Работа с датами на уроках истории | Абрамова Галина Ивановна. Работа №343435
Обобщение опыта работы с датами на уроках истории в основной школе. Применение различных инновационных технологий, позволяющих детям успешно работать с хронологией. Мнемотехника, позволяющая запоминать даты и события через литературные формы. Работа с ЭОР. Данные виды работы позволят учащимся запоминать основные события и даты.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области
Основная общеобразовательная школа №21
города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
Тема выступления:
«Работа с датами
на уроках истории»
подготовил:
педагог высшей квалификационной категории
Абрамова Г.И.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области
Основная общеобразовательная школа №21
города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
2024г
Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё.
Диоген Лаэртский
История одна из не многих наук, при изучении которой появляется возможность увидеть прошлое и изучить его. Через изучение истории происходит формирование, развитие и воспитание в личности патриотизма, уважения к своим предкам, а также уважения к чужой культуре и истории, что на данный момент является одной из самых главных задач по воспитанию молодого поколения.
Изучая историю, школьники узнают о предметах и событиях прошлого, о людях их культуре и традициях различных эпох, а это неразрывно связано с изучением дат, периодов и хронологией событий.
Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями. В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.
Урок истории невозможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты — это то, что устанавливает ход и картину событий, их причины и последствия. Лишь выяснив время свершения события можно определить его связь с предшествующими и последующими событиями. Без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса.
Федеральный государственный стандарт образования, Федеральная Образовательная Программа, историко-культурный стандарт, форма рабочих программ уделяет особое внимание изучению дат. В каждой рабочей программе есть отдельная графа, куда выносятся понятия даты темы для обязательного усвоения. Запоминание дат основано на смысловых связях и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась в памяти ученик, должен хорошо знать факты и причинно-следственные связи, изучаемого события, и должен понимать, что знание временного периода определяет в целом его понимание исторического курса. Я, как педагог, должна продумывать строение каждого урока так, чтобы разнообразить формы и методы работы с датами, на каждом уроке выделяя время на эту работу.
Современный подход к изучению предмета предоставляет нам, учителям, широкое поле выбора форм и методов этой работы. Один из важнейших принципов современного образования обучение путём применения новейших образовательных технологий.
На своих уроках, начиная с пятого класса, при работе с датами, я использую работу с карточками. Она проводится практически на каждом уроке, как при проверке домашнего задания, так и при изучении и закреплении нового материала. Объясняя новую тему, я записываю все новые даты на доске. Ученики выписывают этот материал в свою рабочую тетрадь по истории. Дома она изготавливают двухсторонние карточки. / мастер – класс по их изготовлению я провожу на первом уроке истории в 5 классе, когда изучаем тему «Что изучает история»/Введение//. Я показываю и предлагаю ученикам 5-7 классов самим проиллюстрировать историческое событие на специальной логической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной – рисунок- символ этого события. Подобные карточки очень результативны при проведении устных хронологических диктантов, в решении логических задач на сопоставление однородных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п. С помощью ИКТ этот игровой прем легко переносится на монитор и интерактивную доску.
Основываясь на возрасте учащихся и опираясь на карточки, провожу дидактические игры. С ребятами постарше провожу ЭДИ (Электронные Дидактические Игры), используя интерактивную доску.
Данный вид деятельности на уроках позволяет мне:
Проверить усвоение дат;
Определить пробелы в знании тем или их составляющих;
Научить учащегося соотносить дату с историческим событием, исторической личностью;
Запоминать не только отдельную дату, но и последов
ательность исторических событий
Достаточно эффективно зарекомендовала себя практика применения «определенной системы обучения, развивающей у обучающихся представление о времени как пути достижения исторических событий и о датах как моментах исторического развития» (А.И. Стражев). С этой целью в теорию и практику обучения истории я ввожу хронологические комплексы, ряды логически связанных между собой фактов и дат (А.И. Стражев).
Например, анализируя состояние крепостного права в России в XVIII в. Мы с ребятами совершаем исторический экскурс по основным вехам становления крепостничества и проследить формирование этой системы в XVI в. Такой прием позволяет обучающимся устанавливать прочные ассоциации развития исторических событий во времени, лучше запоминать и развивать историческое мышление.
Хронологические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их последовательность или одновременность мы оформляем в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими из них являются сводные хронологические таблицы, которые сопровождают многие школьные учебники и пособия в качестве справочников по хронологии и представляют собой своеобразные сетки дат и событий. Как правило, в таких таблицах две колонки даты и события (см. приложение 1).
Приложение 1
Важнейшие события в истории России
Даты
События
988
Принятие христианства как государственной религии на Руси
1223
Битва русских с ордынцами на реке Калке
Отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития у нас посвящены тематические хронологические таблицы: «Народные движения в первой половине XIX в.», «Этапы политической реформы в СССР в 1918-1991 гг.» и т.д. В таких таблицах помимо двух традиционных колонок появляется и третья, раскрывающая своеобразие или значение каждого факта в отдельности (см. приложение 2).
Приложение 2
Народные движения во второй половине XVIII в.
