Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с аудированием на уроках английского языка в средней школе: технологии повышения эффективности | Ознобкина Элла Витальевна. Работа №354431. Номер работы: №354431

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы и технологии работы с аудированием на уроках английского языка в средней школе (3–11 классы). Представлены методы повышения мотивации учащихся, улучшения восприятия устной речи и формирования навыков аудирования на разных этапах обучения. Особое внимание уделено использованию цифровых ресурсов, аутентичных материалов и активных методик. Предлагаются рекомендации для учителей по адаптации заданий с учётом возрастных и языковых особенностей учеников.

Ключевые слова: аудирование, английский язык, технологии обучения, цифровые ресурсы, аутентичные материалы, школьное образование, методы преподавания.

РАБОТА С АУДИРОВАНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Ознобкина Элла Витальевна, учитель английского языка

МБОУ СОШ №63, г. Воронежа

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы и технологии работы с аудированием на уроках английского языка в средней школе (3–11 классы). Представлены методы повышения мотивации учащихся, улучшения восприятия устной речи и формирования навыков аудирования на разных этапах обучения. Особое внимание уделено использованию цифровых ресурсов, аутентичных материалов и активных методик. Предлагаются рекомендации для учителей по адаптации заданий с учётом возрастных и языковых особенностей учеников.

Ключевые слова: аудирование, английский язык, технологии обучения, цифровые ресурсы, аутентичные материалы, школьное образование, методы преподавания.

 

Аудирование занимает важное место в процессе изучения английского языка, так как оно формирует навыки восприятия устной речи, необходимые для общения. Однако многие учащиеся сталкиваются с трудностями при работе с аудиоматериалами: непривычное произношение, быстрый темп речи или недостаток лексического запаса. Учителю важно грамотно организовать процесс работы с аудированием, чтобы преодолеть эти сложности и сделать обучение более продуктивным и увлекательным.

Принципы и этапы работы с аудированием

Работа с аудированием строится на основе следующих принципов:

Последовательность и систематичность. Задания по аудированию должны быть интегрированы в каждый урок, начиная с младших классов, постепенно усложняясь.

Аутентичность материалов. Использование реальных источников (новостей, подкастов, интервью) помогает развивать слуховые навыки и знакомит учащихся с естественным языком.

Мотивация и интерес. Выбор тем, близких к интересам учеников, повышает их вовлечённость.

Интерактивность. Интеграция заданий по аудированию с другими видами речевой деятельности (говорение, письмо) улучшает результаты.

Этапы работы с аудированием включают:

Доаудиторный этап (pre-listening). Подготовка учащихся к восприятию текста: ввод лексики, обсуждение темы, предположение содержания.

Этап аудирования (while-listening). Выполнение заданий, направленных на восприятие и понимание материала.

Постаудиторный этап (post-listening). Обсуждение прослушанного, выполнение творческих или аналитических заданий.

Методы повышения эффективности аудирования

1. Использование цифровых ресурсов

Современные технологии открывают широкий доступ к разнообразным аудиоматериалам. Среди них:

Подкасты. Например, BBC Learning English или TED Talks предлагают материалы с разным уровнем сложности.

Видео. Платформы вроде YouTube позволяют использовать обучающие видео и аутентичные клипы.

Образовательные приложения. Программы, такие как LingQ или EWA, помогают работать с аудированием индивидуально.

Интерактивные задания. Создание упражнений на платформах типа Kahoot или Quizlet позволяет проверить понимание материала.

2. Интеграция аутентичных материалов

Аутентичные аудиоматериалы помогают школьникам адаптироваться к реальной речи носителей языка. Возможные форматы:

Фрагменты фильмов или сериалов.

Интервью и выступления.

Музыкальные композиции, клипы. Например, анализ текста песни может быть частью задания.

3. Игровые методы и креативные задания

Для младших классов:

Игры типа «Угадай слово» или «Поймай звук», где дети должны определить услышанное.

Прослушивание сказок с последующим пересказом. Для старших классов:

Дискуссии по прослушанным текстам.

Ролевые игры, где одна группа объясняет услышанное другой.

4. Дифференцированный подход

Учитель может адаптировать материалы и задания в зависимости от уровня учеников:

Для 3–5 классов: простые тексты, задания на понимание общего содержания.

Для 6–8 классов: тексты средней сложности, задания на поиск конкретной информации.

Для 9–11 классов: сложные аутентичные тексты, анализ точек зрения, критическое осмысление.

Пример урока с аудированием

Тема: «Путешествия» (10 класс).

Материалы: Подкаст об экологическом туризме.

Этапы урока:

Доаудиторный этап. Учитель объясняет, что такое экологический туризм, вводит ключевые слова: sustainability, wildlife, carbon footprint.

Этап аудирования. Учащиеся слушают подкаст дважды: первый раз для общего понимания, второй — для выполнения задания (заполнение таблицы).

Постаудиторный этап. Групповое обсуждение: «Какие преимущества и недостатки экологического туризма вы заметили?». Завершение — создание постера на тему «Совет туристу».

Рекомендации для учителей

Регулярно обновляйте аудиоматериалы, подбирая современные и актуальные темы.

Учитывайте уровень подготовки учащихся, чтобы задания были посильными, но развивающими.

Используйте интерактивные форматы для повышения интереса к аудированию.

Старайтесь интегрировать аудирование с другими видами деятельности, чтобы закрепить навыки.

Аудирование — один из самых сложных, но важных аспектов изучения английского языка. Использование современных технологий, аутентичных материалов и дифференцированного подхода помогает учителям сделать процесс обучения более эффективным. Регулярная работа с аудированием не только улучшает восприятие речи, но и формирует коммуникативные навыки, необходимые в современном мире.

 

Список литературы

Алейникова Ольга Олеговна Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка // Juvenis scientia. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-audirovaniyu-na-zanyatiyah-angliyskogo-yazyka

Сафонова Елена Михайловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник Московской международной академии. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-dlya-razvitiya-navyka-audirovaniya-na-angliyskom-yazyke

Язданкулова Гульнигор Музаффаровна ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ // CARJIS. 2022. №Special Issue 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videomaterialy-v-sovremennoy-sisteme-obucheniya-audirovaniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-shkole-1

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×