Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в зарубежных странах | Мой кабинет. Работа №347057
Феномен социального сиротства также актуален для России, где ежегодно выявляются тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. В стране предпринимаются усилия для создания системы опеки и усыновления, а также для поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Важную роль играют государственные программы и общественные организации, направленные на профилактику социального сиротства и улучшение условий жизни детей.
Государственное бюджетное учреждение Калужской области
Реабилитационный центр для инвалидов
«Калужский реабилитационно-образовательный комплекс»
.
.
Методический доклад
на тему:
«Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в зарубежных странах»
Социальный педагог:
Т.С. Мамонова
Калуга – 2023г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………….…2
Основная часть……………………………………………………………...3
Этапы общественн
ого воспитания детей-сирот……………
Формы опеки в международной практике………………
Технологии социальной работы с детьми
–
сиротами
:
В
Финляндии…………………………………………
Во Франции……………………………………………………
В Германии………………………………………………
В Америке…………………………………………………
В Великобритании
………………………………
В Швеции
……………………
В
Китае……………………………………………………….
В Австрии
………………………………………………….
В Израиле…………………………………………
В Японии
……………………………………………
Заключение…………………………………………………………...
Список литература………………………………………………………...
Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей,
в зарубежных странах
Введение:
ФенОмен социального сиротства присущ многим странам мира. Каждое государство определяет собственные пути преодоления этого явления и предоставления социальной защиты детям, которые осталось без родительской заботы.
Россия и страны Западной Европы шли разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения.
Историю общественного воспитания в странах Западной Европы можно разделить на четыре этапа.
Первый этап характеризуется стремлением извлечь из благотворительных приютов, работных домов и тюрем «эффективных», т.е. социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального развития условиями.
Второй этап характеризуется отказом от существующих крупных воспитательных учреждений и созданием воспитательных домов семейного типа, называемых «коттеджами».
На третьем этапе, с начала XX в., а в большей степени после Второй мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приемных детей непосредственно в семье и родительскую ответственность за детей на период патроната.
(1970 -1980)
На четвертом этапе
деинституционализация
(
сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях)
воспитания детей-сирот становится ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекращают свое существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитываются в приемных семьях, в т
ом числе и профессиональных.
(1990 г. – настоящее время) Подход власти к определению степени необходимости устройства детей в интернатные учреждения значительно различаются в зависимости от страны и обуславливаются общей ситуацией в стране.
В решении проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в международной практике накоплен интересный опыт.
Приоритетными формами опеки в международной практике являются:
Приёмная семья
;
Интернатное
учреждение;
Усыновление
;
Опека в семьях родственников
;
Приемная семья:
Приемная семья - это семья (или отдельный человек), которая взяла на удержание и воспитание ребенка-сироту или ребенка, который лишен родительской опеки. Эти семьи имеют собственных детей и могут взять на воспитание одного, двух или трех детей, но не больше. Местные органы власти выплачивают приемной семье определенную сумму денег на содержание ребенка и за то, что она проявляет заботу о ребенке. Этой суммы достаточно для того, чтобы покрыть затраты на содержание ребенка, но ее нельзя рассматривать как заработную плату. Это связано с тем, что структура приемной семьи рассчитана на людей, которые хотят помочь детям, а не получить материальной выгоды. Приемные родители не имеют возможности выбирать себе ребенка. Решение о направлении детей или подростков к той или другой приемной семье принимает социальный работник. Приемные родители проходят подготовку относительно решения определенных трудностей, которые могут возникать при общении с детьми. В случае, если приемные родители не могут решить каких-то проблем, они обращаются за помощью к социальному работнику.
По уровню развития системы приемных семей страны можно поделить на такие группы:
С
траны, где приемные семьи существуют больше тридцати лет (Великобритания, Финляндия, Нидерланды и т.п.);
С
траны, где система приемных семей введена недавно (Венгрия, Румыния);
С
траны, где система приемных семей только разрабатывается или планируется разрабатываться (
Россия,
Грузия, Армения, Болгария, Польша).
Существует система краткосрочных приемных семей, которые берут на содержание ребенка на короткое время: несколько недель или несколько месяцев, пока родная семья ребенка не решит своих проблем (болезнь, пребывание в больнице и т.п.) или пока ребенка не направят на содержание в детский дом или в другую семью.
Долгосрочная приемная семья: Семья берет ребенка на удержание с момента возникновения необходимости изъять ребенка из неблагополучной семьи ко времени, когда ребенок становится взрослым.
