Работа с диалектами и архаизмами на уроках русского языка: культурная и языковая идентичность | Кочкина Наталья Васильевна. Работа №349498
Аннотация. В статье рассматривается значение работы с диалектами и архаизмами на уроках русского языка для формирования культурной и языковой идентичности учащихся. Показано, как диалектные слова и архаичные лексемы помогают расширить лингвистический и культурный кругозор учеников, способствуют осознанию ими исторического развития русского языка, связи прошлого и настоящего. Уделено внимание методам работы с диалектной лексикой и архаизмами на уроках, а также их роли в воспитании уважения к языковым и культурным корням.
Ключевые слова: диалекты, архаизмы, культурная идентичность, языковое наследие, русский язык, история языка.
РАБОТА С ДИАЛЕКТАМИ И АРХАИЗМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА: КУЛЬТУРНАЯ И ЯЗЫКОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Кочкина Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Троицкая средняя школа № 1"
Аннотация. В статье рассматривается значение работы с диалектами и архаизмами на уроках русского языка для формирования культурной и языковой идентичности учащихся. Показано, как диалектные слова и архаичные лексемы помогают расширить лингвистический и культурный кругозор учеников, способствуют осознанию ими исторического развития русского языка, связи прошлого и настоящего. Уделено внимание методам работы с диалектной лексикой и архаизмами на уроках, а также их роли в воспитании уважения к языковым и культурным корням.
Ключевые слова: диалекты, архаизмы, культурная идентичность, языковое наследие, русский язык, история языка.
Изучение диалектов и архаизмов на уроках русского языка открывает перед школьниками уникальные возможности для осмысления культурного и языкового наследия своей страны. Русский язык — не только средство общения, но и важный компонент культурной идентичности, отражающий историю, традиции и особенности менталитета народа. Включение диалектных слов и архаизмов в учебный процесс помогает ученикам лучше понять и оценить богатство и разнообразие языка, осознать его многогранность и историческую глубину.
Диалекты, представляя собой региональные языковые особенности, служат отражением культурного наследия и разнообразия России. Они дают возможность заглянуть в историю и традиции регионов, увидеть различия в языке и быту. Включение диалектных материалов в обучение позволяет учащимся осознать богатство русского языка, разнообразие культурных практик, традиций, и усиливает чувство принадлежности к общему культурному пространству. Таким образом, работа с диалектами расширяет представление учащихся о языке как о живой, динамичной системе, которая подвержена изменениям под влиянием различных факторов — исторических, социальных, географических.
Работа с архаизмами, в свою очередь, помогает проследить эволюцию языка, его исторические трансформации и причины этих изменений. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления или изменившие значение, но оставшиеся в памяти языка как свидетельства прошлого. Изучая их, ученики могут не только познакомиться с лексикой прежних эпох, но и понять, как менялся русский язык под воздействием времени. Они начинают осознавать, что архаизмы сохраняют следы прошлой жизни, быта и культуры, помогают лучше понять литературу и источники разных эпох. Для изучения произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и других классиков понимание значения архаизмов является важным элементом, способствующим более глубокому восприятию текстов, их исторического и культурного контекста.
На уроках русского языка изучение диалектов и архаизмов способствует развитию культурного самосознания учащихся, помогает им осознать свою связь с предыдущими поколениями и оценить ценность языкового и культурного наследия. Понимание и уважение к своим корням становятся важной составляющей личностного и культурного роста школьников. Когда ученики сталкиваются с диалектными и архаичными словами, они начинают понимать, что язык — это живой организм, который развивается, меняется и одновременно сохраняет отпечатки своей истории. Это понимание способствует формированию у них уважительного отношения к своему языку и культуре, укрепляет их чувство национальной идентичности.
Методика работы с диалектной лексикой и архаизмами должна быть направлена не только на ознакомление учеников с этими явлениями, но и на развитие их аналитических способностей и критического мышления. Важно, чтобы учитель мотивировал учащихся к осмыслению значения и происхождения диалектных и архаичных слов, побуждал их задумываться над тем, почему эти слова вышли из употребления или изменили свое значение. Например, можно предложить ученикам найти примеры диалектных слов, распространенных в их родном регионе, обсудить, как изменились значения некоторых слов в литературных произведениях прошлых веков, выявить особенности их использования. Такой подход развивает у учеников способность к осознанию исторической глубины языка и связи прошлого и настоящего.
Кроме того, работа с диалектами и архаизмами способствует более глубокому восприятию литературных произведений, особенно классических текстов, в которых встречаются эти языковые явления. Многие писатели, например Гоголь и Достоевский, использовали диалектные слова и архаизмы, чтобы придать произведениям колоритность и выразительность, передать атмосферу времени и места. Понимание этих особенностей языка позволяет ученикам полнее воспринимать литературные образы, анализировать стилистику произведений и проникнуть в замысел автора. Таким образом, изучение диалектов и архаизмов не только обогащает лексический запас учеников, но и помогает им лучше понять литературу, развивает способность к анализу и интерпретации текста.
В условиях современной глобализации и информационного потока диалекты и архаизмы играют особую роль в сохранении национальной идентичности и культурного многообразия. Важно, чтобы учащиеся осознавали ценность этих языковых особенностей и понимали, что знание истории языка — это не просто академическая дисциплина, но и значимый аспект их культурной принадлежности. Когда ученики понимают, что их предки говорили на языке, полном разнообразных слов и выражений, многие из которых уже забыты, они начинают ощущать свою связь с прошлым, воспринимать себя как часть большой культурной традиции.
Таким образом, работа с диалектами и архаизмами на уроках русского языка имеет большое значение для формирования культурной и языковой идентичности учащихся. Эти лексические пласты открывают перед ними богатый мир прошлого, помогают осознать историческое развитие языка, его связи с культурой и обществом. Учащиеся начинают понимать, что язык — это нечто большее, чем средство коммуникации, что он является носителем ценностей и культуры народа, живым свидетельством истории. Учителю важно направлять интерес учащихся к изучению этих аспектов языка, помогать им увидеть его многогранность и важность для их собственного культурного самоопределения.
Список литературы
1. Матасова Ю. А. Русский язык как выражение культурной и духовной общности народов России, государственный язык Российской Федерации / Ю. А. Матасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 533-535.
2. Осипова А. Д. Устаревшая лексика в русском современном языке (по материалам толковых словарей) / А. Д. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 280-281.