Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с датами на уроках истории | Абрамова Галина Ивановна. Работа №343435

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Обобщение опыта работы с датами на уроках истории в основной школе. Применение различных инновационных технологий, позволяющих детям успешно работать с хронологией. Мнемотехника, позволяющая запоминать даты и события через литературные формы. Работа с ЭОР. Данные виды работы позволят учащимся запоминать основные события и даты. 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области

Основная общеобразовательная школа №21

города Новокуйбышевска

городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

 

 

 

 

 

 

Тема выступления:

«Работа с датами

на уроках истории»

 

 

 

 

подготовил:

педагог высшей квалификационной категории

Абрамова Г.И.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области

Основная общеобразовательная школа №21

города Новокуйбышевска

городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

 

 

 

 

 

2024г

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё.

 

Диоген Лаэртский

 

 

 

История одна из не многих наук, при изучении которой появляется возможность увидеть прошлое и изучить его. Через изучение истории происходит формирование, развитие и воспитание в личности патриотизма, уважения к своим предкам, а также уважения к чужой культуре и истории, что на данный момент является одной из самых главных задач по воспитанию молодого поколения.

Изучая историю, школьники узнают о предметах и событиях прошлого, о людях их культуре и традициях различных эпох, а это неразрывно связано с изучением дат, периодов и хронологией событий.

Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями. В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Урок истории невозможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты — это то, что устанавливает ход и картину событий, их причины и последствия. Лишь выяснив время свершения события можно определить его связь с предшествующими и последующими событиями. Без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса.

Федеральный государственный стандарт образования, Федеральная Образовательная Программа, историко-культурный стандарт, форма рабочих программ уделяет особое внимание изучению дат. В каждой рабочей программе есть отдельная графа, куда выносятся понятия даты темы для обязательного усвоения. Запоминание дат основано на смысловых связях и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась в памяти ученик, должен хорошо знать факты и причинно-следственные связи, изучаемого события, и должен понимать, что знание временного периода определяет в целом его понимание исторического курса. Я, как педагог, должна продумывать строение каждого урока так, чтобы разнообразить формы и методы работы с датами, на каждом уроке выделяя время на эту работу.

Современный подход к изучению предмета предоставляет нам, учителям, широкое поле выбора форм и методов этой работы. Один из важнейших принципов современного образования обучение путём применения новейших образовательных технологий.

На своих уроках, начиная с пятого класса, при работе с датами, я использую работу с карточками. Она проводится практически на каждом уроке, как при проверке домашнего задания, так и при изучении и закреплении нового материала. Объясняя новую тему, я записываю все новые даты на доске. Ученики выписывают этот материал в свою рабочую тетрадь по истории. Дома она изготавливают двухсторонние карточки. / мастер – класс по их изготовлению я провожу на первом уроке истории в 5 классе, когда изучаем тему «Что изучает история»/Введение//. Я показываю и предлагаю ученикам 5-7 классов самим проиллюстрировать историческое событие на специальной логической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной – рисунок- символ этого события. Подобные карточки очень результативны при проведении устных хронологических диктантов, в решении логических задач на сопоставление однородных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п. С помощью ИКТ этот игровой прем легко переносится на монитор и интерактивную доску.

Основываясь на возрасте учащихся и опираясь на карточки, провожу дидактические игры. С ребятами постарше провожу ЭДИ (Электронные Дидактические Игры), используя интерактивную доску.

Данный вид деятельности на уроках позволяет мне:

Проверить усвоение дат;

Определить пробелы в знании тем или их составляющих;

Научить учащегося соотносить дату с историческим событием, исторической личностью;

Запоминать не только отдельную дату, но и последов

ательность исторических событий

Достаточно эффективно зарекомендовала себя практика применения «определенной системы обучения, развивающей у обучающихся представление о времени как пути достижения исторических событий и о датах как моментах исторического развития» (А.И. Стражев). С этой целью в теорию и практику обучения истории я ввожу хронологические комплексы, ряды логически связанных между собой фактов и дат (А.И. Стражев).

Например, анализируя состояние крепостного права в России в XVIII в. Мы с ребятами совершаем исторический экскурс по основным вехам становления крепостничества и проследить формирование этой системы в XVI в. Такой прием позволяет обучающимся устанавливать прочные ассоциации развития исторических событий во времени, лучше запоминать и развивать историческое мышление.

Хронологические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их последовательность или одновременность мы оформляем в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими из них являются сводные хронологические таблицы, которые сопровождают многие школьные учебники и пособия в качестве справочников по хронологии и представляют собой своеобразные сетки дат и событий. Как правило, в таких таблицах две колонки даты и события (см. приложение 1).

Приложение 1

Важнейшие события в истории России

Даты

События

988

Принятие христианства как государственной религии на Руси

1223

Битва русских с ордынцами на реке Калке

 

Отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития у нас посвящены тематические хронологические таблицы: «Народные движения в первой половине XIX в.», «Этапы политической реформы в СССР в 1918-1991 гг.» и т.д. В таких таблицах помимо двух традиционных колонок появляется и третья, раскрывающая своеобразие или значение каждого факта в отдельности (см. приложение 2).

Приложение 2

Народные движения во второй половине XVIII в.

Даты

События

Историческое значение

1768

Крестьянское восстание на Правобережной Украине

 

1771

«Чумной бунт» в Москве

 

 

 

Воспроизвести хронику наиболее важных событий в деталях, подчеркнуть их динамизм, быстроту и напряженность действий их участников помогают календари исторических событий – таблицы, в которых знаменательный факт фиксируется с точностью до дней.

