Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с детьми с расстройством аутистического спектра | Преслицкая Ксения Ростиславовна. Работа №317481

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Часто аутизм выявляется у детей как раз в период, когда ребенок начинает посещать детский сад. Если это единственный ребенок в семье маме часто не с кем сравнить развивается ли он по норме или нет, часто родители оправдывают тем, что он же еще маленький, перерастет. В саду детей с РАС становится видно из-за определенных отличий в поведении, которые выделяются среди детей с нормой развития. Существуют критерии диагностики аутизма у детей и взрослых, которые описаны в МКБ-11 (Международная классификация болезней) или ДСМ-5(Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), их знать полезно, но не обязательно, по этим критериям уже психиатр будет ставить диагноз, педагогам ДОУ же нужно вовремя заметить признаки аутистического расстройства, если это не сделали родители, и посоветовать им обратится к специалисту.

Работа с детьми с расстройством аутистического спектра.

Часто аутизм выявляется у детей как раз в период, когда ребенок начинает посещать детский сад. Если это единственный ребенок в семье маме часто не с кем сравнить развивается ли он по норме или нет, часто родители оправдывают тем, что он же еще маленький, перерастет. В саду детей с РАС становится видно из-за определенных отличий в поведении, которые выделяются среди детей с нормой развития. Существуют критерии диагностики аутизма у детей и взрослых, которые описаны в МКБ-11 (Международная классификация болезней) или ДСМ-5(Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), их знать полезно, но не обязательно, по этим критериям уже психиатр будет ставить диагноз, педагогам ДОУ же нужно вовремя заметить признаки аутистического расстройства, если это не сделали родители, и посоветовать им обратится к специалисту.

Возможные признаки аутизма

Ребенок перебирает пальцами около глаз

Эхолалия (неконтролируемое и бесцельное повторение фраз, слов, звуком)

Стереотипия (бесцельное повторяющееся движение)

Стиминг (длительные интенсивные повторяющиеся движения)

Может казаться, что ребенок глухой

Ходит на цыпочках

Любит забираться на мебель, подоконники, столы, комоды

Не просит, если что-то нужно, а просто ведет за руку, показывает пальцем

Не отзывается на имя

Отсутствие навыков самообслуживания

Не любит громкие звуки

Отсутствует зрительный контакт (не удерживает его)

Не понимает обращенную речь

Отсутствие понимание эмоций других людей (если вы улыбнетесь, ребенок не улыбнется в ответ; если вы заплачете - не будет вас жалеть)

Отсутствует ролевой компонент в играх

Не стремится к взаимодействию с другими детьми

Любые перемены сопровождаются истериками (например, смена привычного маршрута, или спального места)

Неадекватная привязанность к предметам

Медленное накопление словарного запаса, либо отсутствие речи к 3 годам

Рисунки без сюжета

Отсутствует зрительный контакт

Не понимает обращенную речь

 

Если вы подозреваете у ребенка аутизм, существует сайт, на котором можно пройти тест и узнать вероятность данного диагноза у ребенка. Этот тест лучше посоветовать пройти родителю.

https://test.autism.help/

 

Что делать, если такой ребенок оказывается в вашей группе. Конечно, для таких детей в идеале нужно находиться в специализированных коррекционных группах или садах, где с ним постоянно будут заниматься психолог, дефектолог, логопед, где будет нужное оборудование правильно оборудованная группа, тьюторы, сопровождающие. Но так как у нас сейчас инклюзивное образование, родитель имеет право по желанию водить ребенка в общеобразовательную группу. Если ребенку уже поставлен диагноз, то для него пишется отдельная индивидуальная адаптированная программа.