Даты
События
Историческое значение
1768
Крестьянское восстание на Правобережной Украине
1771
«Чумной бунт» в Москве
Воспроизвести хронику наиболее важных событий в деталях, подчеркнуть их динамизм, быстроту и напряженность действий их участников помогают календари исторических событий – таблицы, в которых знаменательный факт фиксируется с точностью до дней.
При определении масштабов исторических событий, их типичности и закономерности успешно применяется хронотоп – таблица, в которой главное внимание мы уделяем времени и месту изучаемых событий.
Обучающимся бывает достаточно сложно устанавливать межкурсовые связи при изучении всеобщей и отечественной истории. Помогает им в этом им прием заполнения синхронистических таблиц, в которых фиксируются наиболее важные события и явления, происходившие в одно и то же время в разных странах.
Составление подобных таблиц, их последующее использование при изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и обобщении учебного материала помогает школьникам воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс (см. приложение 3), а историю России «как неотъемлемую часть мирового исторического процесса».
Приложение 3
Страны и народы мира: эпоха Средневековья
Регионы и страны
Века
VI
VII
VIII
IX
X
Юг Дальнего Востока, Маньчжурия
Китай
Корея
Центральная Азия
Русь (Россия)
Европа и Ближний Восток
Так же мною апробирована и используется технология мнемотехники, как одного из методов усвоения информации и предотвращения информационной перегрузки. Красочный, увлекательный рассказ учителя благодаря методам мнемотехники дает возможность воссоздать для ученика шестого, седьмого класса яркие картины прошлого, конкретизировать учебный материал, эмоционально воздействовать на ученика. Мнемотехника-набор способов, которые позволяют быстро и сравнительно легко запомнить необходимые объёмы информации. Мнемотехнические приёмы, прежде всего, применяются для улучшения усвоения сложной информации, которая нуждается в длительном хранении и последующем воспроизведении. Например, последовательность исторических дат, хронологические таблицы, периоды правления и многое другое.
Эффективно работают те методы мнемотехники, которые мы придумали сами со своими учениками. Хочу предложить вам материал по изучению Династии Рюриковичей и Смутного времени методом мнемотехники. Буду рада, если предложенная информация поможет легче изучить и запомнить деятелей, события в данное время. История России с 862 по 1917 гг. условно делиться на три периода: - династия Рюриковичей: 862—1598 гг.; - Смутное время: 1598—1613 гг.; - династия Романовых: 1613—1917 гг. Пре
Преподавая историю в школе много лет, я заметила, что ребята плохо запоминают последовательность правления династии Рюриковичей.
Посмотрите на схему «Родословная русских князей IX-XVI веков», которую нам предлагают авторы учебника 6 класса. Правителей и не запомнишь! «Последовательность правления династии Рюриковичей за пять минут
На первом уроке погружения в историю России учащихся 6класса по схеме «Династия Рюриковичей» вводно знакомлю с последовательностью правления в этот период и предлагаю запомнить считалочку.
РОЙ ОС I
В ЯМУ II
МАХ. (МММ)
ДАВАЙ ИВАН
С ГОРДЫМ И КРАСНЫМ
РУСЬ СОБИРАЙ,
ДЛЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
ВОЙСКО УКРЕПЛЯЙ.
НА I
II
III
IV
ДО ФЁДОРА ИВАНОВИЧА РАССЧИТАЙСЬ.
А теперь давайте разберём нашу считалочку самых важных правителей
Р-юрик
О-лег
Й- Игорь
О-льга С-вятослав(первая усобица на Руси, прерывается последовательность в правлении)
В-ладимир ЯМУ-Ярослав Мудрый( вторая усобица на Руси)
МАХ- Владимир Мономах. МММ(М-Мстислав Великий. Монголо-татары. Москва)
Д-Юрий Долгорукий
А-ндрей Боголюбский
В-севолод Большое Гнездо
А-лександр Невский
Й-ВАН РУСЬ Собирай-Иван Калита
С Гордым и Красным
ДЛЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО ВОЙСКО УКРЕПЛЯЙ -Дмитрий Донской
ДО ФЁДОРА ИВАНОВИЧА
НА
I Василий I
II ВасилийII
III Иван III III Василий III
IVИван IV
Рассчитайсь!
Фёдор Иванович умер в 1598 году.
Закончилась династия Рюриковичей.
Специфическую роль в изложении материала выполняют схемы, которые в самых разнообразных вариантах предложеные в рабочих тетрадях по истории. Например, схемы-лесенки – они выстраивают цепочку дат и событий, которые непосредственно привели к тому или иному значительному факту истории («Мир на пути к Первой мировой войне», «Как начиналась война на Балканах» и т.п.). В более крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы и вехи становления определенного исторического феномена (см. приложение).
Круговые схемы фиксируют временные рамки исторических событий, о периодизации которых в науке существуют разные точки зрения. Сопоставляя их, обучающиеся обоснованно выбирают одну из них (см. приложение).
Процесс формирования хронологических знаний и умений школьников на уроке истории не замыкается на сообщении дат, и тем более на их механическом заучивании.
Все виды работ с датами и познавательные заданий помогают диагностировать качество подготовки обучающихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития хронологических умений
Приложение.
1.
Крушение колониальной системы (1940-1990-е гг.)
1940-1950………..8
1951-1959…………..9
1960……………..18
1961-1970……………………31
1971-1980…………………25
1981-1990…7