Работа с художественным текстом на уроках литературы | Имайчева Ольга Юрьевна. Работа №313033
Работа с художественным текстом на уроках литературы
Трудно себе представить, что когда-то книгу не только встречали или находили, читали или изучали. Было привычно слышать, особенно о старой книге, что её доставали, даже добывали. Теперь же в век информационных технологий один клик кнопкой мыши в Интернете – и нужная книга или информация перед глазами читателя. Многие ведущие библиотеки мира перевели и продолжают переводить в цифровой формат редкие и раритетные книги, газеты и журналы. Фолианты, которые ранее могли изучать лишь узкие круги специалистов, сейчас доступны заинтересованной публике.
Работа с художественным текстом на уроках литературы
Трудно себе представить, что когда-то книгу не только встречали или находили, читали или изучали. Было привычно слышать, особенно о старой книге, что её доставали, даже добывали. Теперь же в век информационных технологий один клик кнопкой мыши в Интернете – и нужная книга или информация перед глазами читателя. Многие ведущие библиотеки мира перевели и продолжают переводить в цифровой формат редкие и раритетные книги, газеты и журналы. Фолианты, которые ранее могли изучать лишь узкие круги специалистов, сейчас доступны заинтересованной публике.
Несмотря на то, что Интернет является «важнейшим из искусств» (В.Г. Марч «Образование на рубеже венков»), он представляет опасность для образования. По мнению исследователей, Интернет «становится средством удержания людей вне процесса деятельности», а это приводит к упадку мышления. Кроме того, общение с компьютером заменяет живое общение, учащиеся поддаются влиянию извне, не умеют выражать собственное мнение, скачивают информацию из Интернета, не задумываясь, веря всему, что там написано, изучаемые в школе художественные тексты читают в основном в сокращенном варианте, следовательно, не могут полноценно понять и проанализировать произведение. Доказано, что учащиеся, пользующиеся информацией в электронной форме, хуже усваивают и запоминают текст, чем те учащиеся, которые предпочитают читать книги и газеты. Поэтому, говоря о восприятии школьниками художественных произведений, необходимо учитывать и этот факт.
Интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров – важнейшая цель литературного образования.
Главная задача, стоящая перед учителем литературы в школе, – «нащупать нерв» сегодняшнего бытия «старой» книги, вглядеться в те ответы, какие ложатся от неё на нашу дорогу.
Год от года, с каждым новым днём, увеличивается временное расстояние между нами сегодняшними и днём рождения книги, пьесы, строки, ставших нашей литературной классикой. И потому, говоря о том, как школьники воспринимают классику, необходимо обратить внимание на то, изучение и чтение какой литературы представляет для них интерес. Ведь дело в том, что сегодняшняя массовая культура – детективы, приключения, любовные романы, фантастика – завоевали народ. И люди, живущие в наше непростое время, когда большинство думает, как обеспечить себе достойную жизнь, как решить ежедневные проблемы, читают «лёгкие» произведения, о которых М.Ю. Лермонтов в предисловии к «Герою нашего времени» писал: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
Произведения прошлых веков, как писал А.И. Герцен, «полностью принадлежат к нашему поколению», в них вложены общечеловеческие ценности, они актуальны сегодня. Но «наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана» (А.С.Грибоедов «Герой нашего времени»). Главное в сегодняшнем содержании нашего общества – формирование нового человека. Большое значение, как и во все времена, имеет воспитательная роль литературы. Она не внушает какие-нибудь готовые понятия и представления, а обогащает нас опытом многих и разных поколений, открывает богатство бытия, готовит каждого к самостоятельному восприятию и осознанию сложной реальности мира. Классические творения литературы обладают своим содержанием и потому своим воспитательным потенциалом. Они обращены к разным сторонам нашей души, но все вместе могут действенно способствовать полноте и целостности развития современного человека.
В настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия. Мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.
Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи (О.И. Никифорова, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова).Л.Н. Рожина писала, что ''полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена».