Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с детьми аутистами в детском саду | Баранова Анна Владимировна. Работа №352165

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы и методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада. Освещаются особенности взаимодействия с детьми-аутистами, эффективные стратегии коррекционной работы и рекомендации для воспитателей. Основное внимание уделено созданию благоприятной среды для развития, адаптации и социализации таких детей. Материал может быть полезен воспитателям, педагогам и специалистам дошкольных учреждений.

Ключевые слова: РАС, аутизм, дети-аутисты, дошкольное образование, адаптация, коррекционная работа, социализация.

РАБОТА С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ В ДЕТСКОМ САДУ

 

Баранова Анна Владимировна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Теремок» п.Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы и методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях детского сада. Освещаются особенности взаимодействия с детьми-аутистами, эффективные стратегии коррекционной работы и рекомендации для воспитателей. Основное внимание уделено созданию благоприятной среды для развития, адаптации и социализации таких детей. Материал может быть полезен воспитателям, педагогам и специалистам дошкольных учреждений.

Ключевые слова: РАС, аутизм, дети-аутисты, дошкольное образование, адаптация, коррекционная работа, социализация.

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой разнообразную группу нарушений, характеризующихся трудностями в социальной коммуникации, поведении и ограниченным набором интересов. В последние годы в дошкольные образовательные учреждения всё чаще поступают дети с диагнозом РАС, что ставит перед воспитателями задачу организации подходящей образовательной и развивающей среды. Важно учитывать особенности таких детей, чтобы помочь им максимально раскрыть свой потенциал, адаптироваться в обществе и подготовиться к дальнейшему обучению.

Особенности детей-аутистов в дошкольном возрасте

Дети с РАС могут иметь широкий спектр индивидуальных особенностей, среди которых:

Социальные трудности: сложности в установлении контакта, избегание взгляда в глаза, низкая потребность в общении.

Коммуникация: отсутствие речи или использование её в ограниченной форме, трудности с пониманием эмоций и намерений окружающих.

Сенсорная чувствительность: гипер- или гипочувствительность к звукам, свету, прикосновениям.

Стереотипное поведение: повторяющиеся движения, потребность в рутинных действиях.

Эти особенности требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также применения специальных методов работы.

Принципы работы с детьми-аутистами в детском саду

Создание безопасной и предсказуемой среды

Разработайте чёткий распорядок дня, чтобы ребёнок знал, что его ждёт в течение дня.

Используйте визуальные расписания, чтобы облегчить понимание структуры дня.

Индивидуальный подход

Учитывайте способности и интересы ребёнка. Например, если ребёнок увлекается музыкой, включите элементы музыкальной терапии в занятия.

Постепенно вводите новые виды деятельности, избегая резких изменений, которые могут вызвать стресс.

Социальная адаптация

Помогайте детям-аутистам устанавливать контакты со сверстниками. Используйте игры, требующие минимального взаимодействия, и постепенно усложняйте их.

Привлекайте других детей к помощи и поддержке, создавая атмосферу взаимопонимания.

Коррекционные методы

Применяйте элементы АВА-терапии (прикладного анализа поведения): позитивное подкрепление за правильные действия.

Используйте PECS (систему обмена картинками) для улучшения коммуникации.

Работа с сенсорными особенностями

Обеспечьте зоны для сенсорной разгрузки, где ребёнок может расслабиться, если перегружен.

Включайте в занятия элементы сенсорной интеграции, например, тактильные игры или работу с песком и водой.

Рекомендации для воспитателей

Обучение и повышение квалификации

Педагоги должны регулярно проходить курсы по работе с детьми с РАС, чтобы быть в курсе современных методов и подходов.

Работа в команде

Эффективная помощь детям-аутистам требует взаимодействия с другими специалистами: логопедами, психологами, дефектологами.

Партнёрство с родителями

Родители играют ключевую роль в адаптации ребёнка. Проводите регулярные консультации, чтобы узнавать особенности поведения ребёнка дома и согласовывать образовательные стратегии.

Эмоциональная поддержка

Важно сохранять терпение и позитивный настрой. Помните, что дети-аутисты часто обладают уникальными способностями, которые можно развивать.

Работа с детьми с РАС в условиях детского сада требует гибкости, терпения и высокого уровня профессионализма. Главная цель — создать такие условия, при которых ребёнок сможет развиваться, учиться взаимодействовать с окружающим миром и чувствовать себя комфортно. Сплочённая работа педагогов, специалистов и родителей поможет детям-аутистам успешнее адаптироваться в обществе и раскрыть свои возможности.

 

Список литературы

Воронкова Людмила Николаевна,

Кирли

Домника

Пантелеевна, Леонидова Ирина Васильевна, Колесникова Ирина Александровна СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Интерактивная наука.

2021. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-detey-s-autizmom-v-usloviyah-gruppy-kompensiruyuschey-napravlennosti

Гилигашвили

Любовь Юрьевна ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-osobennosti-obucheniya-i-razvitiya

Недоводиева

Н. М.,

Квитченко

Н. А., Леонова М. В. Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом // Символ науки.

2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-sotsializatsiya-detey-s-rannim-detskim-autizmom

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×