Работа с детьми аутистами в детском саду | Баранова Анна Владимировна. Работа №352165
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы и методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада. Освещаются особенности взаимодействия с детьми-аутистами, эффективные стратегии коррекционной работы и рекомендации для воспитателей. Основное внимание уделено созданию благоприятной среды для развития, адаптации и социализации таких детей. Материал может быть полезен воспитателям, педагогам и специалистам дошкольных учреждений.
Ключевые слова: РАС, аутизм, дети-аутисты, дошкольное образование, адаптация, коррекционная работа, социализация.
РАБОТА С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ В ДЕТСКОМ САДУ
Баранова Анна Владимировна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Теремок» п.Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы и методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада. Освещаются особенности взаимодействия с детьми-аутистами, эффективные стратегии коррекционной работы и рекомендации для воспитателей. Основное внимание уделено созданию благоприятной среды для развития, адаптации и социализации таких детей. Материал может быть полезен воспитателям, педагогам и специалистам дошкольных учреждений.
Ключевые слова: РАС, аутизм, дети-аутисты, дошкольное образование, адаптация, коррекционная работа, социализация.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой разнообразную группу нарушений, характеризующихся трудностями в социальной коммуникации, поведении и ограниченным набором интересов. В последние годы в дошкольные образовательные учреждения всё чаще поступают дети с диагнозом РАС, что ставит перед воспитателями задачу организации подходящей образовательной и развивающей среды. Важно учитывать особенности таких детей, чтобы помочь им максимально раскрыть свой потенциал, адаптироваться в обществе и подготовиться к дальнейшему обучению.
Особенности детей-аутистов в дошкольном возрасте
Дети с РАС могут иметь широкий спектр индивидуальных особенностей, среди которых:
Социальные трудности: сложности в установлении контакта, избегание взгляда в глаза, низкая потребность в общении.
Коммуникация: отсутствие речи или использование её в ограниченной форме, трудности с пониманием эмоций и намерений окружающих.
Сенсорная чувствительность: гипер- или гипочувствительность к звукам, свету, прикосновениям.
Стереотипное поведение: повторяющиеся движения, потребность в рутинных действиях.
Эти особенности требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также применения специальных методов работы.
Принципы работы с детьми-аутистами в детском саду
Создание безопасной и предсказуемой среды
Разработайте чёткий распорядок дня, чтобы ребёнок знал, что его ждёт в течение дня.
Используйте визуальные расписания, чтобы облегчить понимание структуры дня.
Индивидуальный подход
Учитывайте способности и интересы ребёнка. Например, если ребёнок увлекается музыкой, включите элементы музыкальной терапии в занятия.
Постепенно вводите новые виды деятельности, избегая резких изменений, которые могут вызвать стресс.
Социальная адаптация
Помогайте детям-аутистам устанавливать контакты со сверстниками. Используйте игры, требующие минимального взаимодействия, и постепенно усложняйте их.
Привлекайте других детей к помощи и поддержке, создавая атмосферу взаимопонимания.
Коррекционные методы
Применяйте элементы АВА-терапии (прикладного анализа поведения): позитивное подкрепление за правильные действия.
Используйте PECS (систему обмена картинками) для улучшения коммуникации.
Работа с сенсорными особенностями
Обеспечьте зоны для сенсорной разгрузки, где ребёнок может расслабиться, если перегружен.
Включайте в занятия элементы сенсорной интеграции, например, тактильные игры или работу с песком и водой.
Рекомендации для воспитателей
Обучение и повышение квалификации
Педагоги должны регулярно проходить курсы по работе с детьми с РАС, чтобы быть в курсе современных методов и подходов.
Работа в команде
Эффективная помощь детям-аутистам требует взаимодействия с другими специалистами: логопедами, психологами, дефектологами.
Партнёрство с родителями
Родители играют ключевую роль в адаптации ребёнка. Проводите регулярные консультации, чтобы узнавать особенности поведения ребёнка дома и согласовывать образовательные стратегии.
Эмоциональная поддержка
Важно сохранять терпение и позитивный настрой. Помните, что дети-аутисты часто обладают уникальными способностями, которые можно развивать.
Работа с детьми с РАС в условиях детского сада требует гибкости, терпения и высокого уровня профессионализма. Главная цель — создать такие условия, при которых ребёнок сможет развиваться, учиться взаимодействовать с окружающим миром и чувствовать себя комфортно. Сплочённая работа педагогов, специалистов и родителей поможет детям-аутистам успешнее адаптироваться в обществе и раскрыть свои возможности.
Список литературы
Воронкова Людмила Николаевна,
Кирли
Домника
Пантелеевна, Леонидова Ирина Васильевна, Колесникова Ирина Александровна СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Интерактивная наука.
2021. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-detey-s-autizmom-v-usloviyah-gruppy-kompensiruyuschey-napravlennosti
Гилигашвили
Любовь Юрьевна ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-osobennosti-obucheniya-i-razvitiya
Недоводиева
Н. М.,
Квитченко
Н. А., Леонова М. В. Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом // Символ науки.
2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-sotsializatsiya-detey-s-rannim-detskim-autizmom