Работа с такими детьми должна проходить в тесном взаимодействии с родителями и начинаться с той стадии, где у ребенка не хватает навыков. Например, если у ребенка банально нет навыков самообслуживания, нужно начать с их развития. Дальше установление зрительного контакта, навыков взаимодействия. Есть специально разработанная индивидуальная программа для детей с РДА (ранний детский аутизм)

 

«Индивидуально ориентированная адаптированная коррекционная программа для детей с РДА.» (с 3 лет)

Она очень простая и поэтапная, выглядит как рабочая тетрадь для заполнение и как только ребенок осваивает один этап, то переходит к другому.

Так же если у ребенка нет речи и вам сложно его понимать, можно ввести в работу карточки ПЕКС (система альтернативной коммуникации), но вы должны понимать, что изготовлением этих карточек должен заняться родитель ребенка, и так же использовать их дома. (создается альбом, карточки на липучках) Вводятся они поэтапно, сначала карточки «Да», «Нет», так как ребенок с РАС не умеет повторять жесты, далее вводятся предметные карточки, после карточки действия, ребенка учат использовать их вместе (пить – сок, есть – банан). Дальше могут вводиться временные карточки (сейчас – потом) и так же ребенка учат использовать комбинации. (гулять – сейчас, спать – потом). Конечно, каждое действие нужно проговаривать, стараться стимулировать речь у ребенка, карточки могут стать в этом вспомогательным инструментом. Но бывает и такое, что ребенок с аутизмом не начинает разговаривать, и тогда как раз карточки станут хорошим способом коммуникации с таким ребенком.

Так же это поможет в коммуникации не только с родителями и педагогами, но и с другими детьми. Например, ребенок может предлагать во что тот хочет играть: куклы, конструктор, настольные игры.

Эти карточки так же активно используются в направлении работы с аутичными детьми, которое называется ABA – терапия. Расшифровывается как Прикладной анализ поведения.

Это очень эффективный способ работы с детьми с РАС, направленный на поиск стимулов и мотивации у ребенка и подкреплении или не подкреплении желательного и нежелательного поведения.

Поиск стимулов для поощрения:

Зрительная стимуляция

: смотрит на лампы, в окна, разглядывает предметы

Поощрения: мерцающие игрушки, фонарики, калейдоскопы

Слуховая стимуляция:

вокализирует (повторяет одни и те же звуки

), мычит под нос, щелкает языком, стучит по мебели, щелкает пальцами.

Поощрения: колокольчики, трещотки, говорящие игрушки, свистки, бубны.

Тактильная стимуляция:

ощупывает себя или других людей, щиплет, обнимает, перебирает предметы в руках.

Поощрения: мягкие игрушки, кинетический песок, массажоры, слаймы

 

Как помочь ребенку с РАС адаптироваться к детскому саду?

- Индивидуальный подход: если ребенок не вовлекается в групповые занятия можно проводить его индивидуально (использовать стимулы, поощрения).

- Подготовка к занятию заранее. Например, во время музыкальных занятий ребенок с РАС часто кричит и плачет. Его можно вывести заранее, дать привыкнуть. Включить музыка негромко. Или при подготовке к обеду заранее предупредить ребенка, не вырывать его из занятия, которым он увлечен, дать ему время.

- Вовлечение других детей. Так же как ребенок адаптируется и принимает условия и правила детского сада, так же и к нему нужно адаптироваться другим детям и принимать во внимание его особенности. Например, использовать обучение карточек ПЕКС, проводить занятия направленные на развитие толерантности у детей, то есть принятии людей, отличающихся от них. Учить детей комуницировать с ребенком с РАС, в такой же степени, как и его учат взаимодействовать с детьми с нормой развития.

- Больше вовлекать ребенка в занятия, которые ему нравятся, преобразовывать его любимые игры в развивающие занятия. Например: ребенку нравится расставлять кубики – можно сесть рядом и проговаривать цвет каждого кубика, сопоставлять размер (больше-меньше), искать различия.

