Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с детьми с СДВГ: эффективные методы поддержки и коррекции | Лесович Юлия Евгеньевна. Работа №350727

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   В статье рассматриваются особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является одной из наиболее часто встречающихся неврологических проблем у детей. Описываются эффективные методы поддержки и коррекции поведения детей с СДВГ, включая как традиционные, так и современные подходы, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных характеристик детей. Приводятся примеры практических упражнений, рекомендаций для педагогов и родителей, а также важность комплексного подхода в процессе работы с детьми, страдающими этим расстройством.

Ключевые слова: СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности, коррекция поведения, поддержка, педагог-психолог, работа с детьми, методы коррекции, особенности работы с детьми с ОВЗ.

Работа с детьми с СДВГ: эффективные методы поддержки и коррекции

 

Лесович Юлия Евгеньевна, педагог-психолог

ГБОУ «Речевой центр» г. Екатеринбург

 

Аннотация.   В статье рассматриваются особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является одной из наиболее часто встречающихся неврологических проблем у детей. Описываются эффективные методы поддержки и коррекции поведения детей с СДВГ, включая как традиционные, так и современные подходы, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных характеристик детей. Приводятся примеры практических упражнений, рекомендаций для педагогов и родителей, а также важность комплексного подхода в процессе работы с детьми, страдающими этим расстройством.

Ключевые слова: СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности, коррекция поведения, поддержка, педагог-психолог, работа с детьми, методы коррекции, особенности работы с детьми с ОВЗ.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных расстройств развития у детей. Он сопровождается такими характеристиками, как низкая концентрация внимания, импульсивность, гиперактивность, нарушения в обучении и поведении. Дети с этим синдромом часто испытывают трудности в социализации, адаптации к школьной и внешкольной деятельности, что может приводить к их изоляции и снижению самооценки. Педагог-психолог, работающий с такими детьми, должен обладать рядом профессиональных навыков и знаний, чтобы эффективно поддерживать и помогать детям с СДВГ, учитывая их индивидуальные особенности.

 

СДВГ — это нарушение, которое проявляется в разных возрастных группах, начиная с младенческого возраста и продолжая в подростковый период. Симптомы расстройства могут проявляться по-разному, но, как правило, включают дефицит внимания, повышенную двигательную активность и импульсивность. Эти дети часто теряют интерес к деятельности, не могут долго концентрироваться на заданиях, импульсивно вмешиваются в разговоры и не могут соблюдать очередность действий.

С учетом этих особенностей, работа с такими детьми требует особого подхода. Важно не только корректировать их поведение, но и создавать условия, при которых они смогут раскрыть свой потенциал, научиться управлять своим поведением и развивать навыки общения и взаимодействия с окружающими.

Первым шагом в работе с детьми с СДВГ является раннее выявление и диагностика. Чем раньше родители и педагоги заметят признаки расстройства, тем быстрее можно начать работу по коррекции. Диагностика может включать наблюдения за поведением ребенка в разных ситуациях, беседы с родителями, а также проведение различных психодиагностических тестов, направленных на оценку уровня внимания, памяти, способности к самоконтролю и общие когнитивные функции.

Раннее обращение к специалисту поможет не только установить диагноз, но и определить методы, которые будут наиболее эффективными для конкретного ребенка. Это может быть индивидуальная работа с психологом, а также рекомендации для учителей и родителей, как организовать процесс обучения и воспитания ребенка с СДВГ.

Основной задачей педагога-психолога при работе с детьми с СДВГ является коррекция их поведения и развитие навыков самоконтроля. Для этого используются различные методики и подходы, которые включают в себя:

1. Структурирование времени и пространства. Дети с СДВГ часто испытывают трудности с организацией своего времени, что приводит к неэффективному выполнению заданий. Для того чтобы снизить уровень стресса и повысить продуктивность, важно создать четкую структуру дня и рабочего пространства. Использование визуальных расписаний, таймеров для ограничения времени на выполнение заданий и четкое распределение обязанностей помогает ребенку понять, что от него ожидается и какие действия нужно выполнять по очереди.

2. Использование позитивного подкрепления. Позитивное подкрепление — это эффективный метод, помогающий детям с СДВГ научиться управлять своим поведением. Важно, чтобы награды и похвала следовали сразу после выполнения задания, а не позже. Это помогает ребенку увидеть, как его действия влияют на результаты. Например, если ребенок смог сосредоточиться на задании в течение 10 минут, его можно похвалить или предложить небольшую награду. Такой подход стимулирует развитие внимания и дисциплины.

3. Методы релаксации и снятия напряжения. Дети с СДВГ часто испытывают внутреннее напряжение, что может способствовать импульсивному поведению и трудностям с концентрацией. Для того чтобы помочь ребенку справляться с этими состояниями, полезно использовать различные методы релаксации, такие как дыхательные упражнения, простые медитативные практики или занятие йогой. Эти методы помогают ребенку расслабиться, снизить уровень стресса и вернуться к выполнению задания с новым фокусом внимания.

4. Коррекция мышления и эмоционального восприятия. Психолог может работать с ребенком над развитием навыков саморегуляции, что включает обучение его распознаванию и контролю своих эмоций, а также формирование более конструктивных мыслей. Например, ребенку можно предложить проанализировать ситуации, в которых он проявил импульсивное поведение, и подумать о том, как можно было бы поступить по-другому. Работа с когнитивными искажениями, такими как катастрофизация или обобщение, помогает ребенку лучше понимать свои эмоции и реакции.

5. Использование игровых методик. Игровая терапия — еще один эффективный метод для работы с детьми с СДВГ. Через игру дети могут научиться регулировать свои эмоции, развивать внимание и способность к самоорганизации. Например, игры, требующие концентрации внимания, такие как «Ловушки для внимания» или игры на память, могут помочь ребенку улучшить внимание и обучить его контролировать импульсивные реакции.

Работа с детьми с СДВГ требует особого подхода, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для младших школьников важна работа с более простыми, понятными заданиями, включающими активные элементы. Подростки, в свою очередь, требуют больше внимания к эмоциональному состоянию и проблемам, связанным с самооценкой, поскольку подростковый возраст сопровождается особенными кризисами, когда ребенок начинает остро воспринимать свою неуспешность в учебе и межличностных отношениях.

Кроме того, необходимо учитывать особенности семьи ребенка. Взаимодействие с родителями играет ключевую роль в успешности коррекционной работы. Родителям нужно помочь понять, как лучше всего поддерживать своего ребенка, какие подходы к обучению и воспитанию использовать, а также как улучшить коммуникацию в семье.

Работа с детьми с СДВГ — это комплексный процесс, требующий внимания, терпения и профессионализма. Педагог-психолог, работающий с такими детьми, должен быть готов применять различные методы и техники, адаптированные под индивидуальные потребности ребенка. Важно понимать, что дети с СДВГ могут успешно развиваться, если они получают поддержку и корректировку поведения в благоприятной атмосфере. Использование методов позитивного подкрепления, структурирования деятельности и активной работы с эмоциями может существенно помочь в улучшении их поведения и образовательных достижений.

 

Список литературы

 

1. Абшилава Э. Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России, 2017. С. 78–84.

2. Ефимова Н. Д. Психолого-педагогическая коррекция синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста // Вопросы науки и образования. 2019. С. 67–71.

3. Маткеева А. Т. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей // Бюллетень науки и практики. 2021. С. 187–192.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×