Существуют приемные семьи, которые называются приемные семьи-специалисты. Они берут на содержание детей, как правило, подросткового возраста, у которых имеются проблемы с поведением, или детей с проблемами физического развития, детей-инвалидов. Такие дети требуют больше времени на воспитание и специальных знаний.
Одной из разновидностей приемной семьи – является фостерная семья.
Фостерная семья — это профессиональная замещающая семья, которая временно принимает детей. Основные задачи таких семей — помочь ребенку не попасть в сиротское учреждение, обеспечить ему воспитание, содержание, реабилитацию в семейных условиях.
Детей можно размещать в фостерной семье в ситуациях, когда они временно или постоянно остаются без кровных родителей. Это может быть кризис или сложная ситуация в семье, например, когда у родителей отсутствуют базовые социальные навыки, либо родитель-одиночка тяжело заболел или долго лежит в больнице, а кровные родственники в это время не могут заботиться о ребенке.
В этих обстоятельствах фостерные семьи должны не только обеспечить детям нормальные условия жизни, но и заложить психологическую основу, чтобы ребенок мог переехать в постоянную приемную семью или вернуться к кровным родителям. Фостерная семья - это новое явление для нашего общества.
Фостерная помощь - это помощь, оказываемая детям, взрослым, а также семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В понятие «фостерная семья» не входит усыновление, опека и попечительство над ребенком.
Интернатное учреждение
Семьи, в случае, если ребенку нельзя найти приемной семьи (как правило, это связано с возрастом или со сложным поведением ребенка), его направляют в учреждение, которое называется детским домом. В обычном детском доме содержится, как правило, 6-20 детей. Детские дома создаются с учетом того, что дети долго не будут задерживаться в них.
Детей направляют в родную семью (если она готова их принять) или в приемную семью, если возраст ребенка составляет меньше 14 лет.
В таких странах, как Румыния, Венгрия в соответствии с принятыми в них законами относительно защиты прав детей любое интернатное учреждение должно быть максимально приближенно к созданию семейной атмосферы воспитания и не может удерживать больше 20-30 детей. На такую реформу интернатных учреждений правительство Венгрии выделило значительные средства из государственного бюджета страны. Практически во всех постсоциалистических странах такие изменения вызвали неудовольствие у руководства интернатных учреждений, но этот процесс происходит активно, несмотря на сопротивление традиционной системы воспитания и удержание детей, лишенных родительской опеки.
Детские дома рассчитаны на то, чтобы удерживать ребенка (подростка), если он переживает острые кризы, например, если ребенок сбежал из дома, подросток поругался или подрался с отцом, если родители ребенка погибли. Детские дома расположены недалеко от местожительства родной семьи, не более, чем за полчаса езды. Таким образом, ребенок может продолжать обучение в той же школе, в которой он учился, прежде чем попал в детский дом, имеет возможность посещать членов своей семьи, родственников, знакомых.
Детские дома выполняют разные функции и имеют разную специализацию. Существуют дома, работа в которых направленная на то, чтобы подготовить ребенка к переходу в приемную семью. Некоторые детские дома рассчитаны на детей, которые пострадали от определенного насилия или пережили стресс и требуют терапии, чтобы приспособиться к дальнейшей жизни. Существуют дома для детей, которые страдают от определенных патологий в поведении.
Независимо от специализации детского дома, для большинства детей, которые в нем содержатся, план работы с ними направлен на то, чтобы направить их в приемную семью или создать в родной семье нормальные условия для пребывания. Но для детей, которые из-за определенных обстоятельств не могут жить в семье, тоже существует система детских домов.
Детские дома, в которых дети остаются на долгосрочное содержание, как правило, рассчитаны на детей старшего возраста. Это связано с тем, что приемные родители, как правило, хотят брать на воспитание детей младшего возраста. Тяжело найти семью, которая возьмет на воспитание подростка, который уже сформировалась как личность, имеет свои привычки.
Существуют учреждения для содержания детей старшего возраста -полунезависимые учреждения. Они рассчитаны на содержание детей, которые в раннем возрасте оставили семью, не жили с родной семьей и имеют определенный опыт выживания. Если подростку исполняется 16 лет (это возраст окончания обучения), то он может направиться в такое учреждение и получить там дополнительные навыки самостоятельной жизни. В полунезависимом учреждении контроль за подростками значительно меньше, чем в детском доме, но все равно там есть персонал, который поддерживает детей и учит их. Подростки сами готовят пищу, имеют ключи от собственных комнат.
Если подросток готов оставить учреждение, местная власть находит для него отдельное жилье для начала самостоятельной взрослой жизни. Но несмотря на то, что ребенок оставляет учреждение, он еще требует внимания социального работника. И он посещает его, чтобы помогать в решении жизненных проблем.