- Позволять дистанцироваться. Во всех смыслах: не сидеть рядом с детьми, иметь уголок уединения, если ребенок утомился, если вы ведете что он во время группового занятия «ушел в себя» можете аккуратно попытаться вернуть его к заданию, если не получается, ничего страшного, дайте ему время, задание можно закончить с ним позже в индивидуальном порядке.

- Формулируйте задание четко и кратко. Аутичному ребенку тяжело воспринимать многоступенчатые инструкции.

- Используйте визуально подкрепление. Если в группе есть ребенок аутист, ему бывает тяжело понять правила групповых игр, и чтобы ему было легче уловить суть, можно «ведущему» надевать яркую шапку (если это игра в догонялки, например); пометить границы, где можно играть (яркими флажками, ориентирами); в играх где используются цифры, можно использовать цвета;

- Техника «ребенок-помощник».

Некоторым детям очень нравится роль помощника воспитателя, и они с радостью на нее согласятся. Крайне важно поощрять и типично развивающегося ребенка за его усилия.

Сначала договоритесь с типично развивающимся ребенком, что он будет предоставлять аутичному ребенку все его любимые поощрения без каких-то условий. Например, помогать ему качаться на качелях, давать игрушки или угощать его какими-то лакомствами.

Играйте в любимые игры аутичного ребенка, включая в них типично развивающегося ребенка. Объясните типично развивающемуся ребенку, как лучше разговаривать, прикасаться, играть с ребенком с аутизмом, учитывая его особенности.) Обязательно поговорите с родителями детей, прежде чем предлагать им стать помощниками

Роль помощника часто повышает самооценку типично развивающегося ребенка, который гордится тем, что помогает другим. Кроме того, это помогает ему понять, что все люди очень разные и особенные.

Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

- Во время занятий для концентрации используйте утяжелители. Они крепятся на кисти или щиколотки, либо на колени кладется подушка-утяжелитель. У ребенка с аутизмом нарушено восприятие собственного тела, и такие утяжелители помогают ему ощущать свое тело в пространстве и лучше концентрироваться.

- Проявляйте терпимость к стимингу. Он позволяет ребенку справиться со стрессом, если только он не приносит физический вред сам себе.

Вы можете «присоединиться» к стиммингу ребенка, но при этом видоизменить его таким образом, чтобы помочь ребенку перейти к более приемлемому и функциональному поведению.

Например, если ребенку нравится стучать кубиком о кубик, вы можете сесть рядом и делать то же самое. Но вы можете преобразить это поведение, например, начать отстукивать кубиками определенный ритм и напевать в такт песенку.

Такие занятия по «расширению» повторяющихся действий можно использовать для обучения ребенка игровым и социальным навыкам, которые он может использовать с ровесниками.

Например, если ребенок бегает кругами, вы можете побежать вместе, чтобы это были «перегонки» или «салки». Перерывы на физическую активность — это здоровый и безопасный способ регулировать свое состояние.

- Правило «сейчас – потом». Ребенку аутисту сложно приступить к какому-то занятию, когда он не знает, что его ждет в конце, поэтому действует правило: сейчас мы выполним это действие – потом получим такой результат.

- Упрощения в занятиях, физическая помощь. При рисовании, например, можно помогать ребенку, взяв его руку в свою, так он будет смотреть и запоминать алгоритм прорисовки дерева, к примеру. Так же можно рисовать для него заготовки, например, дать лист с уже нарисованным стволом дерева и контуром кроны, ребенку нужно будет только обвести и раскрасить.

В играх с детьми с РАС можно использовать:

Сенсорные подкрепления (мешочки с крупой, музыкальные коробочки, кинетический/кварцевый песок, вода)

Пальчиковая гимнастика (помогает снять напряжение)

Игры на ориентацию в пространстве (прятки, квесты)

В ролевых играть давать роли, которые он сможет с имитировать (животное, дерево, ветер, машина)

Использовать визуальные подкрепления (яркие шапки, флажки, линии, ориентиры)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×