Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с детьми с нарушением интеллекта, с грубым недоразвитем речи и её функций | Орлова Людмила Алексеевна. Работа №345608

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема работы с детьми с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Даны определения ключевых понятий, освещены важные аспекты педагогической деятельности в контексте коррекционного обучения и воспитания. Рассмотрены эффективные методы и приемы работы с такими детьми, а также необходимость создания комфортной и поддерживающей среды. Обсуждаются специфические подходы к организации учебного процесса, которые направлены на удовлетворение потребностей детей с особенностями развития.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, грубое недоразвитие речи, коррекционное образование, методы обучения, индивидуальный подход, педагогическая поддержка, развивающие игры.

РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, С ГРУБЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЕЁ ФУНКЦИЙ

 

Орлова Людмила Алексеевна, учитель

МКОУ "С(К)ОШ - И для учащихся с ОВЗ", Пермский край,

Октябрьский район, п.Сарс

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема работы с детьми с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Даны определения ключевых понятий, освещены важные аспекты педагогической деятельности в контексте коррекционного обучения и воспитания. Рассмотрены эффективные методы и приемы работы с такими детьми, а также необходимость создания комфортной и поддерживающей среды. Обсуждаются специфические подходы к организации учебного процесса, которые направлены на удовлетворение потребностей детей с особенностями развития.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, грубое недоразвитие речи, коррекционное образование, методы обучения, индивидуальный подход, педагогическая поддержка, развивающие игры.

 

В последние десятилетия наблюдается значительное внимание к вопросам образования детей с ограниченными возможностями. Особое место в этом контексте занимают дети с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Эти дети требуют специфического подхода, организаций образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей.

Нарушение интеллекта охватывает широкий спектр состояний, начиная от легкой умственной отсталости и заканчивая более серьезными формами, такими как умеренная и тяжелая умственная отсталость. Грубое недоразвитие речи, в свою очередь, может быть связано как с органическими поражениями, так и с функциональными нарушениями. Эти аспекты требуют от педагогов глубокого понимания и знания методов работы, подходящих для детей с подобными особенностями.

Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта

Индивидуальный подход. Каждый ребенок с нарушением интеллекта обладает уникальными характеристиками и потребностями. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является создание индивидуальной образовательной программы, которая учитывает уровень развития, интересы и возможности ребенка. Это может включать:

Адаптация учебного материала: Упрощение задач, использование визуальных и тактильных материалов.

Регулярные оценивания: Проведение частых формирующих оценок для определения уровня усвоения материала.

Постепенное увеличение сложности заданий: Начало с самых простых заданий и поэтапное усложнение по мере достижения успехов.

Развивающие игры и активности

Использование игр в образовательном процессе является важным инструментом для привлечения внимания детей и мотивации их к обучению. Игровая форма способствует снижению тревожности и позволяет детям легче освоить учебный материал. Примеры таких игр:

Образовательные настольные игры: Формирование умений, таких как счёт, чтение и письмо через игровые элементы.

Драматизация: Имитация реальных ситуаций помогает ребенку развивать речевые навыки и социализацию.

Работа с песенками и потешками: Слушание и выполнение движений под музыку развивает как мелкую моторику, так и речевые функции.

Дети с грубым недоразвитием речи требуют особого внимания к развитию всех аспектов речевой деятельности, таких как:

Фонематическое восприятие: Занятия, направленные на различие звуков и правил их сочетания, что помогает развивать навык чтения.

Лексикограмматический аспект речи: Упражнения на расширение словарного запаса, использование наглядных пособий, развитие навыков построения предложений.

Практика диалогической речи: Игры и задания, которые способствуют формированию навыков общения и установления контакта с окружающими.

Коррекционно-развивающие программы

В работе с детьми с речевыми нарушениями важно использовать коррекционно-развивающие технологии. Важными компонентами таких программ являются:

Структурированные занятия: Регулярные и последовательные занятия, охватывающие различные аспекты речевого развития.

Интеграция различных видов деятельности: Комбинирование чтения, изобразительной деятельности, музыки и двигательной активности для создания единой образовательной среды.

Значение психологического климата

Создание благоприятной атмосферы в классе имеет большое значение. Дети с нарушениями интеллекта и речи могут испытывать стеснение, страх и неуверенность. Поэтому особое внимание следует уделить:

Позитивному подкреплению успехов: Поддержка и похвала за малейшие достижения способствуют повышению самооценки.

Развитию эмпатии: Формирование чувства сопереживания и поддержки среди одноклассников, что создает комфортную атмосферу в классе.

Роль семьи в обучении

Семья играет ключевую роль в образовании детей с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи. Важно наладить сотрудничество между педагогами и родителями для обеспечения целостного подхода к развитию ребенка. Педагоги могут:

Проводить тренинги для родителей: Обучение стратегиям поддержки ребенка в домашних условиях.

Создавать группы поддержки: Обмен опытом между родителями, что может помочь им развивать лучшие практики и подходы в воспитании.

Работа с детьми с нарушением интеллекта и грубым недоразвитием речи требует от учителей особых навыков и знаний. Индивидуальный подход, использование развивающих игр, внимание к созданию положительного климата в классе и активное сотрудничество с семьями – все это является залогом успешного обучения. Необходимо постоянно развивать свои педагогические навыки, осваивать новые методы работы и находить индивидуальные решения для каждого ребенка, что в конечном итоге станет основой их успешной социализации и образования в целом.

 

Список литературы

Кузнецов Алексей Петрович Особенности ощу

щений и восприятий детей с нарушением интеллекта // Наука и образование сегодня.

2015. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-oschuscheniy

-i-

ospriyatiy-detey-s-

narusheniem-intellekta.

Маркова, Т. В. Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития / Т. В. Маркова, М. В. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 275-278. — URL: https://moluch.

ru/archive/320/72869/.

Н.С. Куликова К вопросу об особенностях нарушений речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование.

2014. №X. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/k-v

oprosu-

ob-osobennostyah-narusheniy-rechi-u-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnoy-

n

edostatochnostyu.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×