причинам агрессии, методам её диагностики и подходам к коррекционному вмешательству. Автор подчеркивает важность раннего выявления и работы с агрессией, а также роль педагога-психолога в создании безопасной и поддерживающей среды для детей.
Ключевые слова: агрессивное поведение, дошкольный возраст, коррекция, педагог-психолог, эмоциональная регуляция, диагностика агрессии.
Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой, с которой сталкиваются не только родители, но и педагоги, в том числе психологи, работающие в дошкольных учреждениях. Период дошкольного детства характеризуется интенсивным эмоциональным и личностным развитием ребёнка. В это время дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, устанавливать границы и выражать свои потребности. Однако в процессе социализации у некоторых детей могут проявляться агрессивные формы поведения, такие как физическая агрессия, вербальная агрессия или манипулятивные действия. Эти проявления требуют внимания и систематической работы со стороны педагогов-психологов для предупреждения и коррекции нежелательных форм поведения.
Для эффективной работы с агрессивным поведением важно учитывать его причины, которые могут быть как внешними, так и внутренними. Среди внутренних причин можно выделить особенности темперамента ребёнка. Дети с ярко выраженным холерическим темпераментом склонны к быстрому эмоциональному возбуждению, что может выражаться в резких реакциях на любые раздражители. Внешние факторы включают, прежде всего, воспитательные практики в семье. Авторитарные или, наоборот, чрезмерно мягкие подходы к воспитанию могут привести к трудностям в контроле эмоций у ребёнка. Важную роль играют и социальные факторы, такие как стрессовые ситуации в семье, конфликты между родителями или недостаток внимания со стороны взрослых.
Кроме того, агрессия у детей может возникать как реакция на чувство фрустрации, когда ребёнок сталкивается с непреодолимыми трудностями или неудовлетворёнными потребностями. Неспособность выразить свои эмоции адекватным способом также способствует проявлению агрессивного поведения. Эмоциональная незрелость, недостаток навыков саморегуляции и эмпатии часто становятся основой для агрессивных реакций на окружающую среду.
Для работы с агрессивным поведением у дошкольников важным этапом является диагностика. Педагогу-психологу необходимо уметь выявлять типичные признаки агрессии на ранних стадиях. Это может быть повышенная раздражительность, склонность к конфликтам с другими детьми, частые вспышки гнева и неприязнь к окружающим. Прямые формы агрессии, такие как удары, толчки или вербальные оскорбления, обычно видны сразу, тогда как скрытые формы, например, манипуляции или пассивная агрессия, требуют более внимательного наблюдения.
Диагностика агрессивного поведения включает наблюдение за поведением ребёнка в разных ситуациях, как в коллективе, так и в индивидуальной деятельности. Важно учитывать эмоциональный фон ребёнка, частоту агрессивных проявлений и их связь с определёнными ситуациями или раздражителями. Важно также проводить беседы с родителями, чтобы получить полную картину о поведении ребёнка в домашних условиях и возможных факторах, которые могут способствовать развитию агрессии.
Работа с агрессивным поведением у дошкольников должна строиться на принципах системного подхода. Коррекционные мероприятия должны включать как индивидуальную, так и групповую работу, направленную на развитие у ребёнка навыков саморегуляции, умения выражать эмоции социально приемлемым способом и формирование позитивных моделей поведения. Важной задачей педагога-психолога является обучение детей стратегиям эмоциональной саморегуляции, таким как глубокое дыхание, выражение эмоций через творчество или двигательные игры.
Работа с агрессией также требует создания безопасной и поддерживающей атмосферы в детском коллективе. Педагогу важно обучить детей принципам взаимодействия, взаимоуважения и умению решать конфликты мирным путём. Специальные развивающие игры, направленные на формирование у детей навыков социального взаимодействия, могут помочь снизить уровень агрессии и предотвратить её дальнейшее развитие.
Параллельно с коррекционной работой с ребёнком важно взаимодействовать с его родителями. Часто агрессивное поведение ребёнка является следствием проблем в семейных отношениях, и потому педагогу-психологу необходимо проводить консультации с родителями, помогая им выстраивать адекватные формы взаимодействия с ребёнком. Родителям рекомендуется обучаться методам конструктивного разрешения конфликтов, а также стратегиям эмоциональной поддержки и внимания к ребёнку.
Работа с агрессивным поведением у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего как непосредственное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, так и организацию благоприятной социальной среды. Педагог-психолог играет ключевую роль в процессе коррекции агрессии, помогая детям научиться справляться с эмоциональными трудностями и взаимодействовать с окружающими более конструктивным образом. Ранняя диагностика и своевременная коррекционная работа с агрессивным поведением позволяют предотвратить дальнейшее развитие негативных поведенческих моделей и способствуют гармоничному эмоциональному и социальному развитию ребёнка.
Список литературы
1. Корниенко А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с.
2. Скорик Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / Е. Д. Скорик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 194-196.