При определении масштабов исторических событий, их типичности и закономерности успешно применяется хронотоп – таблица, в которой главное внимание мы уделяем времени и месту изучаемых событий.

Обучающимся бывает достаточно сложно устанавливать межкурсовые связи при изучении всеобщей и отечественной истории. Помогает им в этом им прием заполнения синхронистических таблиц, в которых фиксируются наиболее важные события и явления, происходившие в одно и то же время в разных странах.

Составление подобных таблиц, их последующее использование при изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и обобщении учебного материала помогает школьникам воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс (см. приложение 3), а историю России «как неотъемлемую часть мирового исторического процесса».

 

Приложение 3

Страны и народы мира: эпоха Средневековья

Регионы и страны

Века

 

VI

VII

VIII

IX

X

Юг Дальнего Востока, Маньчжурия

 

 

 

 

 

Китай

 

 

 

 

 

Корея

 

 

 

 

 

Центральная Азия

 

 

 

 

 

Русь (Россия)

 

 

 

 

 

Европа и Ближний Восток

 

 

 

 

 

 

Так же мною апробирована и используется технология мнемотехники, как одного из методов усвоения информации и предотвращения информационной перегрузки. Красочный, увлекательный рассказ учителя благодаря методам мнемотехники дает возможность воссоздать для ученика шестого, седьмого класса яркие картины прошлого, конкретизировать учебный материал, эмоционально воздействовать на ученика. Мнемотехника-набор способов, которые позволяют быстро и сравнительно легко запомнить необходимые объёмы информации. Мнемотехнические приёмы, прежде всего, применяются для улучшения усвоения сложной информации, которая нуждается в длительном хранении и последующем воспроизведении. Например, последовательность исторических дат, хронологические таблицы, периоды правления и многое другое.

Эффективно работают те методы мнемотехники, которые мы придумали сами со своими учениками. Хочу предложить вам материал по изучению Династии Рюриковичей и Смутного времени методом мнемотехники. Буду рада, если предложенная информация поможет легче изучить и запомнить деятелей, события в данное время. История России с 862 по 1917 гг. условно делиться на три периода: - династия Рюриковичей: 862—1598 гг.; - Смутное время: 1598—1613 гг.; - династия Романовых: 1613—1917 гг. Пре

Преподавая историю в школе много лет, я заметила, что ребята плохо запоминают последовательность правления династии Рюриковичей.

Посмотрите на схему «Родословная русских князей IX-XVI веков», которую нам предлагают авторы учебника 6 класса. Правителей и не запомнишь! «Последовательность правления династии Рюриковичей за пять минут

На первом уроке погружения в историю России учащихся 6класса по схеме «Династия Рюриковичей» вводно знакомлю с последовательностью правления в этот период и предлагаю запомнить считалочку.

РОЙ ОС I

В ЯМУ II

МАХ. (МММ)

ДАВАЙ ИВАН

С ГОРДЫМ И КРАСНЫМ

РУСЬ СОБИРАЙ,

ДЛЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

ВОЙСКО УКРЕПЛЯЙ.

НА I

II

III

IV

ДО ФЁДОРА ИВАНОВИЧА РАССЧИТАЙСЬ.

А теперь давайте разберём нашу считалочку самых важных правителей

Р-юрик

О-лег

Й- Игорь

О-льга С-вятослав(первая усобица на Руси, прерывается последовательность в правлении)

В-ладимир ЯМУ-Ярослав Мудрый( вторая усобица на Руси)

МАХ- Владимир Мономах. МММ(М-Мстислав Великий. Монголо-татары. Москва)

Д-Юрий Долгорукий

А-ндрей Боголюбский

В-севолод Большое Гнездо

А-лександр Невский

Й-ВАН РУСЬ Собирай-Иван Калита

С Гордым и Красным

ДЛЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО ВОЙСКО УКРЕПЛЯЙ -Дмитрий Донской

ДО ФЁДОРА ИВАНОВИЧА

НА

I Василий I

II ВасилийII

III Иван III III Василий III

IVИван IV

Рассчитайсь!

Фёдор Иванович умер в 1598 году.

Закончилась династия Рюриковичей.

Специфическую роль в изложении материала выполняют схемы, которые в самых разнообразных вариантах предложеные в рабочих тетрадях по истории. Например, схемы-лесенки – они выстраивают цепочку дат и событий, которые непосредственно привели к тому или иному значительному факту истории («Мир на пути к Первой мировой войне», «Как начиналась война на Балканах» и т.п.). В более крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы и вехи становления определенного исторического феномена (см. приложение).

Круговые схемы фиксируют временные рамки исторических событий, о периодизации которых в науке существуют разные точки зрения. Сопоставляя их, обучающиеся обоснованно выбирают одну из них (см. приложение).

Процесс формирования хронологических знаний и умений школьников на уроке истории не замыкается на сообщении дат, и тем более на их механическом заучивании.

Все виды работ с датами и познавательные заданий помогают диагностировать качество подготовки обучающихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития хронологических умений

Приложение.

1.

 

Крушение колониальной системы (1940-1990-е гг.)

1940-1950………..8

1951-1959…………..9

1960……………..18

1961-1970……………………31

1971-1980…………………25

1981-1990…7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×