Работа с картиной как средство речевого развития дошкольников с задержкой психического развития | Рябинович Татьяна Сергеевна . Работа №212877
Автор: Рябинович Татьяна Сергеевна
В статье предложены некторые приемы работы по речевому развитию дошкольников с ЗПР средствами работы с картиной.
Работа с картиной как средство речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
Учитель-логопед Рябинович Т.С.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 71
г. Иркутск
Одной из сложнейших задач в работе с детьми с задержкой психического развития является формирование у воспитанников фразовой речи, а так же начальных этапов связной речи (диалога, элементов монолога). Я хочу поделиться опытом работы по составлению рассказов по картине с дошкольниками с ЗПР.
Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного, эстетического и речевого развития.
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
формат (демонстрационные и раздаточные),
содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные),
характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение)
функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).
тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства).
В традиционной методике речевого развития определяют ряд требований к картине, которые целесообразно соблюдать и в работе с детьми с ЗПР:
- интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему;
- реалистичное изображение;
- картина должна быть высокохудожественной;
- доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
По моим наблюдениям, работая с картиной педагоги зачастую допускают следующие ошибки. Вопросы - почти единственный методический прием в первой части занятия. Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов, эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности.
Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше». Важно не количество, а их разнообразие.
Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очевидном. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.
Следует отметить, что в работе по обучению детей с ЗПР рассказу по картине можно выделить следующую последовательность формирования речевых умений:
- умение ответить на вопрос педагога о том, какие предметы изображены на картине (на переднем плане) и их признаки;
- умение называть действия предметов, изображенных на картине;
- умение перечислить изображенных персонажей и ответить на вопрос педагога о том, какие события изображены на картинки и по каким признакам воспитанник их узнал;
- умение построить самостоятельный рассказ, пусть даже бессюжетный или с сюжетом, навеянным случайными впечатлениями.
По вопросам педагога, с его помощью ребенок выделяет причинно-следственные связи, а также эмоциональные и оценочные компоненты рассказа.
Цель данной работы: создание условий для формирования умения составить рассказ, в котором присутствует последовательность изложения, логические связи, связи между участниками событий, дается эмоциональная и моральная интерпретация.
Задача педагога- научить детей рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное; постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Например, формируя умение составлять рассказ по сюжетной картине педагог может использовать следующие приемы и методы обучения. На первом этапе обучения педагог использует вопросы, сопровождающиеся указательными жестами на те или иные элементы картинки, и сам же отвечает на эти вопросы, формируя речевой образец действия. На первом этапе обучения используются в основном подсказывающие вопросы, которые сопровождаются указательными жестами. На втором этапе вопросы также являются одним из приемов, однако доминирует метод речевого образца в форме составленного педагогом рассказа. Используется и прием незавершенных предложений – завершить их должны дошкольники. На третьем этапе доминируют такие приемы, как вопросы и подсказки, а на четвертом – упражнение.
Литература:
1.Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н., «Формирование связной речи у детей-олигофренов», М., Просвещение, 1970г.-Электронный ресурс- https://www.twirpx.com/file/251419/
2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
3.Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 64 с.
4.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с