Существует и такой тип детских учреждений - дома безопасности. Эти учреждения удерживают детей в "закрытом" состоянии, то есть дети не имеют права их оставлять. В такие дома направляются дети, которые представляют угрозу для себя или других людей. Например, ребенок, который убегает из дома настолько часто, что это представляет угрозу для его жизни, или же ребенок или подросток, которые совершило много правонарушений.
Для направления ребенка к дому безопасности необходимое решение суда.
Еще один тип института удержание детей - колонии. В них содержатся подростки в возрасте от 14 до 19 лет. Содержание ребенка в таком учреждении рассматривается уже не как забота, а как наказание. Нельзя направить к колонии подростка без решения суда, и такая форма содержания детей рассматривается как наказание за преступление.
Усыновление
Существует еще одна форма заботы о ребенке - усыновление.
Усыновление (или удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей и допускается в отношении несовершеннолетних.
Такая форма заботы выводит ребенка из системы государственной заботы. Как правило, усыновляют грудных или совсем маленьких детей, которые не имеют возможности в дальнейшем возвратиться в собственную семью. В зарубежных странах основным пунктом законодательства становится помощь родителям и «государственный надзор» за процессом решения детских проблем, прежде всего с участием и поддержкой семьи. В эмоциональном плане приемные родители приобретают зачастую больше, чем отдают. Для таких людей нет чужих детей, чужих проблем. Задача социальных служб состоит в том, чтобы выявить именно этих родителей, которые готовы трудиться круглые сутки, без выходных дней и отпуска. В Европе существует институт «поддержки семьи», куда на несколько дней отправляется ребенок при незначительных проблемах с родственниками.
В США будущим родителям не полагается «компенсация» за ответственный шаг, а напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все документы, которые могут описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они в состоянии обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т.д., до медицинских анализов. Но потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно.
Патронат и усыновление имеют в зарубежных странах существенную специфику. Главная особенность усыновления заключается в том, что приемные родители не скрывают факта усыновления. В законодательстве зарубежных стран нет понятия «тайна усыновления», соответственно, нет и уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления.
Технологии социальной работы с детьми – сиротами
Решение проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в международной практике имеет многолетнюю историю, накоплен и интересный опыт.
Финляндия:
В Финляндии нет детских домов. В Финляндии не существует понятия «социального сиротства». Сиротой считается несовершеннолетний, у которого нет мамы и папы. Такая процедура, как «лишение родительских прав» также не предусмотрена законодательством. Родители, чьи дети изъяты, все равно сохраняют свои права и могут восстановить семью, устранив претензии социальных служб. Основания же для изъятия ребенка из семьи сходны с российскими: угроза здоровью детей, злоупотребление алкоголем или наркотиками, девиантное поведение подростка, психические отклонения родителей. И всё же - это не наказание, а мера для его защиты. И в детское учреждение, где максимальное количество мест - 24, ребёнок попадает не на всю жизнь, а на 2-3 года в среднем. Закон в Финляндии обязывает социальные службы поддерживать связь между ребёнком и родителями. Дети получают на карманные расходы минимум 50 Евро в месяц. Местным жителям можно брать детей в гости этой возможностью финны активно пользуются. А когда такие дети вырастут - им положены различные льготы и стипендии, что даёт таким людям все стартовые возможности в жизни.
Франция:
Во Франции нет детских домов. В подавляющем большинстве случаев дети-сироты берутся под опеку их родственниками (тетями, дядями, дедушками и бабушками). Тем не менее, существуют временные детские приемники, куда помещают детей с проблемами. Но, это приемники для детей, у которых есть родители. Родители и дети остаются в контакте, и все делается для того, чтобы подготовить возвращение этих детей домой.
Раньше бездетные семьи могли усыновить круглых сирот, отданных на попечение государству. Сегодня, оказавшихся без матери малышей, сначала определяют в семьи, специализирующие на временном приеме, или в ясли. К приемным родителям такие малыши попадают уже через несколько месяцев после отказа от них настоящих родителей.
Германия:
В Германии Конституцией предусматривается баланс прав родителей и требований к обеспечению благополучия ребенка, при этом права родителей пользуются большим уважением. Решение о лишении родительских прав рассматривается как серьезное вмешательство в дела семьи, допустимое только в том случае, если после использования всех возможностей сохраняется серьезная угроза безопасности ребенка. В Германии труднее лишить родителей родительских прав, а социальные службы готовы длительное время расходовать значительные средства на оказание помощи ребенку, определенному в замещающую семью на длительный срок.
В Германии детский дом имеет характер дома, т.е. ребенок живет в семье, которая согласна такого ребенка воспитывать. Это не усыновление, люди остаются «юридически чужими» а государство выплачивает компенсацию (расходы на предоставление ребёнку жилой площади, питание, одежду и т.д.). Даже если ребенку нужно прожить короткое время в чужой семье, эти чужие семьи получают и компенсацию расходов, и оплату за свой труд.
Америка:
В Америке также нет детских домов. В США широко развита система приёмных родителей, которые берут к себе жить детей без усыновления, а государство им платит за это какое-то пособие. Конечно существуют центры-распределители, где дети находятся пока не попадут в какую-нибудь семью.
Большинство ребят попадают в опекунские семьи. Кто-то берет к себе сирот ради денег, кто-то - в качестве благотворительности или от избытка свободного времени. Считается, что даже временная семья - это намного лучше, чем детдом.
Великобритания:
В Великобритании считается необходимым сделать все возможное, чтобы содействовать биологической семье в воспитании ребенка. Если интересы ребенка нарушаются, то общество должно предоставить ребенку другие подходящие условия для постоянного проживания, при этом дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на усыновление, которое должно проводиться в максимально короткие сроки.
В Англии принят «Закон о детях».
В основу этого закона положены следующие принципы:
1. только родная семья может предоставить ребенку возможность для
максимально полного развития и для обеспечения его благосостояния;
2. признается приоритет кровных родителей в сохранении родительских прав (родительской ответственности). Родителям обеспечиваются условия для сохранения ими родительской ответственности и в случае содержания ребенка вне дома;
3. государственные органы, родители замещающей семьи (фостерные родители) и другие лица, обеспечивающие содержание ребенка вне дома, обязаны способствовать контактам ребенка с его кровными родителями или родственниками;
4. государственные органы обязаны стремиться работать в сотрудничестве с кровными родителями и устанавливать это сотрудничество;
Швеция:
Детей забирают у родителей только после того, как с семьей на протяжении долгого времени работали другие социальные службы, специалисты по внутрисемейным проблемам
В Швеции существуют специальные службы, где воспитатели с высшим специальным образованием (обычно педагоги и психологи) создают благоприятные условия для детей, временно не проживающих в биологических семьях..
Условия для проживания детей вне семьи комфортабельны, у каждого ребенка есть отдельная комната, его могут навещать друзья и одноклассники. Дети посещают обычные сады и школы. Через 8 недель или через полгода ребенка могут вернуть в семью, но только в том случае, если определенно известно, что родители изменили свое поведение. При неблагоприятном исходе ребенок передается на год в патронатную семью. Через год биологические родители могут вернуть своих детей, при этом в течение года дети и их биологические родители могут встречаться.
Семьи-претенденты проходят подготовку - пять занятий, - и потом идет постоянное доучивание. Когда в семью передается ребенок, то одному из родителей компенсируется его зарплата, чтобы он мог безболезненно оставить работу и все силы и время посвятить новому члену семьи.
Китай:
В целях решения сиротского вопроса Китай стремится найти новые способы содержания детей-сирот. Расширяет сферу эксперимента по введению системы передачи детей-сирот на воспитание в простые сельские семьи.
"Приемные" родители обязаны выполнить взятые на себя обязательства по уходу за детьми-сиротами и сиротами-инвалидами. В связи с постепенным повышением нормы государственного субсидирования за прием детей-сирот в семьи, и горожане не возражают принять в свои семьи детей-сирот и сирот-инвалидов. От казарменных детских домов как в России на Западе давно отказались, сразу или через несколько десятилетий после Второй Мировой войны. Казарменный детский дом - это тюрьма в миниатюре, она не готовит граждан, а даёт на выходе асоциальных элементов, у которых нет никаких шансов в жизни. Что видно по российским детским домам, большая часть воспитанников которых попадают затем в тюрьмы. Поэтому европейская попечительская система направлена на формирование нормальных граждан в соответствие с государственным стандартом и идеологией. В России у детских домов нет целей кроме присмотра до совершеннолетия за детьми оставшимися без родителей. Что с ними будет затем государство фактически не интересует.
Китай, устанавливает достаточно спорные правила: люди, страдающие ожирением, старше 50 лет, не состоящие в браке или имеющие не более двух разводов, а также имеющие другие характеристики, не вправе создавать приемные семьи. Кроме того, переданные в приемную семью дети должны воспитываться в духе уважения к родине, даже если родители вывезли их за рубеж.
