Работа с аудированием на уроках английского языка в средней школе: технологии повышения эффективности | Ознобкина Элла Витальевна. Работа №354431. Номер работы: №354431
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы и технологии работы с аудированием на уроках английского языка в средней школе (3–11 классы). Представлены методы повышения мотивации учащихся, улучшения восприятия устной речи и формирования навыков аудирования на разных этапах обучения. Особое внимание уделено использованию цифровых ресурсов, аутентичных материалов и активных методик. Предлагаются рекомендации для учителей по адаптации заданий с учётом возрастных и языковых особенностей учеников.
Ключевые слова: аудирование, английский язык, технологии обучения, цифровые ресурсы, аутентичные материалы, школьное образование, методы преподавания.
РАБОТА С АУДИРОВАНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ознобкина Элла Витальевна, учитель английского языка
МБОУ СОШ №63, г. Воронежа
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы и технологии работы с аудированием на уроках английского языка в средней школе (3–11 классы). Представлены методы повышения мотивации учащихся, улучшения восприятия устной речи и формирования навыков аудирования на разных этапах обучения. Особое внимание уделено использованию цифровых ресурсов, аутентичных материалов и активных методик. Предлагаются рекомендации для учителей по адаптации заданий с учётом возрастных и языковых особенностей учеников.
Ключевые слова: аудирование, английский язык, технологии обучения, цифровые ресурсы, аутентичные материалы, школьное образование, методы преподавания.
Аудирование занимает важное место в процессе изучения английского языка, так как оно формирует навыки восприятия устной речи, необходимые для общения. Однако многие учащиеся сталкиваются с трудностями при работе с аудиоматериалами: непривычное произношение, быстрый темп речи или недостаток лексического запаса. Учителю важно грамотно организовать процесс работы с аудированием, чтобы преодолеть эти сложности и сделать обучение более продуктивным и увлекательным.
Принципы и этапы работы с аудированием
Работа с аудированием строится на основе следующих принципов:
Последовательность и систематичность. Задания по аудированию должны быть интегрированы в каждый урок, начиная с младших классов, постепенно усложняясь.
Аутентичность материалов. Использование реальных источников (новостей, подкастов, интервью) помогает развивать слуховые навыки и знакомит учащихся с естественным языком.
Мотивация и интерес. Выбор тем, близких к интересам учеников, повышает их вовлечённость.
Интерактивность. Интеграция заданий по аудированию с другими видами речевой деятельности (говорение, письмо) улучшает результаты.
Этапы работы с аудированием включают:
Доаудиторный этап (pre-listening). Подготовка учащихся к восприятию текста: ввод лексики, обсуждение темы, предположение содержания.
Этап аудирования (while-listening). Выполнение заданий, направленных на восприятие и понимание материала.
Постаудиторный этап (post-listening). Обсуждение прослушанного, выполнение творческих или аналитических заданий.
Методы повышения эффективности аудирования
1. Использование цифровых ресурсов
Современные технологии открывают широкий доступ к разнообразным аудиоматериалам. Среди них:
Подкасты. Например, BBC Learning English или TED Talks предлагают материалы с разным уровнем сложности.
Видео. Платформы вроде YouTube позволяют использовать обучающие видео и аутентичные клипы.
Образовательные приложения. Программы, такие как LingQ или EWA, помогают работать с аудированием индивидуально.
Интерактивные задания. Создание упражнений на платформах типа Kahoot или Quizlet позволяет проверить понимание материала.
2. Интеграция аутентичных материалов
Аутентичные аудиоматериалы помогают школьникам адаптироваться к реальной речи носителей языка. Возможные форматы:
Фрагменты фильмов или сериалов.
Интервью и выступления.
Музыкальные композиции, клипы. Например, анализ текста песни может быть частью задания.
3. Игровые методы и креативные задания
Для младших классов:
Игры типа «Угадай слово» или «Поймай звук», где дети должны определить услышанное.
Прослушивание сказок с последующим пересказом. Для старших классов:
Дискуссии по прослушанным текстам.
Ролевые игры, где одна группа объясняет услышанное другой.
4. Дифференцированный подход
Учитель может адаптировать материалы и задания в зависимости от уровня учеников:
Для 3–5 классов: простые тексты, задания на понимание общего содержания.
Для 6–8 классов: тексты средней сложности, задания на поиск конкретной информации.
Для 9–11 классов: сложные аутентичные тексты, анализ точек зрения, критическое осмысление.
Пример урока с аудированием
Тема: «Путешествия» (10 класс).
Материалы: Подкаст об экологическом туризме.
Этапы урока:
Доаудиторный этап. Учитель объясняет, что такое экологический туризм, вводит ключевые слова: sustainability, wildlife, carbon footprint.
Этап аудирования. Учащиеся слушают подкаст дважды: первый раз для общего понимания, второй — для выполнения задания (заполнение таблицы).
Постаудиторный этап. Групповое обсуждение: «Какие преимущества и недостатки экологического туризма вы заметили?». Завершение — создание постера на тему «Совет туристу».
Рекомендации для учителей
Регулярно обновляйте аудиоматериалы, подбирая современные и актуальные темы.
Учитывайте уровень подготовки учащихся, чтобы задания были посильными, но развивающими.
Используйте интерактивные форматы для повышения интереса к аудированию.
Старайтесь интегрировать аудирование с другими видами деятельности, чтобы закрепить навыки.
Аудирование — один из самых сложных, но важных аспектов изучения английского языка. Использование современных технологий, аутентичных материалов и дифференцированного подхода помогает учителям сделать процесс обучения более эффективным. Регулярная работа с аудированием не только улучшает восприятие речи, но и формирует коммуникативные навыки, необходимые в современном мире.
Список литературы
Алейникова Ольга Олеговна Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка // Juvenis scientia. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-audirovaniyu-na-zanyatiyah-angliyskogo-yazyka
Сафонова Елена Михайловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник Московской международной академии. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-dlya-razvitiya-navyka-audirovaniya-na-angliyskom-yazyke
Язданкулова Гульнигор Музаффаровна ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ // CARJIS. 2022. №Special Issue 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videomaterialy-v-sovremennoy-sisteme-obucheniya-audirovaniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-shkole-1