Работа с детьми с нарушением интеллекта, с грубым недоразвитем речи и её функций | Орлова Людмила Алексеевна. Работа №345608
Аннотация. В статье рассматривается проблема работы с детьми с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Даны определения ключевых понятий, освещены важные аспекты педагогической деятельности в контексте коррекционного обучения и воспитания. Рассмотрены эффективные методы и приемы работы с такими детьми, а также необходимость создания комфортной и поддерживающей среды. Обсуждаются специфические подходы к организации учебного процесса, которые направлены на удовлетворение потребностей детей с особенностями развития.
Ключевые слова: нарушение интеллекта, грубое недоразвитие речи, коррекционное образование, методы обучения, индивидуальный подход, педагогическая поддержка, развивающие игры.
РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, С ГРУБЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЕЁ ФУНКЦИЙ
Орлова Людмила Алексеевна, учитель
МКОУ "С(К)ОШ - И для учащихся с ОВЗ", Пермский край,
Октябрьский район, п.Сарс
Аннотация. В статье рассматривается проблема работы с детьми с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Даны определения ключевых понятий, освещены важные аспекты педагогической деятельности в контексте коррекционного обучения и воспитания. Рассмотрены эффективные методы и приемы работы с такими детьми, а также необходимость создания комфортной и поддерживающей среды. Обсуждаются специфические подходы к организации учебного процесса, которые направлены на удовлетворение потребностей детей с особенностями развития.
Ключевые слова: нарушение интеллекта, грубое недоразвитие речи, коррекционное образование, методы обучения, индивидуальный подход, педагогическая поддержка, развивающие игры.
В последние десятилетия наблюдается значительное внимание к вопросам образования детей с ограниченными возможностями. Особое место в этом контексте занимают дети с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Эти дети требуют специфического подхода, организаций образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей.
Нарушение интеллекта охватывает широкий спектр состояний, начиная от легкой умственной отсталости и заканчивая более серьезными формами, такими как умеренная и тяжелая умственная отсталость. Грубое недоразвитие речи, в свою очередь, может быть связано как с органическими поражениями, так и с функциональными нарушениями. Эти аспекты требуют от педагогов глубокого понимания и знания методов работы, подходящих для детей с подобными особенностями.
Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта
Индивидуальный подход. Каждый ребенок с нарушением интеллекта обладает уникальными характеристиками и потребностями. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является создание индивидуальной образовательной программы, которая учитывает уровень развития, интересы и возможности ребенка. Это может включать:
Адаптация учебного материала: Упрощение задач, использование визуальных и тактильных материалов.
Регулярные оценивания: Проведение частых формирующих оценок для определения уровня усвоения материала.
Постепенное увеличение сложности заданий: Начало с самых простых заданий и поэтапное усложнение по мере достижения успехов.
Развивающие игры и активности
Использование игр в образовательном процессе является важным инструментом для привлечения внимания детей и мотивации их к обучению. Игровая форма способствует снижению тревожности и позволяет детям легче освоить учебный материал. Примеры таких игр:
Образовательные настольные игры: Формирование умений, таких как счёт, чтение и письмо через игровые элементы.
Драматизация: Имитация реальных ситуаций помогает ребенку развивать речевые навыки и социализацию.
Работа с песенками и потешками: Слушание и выполнение движений под музыку развивает как мелкую моторику, так и речевые функции.
Дети с грубым недоразвитием речи требуют особого внимания к развитию всех аспектов речевой деятельности, таких как:
Фонематическое восприятие: Занятия, направленные на различие звуков и правил их сочетания, что помогает развивать навык чтения.
Лексикограмматический аспект речи: Упражнения на расширение словарного запаса, использование наглядных пособий, развитие навыков построения предложений.
Практика диалогической речи: Игры и задания, которые способствуют формированию навыков общения и установления контакта с окружающими.
Коррекционно-развивающие программы
В работе с детьми с речевыми нарушениями важно использовать коррекционно-развивающие технологии. Важными компонентами таких программ являются:
Структурированные занятия: Регулярные и последовательные занятия, охватывающие различные аспекты речевого развития.
Интеграция различных видов деятельности: Комбинирование чтения, изобразительной деятельности, музыки и двигательной активности для создания единой образовательной среды.
Значение психологического климата
Создание благоприятной атмосферы в классе имеет большое значение. Дети с нарушениями интеллекта и речи могут испытывать стеснение, страх и неуверенность. Поэтому особое внимание следует уделить:
Позитивному подкреплению успехов: Поддержка и похвала за малейшие достижения способствуют повышению самооценки.
Развитию эмпатии: Формирование чувства сопереживания и поддержки среди одноклассников, что создает комфортную атмосферу в классе.
Роль семьи в обучении
Семья играет ключевую роль в образовании детей с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Важно наладить сотрудничество между педагогами и родителями для обеспечения целостного подхода к развитию ребенка. Педагоги могут:
Проводить тренинги для родителей: Обучение стратегиям поддержки ребенка в домашних условиях.
Создавать группы поддержки: Обмен опытом между родителями, что может помочь им развивать лучшие практики и подходы в воспитании.
Работа с детьми с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи требует от учителей особых навыков и знаний. Индивидуальный подход, использование развивающих игр, внимание к созданию положительного климата в классе и активное сотрудничество с семьями – все это является залогом успешного обучения. Необходимо постоянно развивать свои педагогические навыки, осваивать новые методы работы и находить индивидуальные решения для каждого ребенка, что в конечном итоге станет основой их успешной социализации и образования в целом.
Список литературы
Кузнецов Алексей Петрович Особенности ощу
щений и восприятий детей с нарушением интеллекта // Наука и образование сегодня.
2015. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-oschuscheniy
-i-
ospriyatiy-detey-s-
narusheniem-intellekta.
Маркова, Т. В. Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития / Т. В. Маркова, М. В. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 275-278. — URL: https://moluch.
ru/archive/320/72869/.
Н.С. Куликова К вопросу об особенностях нарушений речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование.
2014. №X. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-v
oprosu-
ob-osobennostyah-narusheniy-rechi-u-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnoy-
n
edostatochnostyu.