Австрия:
Проблема детей-сирот и государственных детских домов была практически полностью решена в 80-е годы путем активной профилактики социального сиротства и постепенной замены детских домов приемными семьями. В настоящее время функционирующие учреждения опеки над детьми и молодежью не имеют серьезных трудностей с финансированием – значительное число мест в таких учреждениях пустует.
Израиль:
Интересен анализ работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в Израиле. Относительно таких детей там действует понятие «дети в группе риска».
В эту группу входят:
1) дети, подвергающиеся насилию;
2) дети, страдающие от расстройств поведения или психических проблем;
3) дети, остающиеся без присмотра со стороны взрослых;
4) дети, живущие в потенциально опасных условиях (кризис в семье в связи с разводом родителей, безработица, репатриация, болезни, смерть одного из родителей или неспособность ответственного за ребенка должным образом исполнять свои обязанности);
5) дети, причиняющие вред себе или своим близким;
6) дети, нарушившие закон или близки к тому, чтобы это сделать.
Устройством таких детей занимается Министерство социального обеспечения. Есть два основных пути решения этой проблемы - поддержка в рамках общества (например, продленный детский сад) или перевод в специальное заведение (в интернат) или в приемную семью. Основными причинами являются неспособность родителей справиться с детьми, тяжелые нарушения поведения у детей, недостаток родительского присмотра, насилие со стороны родителей.
В зависимости от тяжести проблемы ребенок попадает в один из четырех типов интернатов - образовательный, реабилитационный, интернат со специальным уходом или пост госпитализационный.
Иностранные граждане имеют право усыновлять израильских детей, но согласно законодательству, первоочередное право на опекунство отдается ближайшим родственникам.
Государство не остается в стороне и совместно с общественными организациями финансово стимулирует будущих приемных родителей. Семье, взявшей ребенка под опеку, выплачивается ежемесячные, единовременные, оздоровительные, школьные пособия. Если ребенок грудной, то к этой сумме ежемесячно добавляется определённая сумма на покупку подгузников.
Япония:
В Японии ребенок считается главным «сокровищем нации», поэтому инвестиции в детей, их социализация и обращение с ними рассматриваются как единственная и наиболее важная область социальной политики. При решении вопроса об устройстве детей, оставшихся без опеки родителей, предпочтение отдается именно детскому дому, очень незначительно используются альтернативные формы заботы о детях, такие как воспитание в приемной в семье. Количество детей, проживающих в детских домах.
При устройстве детей в детские дома суды принимают участие крайне редко
Вместе с тем в Японии поощряется временное помещение ребенка в детский дом самими родителями при сохранении последними своих родительских прав с тем, чтобы они могли возобновить заботу о своем ребенке в любое время, в отличие от принудительного помещения ребенка на постоянное проживание, осуществляемое органами государственной власти. В этой стране более 90% детских домов являются частными.
Большинство детских домов в Японии рассчитаны в среднем более чем на 50 человек и имеют тенденцию как к увеличению количества мест проживания, так и к развитию инфраструктуры, предназначенной для их обслуживания. За последние два десятилетия средняя продолжительность пребывания в детских домах становится более длительной и в среднем составляет почти пять лет. Дети с потенциально делинквентным (антиобщественное) поведением помещаются в отдельные учреждения.
Заключение:
Для современных зарубежных воспитательных учреждений для детей-сирот характерны:
открытость учреждений,
проведение работы по включению воспитанников в социум,
забота о здоровье и физическом развитии детей,
воспитание у них трудовых умений и навыков,
обучение профессии и трудоустройство выпускников,
поддержка их в первые годы после выпуска,
отсутствие жесткой регламентации и назойливого контроля за времяпрепровождением воспитанников,
сохранение родственных связей,
проживание малочисленными группами,
передача на воспитание в семью,
тщательный подбор и специальная подготовка воспитателей.
И тем не менее, самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот является - усыновление.
А еще лучше - воссоединение семьи.
Поэтому агентства социальной помощи предлагают широкий спектр услуг по оказанию психологической помощи детям и социальной поддержке семьям.
Этому способствует законодательно закрепленное положение о праве ребенка на возвращение в биологическую семью.
Эти и другие направления деятельности учреждений могут быть использованы в практике работы российских детских домов, школ-интернатов, приютов.
Литература
Агапов Е.П. Становление и развитие социальной работы. Р-н-Д 2003
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1.
Теория и методика социальной работы. ТТ. 1-
2.-
М.: Союз, 1994.
Теория социальной работы. П\р
Ромма
М.В. Н 2000.
Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2002.
Холостова
Е.И. Генезис социальной работы в России. - М.: Институт социальной работы, 1995.
Холостова
Е.И. Социальная работа: теория и практика. ИНФРА-М., 2001.
Ресурсы интернета.