Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с картиной как средство речевого развития дошкольников с задержкой психического развития | Рябинович Татьяна Сергеевна . Работа №212877

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рябинович Татьяна Сергеевна
В статье предложены некторые приемы работы по речевому развитию дошкольников с ЗПР средствами работы с картиной.

Работа с картиной как средство речевого развития дошкольников с задержкой психического развития

 

Учитель-логопед Рябинович Т.С.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 71

г. Иркутск

 

 

Одной из сложнейших задач в работе с детьми с задержкой психического развития является формирование у воспитанников фразовой речи, а так же начальных этапов связной речи (диалога, элементов монолога). Я хочу поделиться опытом работы по составлению рассказов по картине с дошкольниками с ЗПР.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного, эстетического и речевого развития.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

формат (демонстрационные и раздаточные),

содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные),

характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение)

функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства).

В традиционной методике речевого развития определяют ряд требований к картине, которые целесообразно соблюдать и в работе с детьми с ЗПР:

- интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему;

- реалистичное изображение;

- картина должна быть высокохудожественной;

- доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

По моим наблюдениям, работая с картиной педагоги зачастую допускают следующие ошибки. Вопросы - почти единственный методический прием в первой части занятия. Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов, эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности.

Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше». Важно не количество, а их разнообразие.

Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очевидном. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.

Следует отметить, что в работе по обучению детей с ЗПР рассказу по картине можно выделить следующую последовательность формирования речевых умений:

- умение ответить на вопрос педагога о том, какие предметы изображены на картине (на переднем плане) и их признаки;

- умение называть действия предметов, изображенных на картине;

- умение перечислить изображенных персонажей и ответить на вопрос педагога о том, какие события изображены на картинки и по каким признакам воспитанник их узнал;

- умение построить самостоятельный рассказ, пусть даже бессюжетный или с сюжетом, навеянным случайными впечатлениями.

По вопросам педагога, с его помощью ребенок выделяет причинно-следственные связи, а также эмоциональные и оценочные компоненты рассказа.

Цель данной работы: создание условий для формирования умения составить рассказ, в котором присутствует последовательность изложения, логические связи, связи между участниками событий, дается эмоциональная и моральная интерпретация.

Задача педагога- научить детей рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное; постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Например, формируя умение составлять рассказ по сюжетной картине педагог может использовать следующие приемы и методы обучения. На первом этапе обучения педагог использует вопросы, сопровождающиеся указательными жестами на те или иные элементы картинки, и сам же отвечает на эти вопросы, формируя речевой образец действия. На первом этапе обучения используются в основном подсказывающие вопросы, которые сопровождаются указательными жестами. На втором этапе вопросы также являются одним из приемов, однако доминирует метод речевого образца в форме составленного педагогом рассказа. Используется и прием незавершенных предложений – завершить их должны дошкольники. На третьем этапе доминируют такие приемы, как вопросы и подсказки, а на четвертом – упражнение.

 

Литература:

1.Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н., «Формирование связной речи у детей-олигофренов», М., Просвещение, 1970г.-Электронный ресурс- https://www.twirpx.com/file/251419/

2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

3.Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 64 с.

4.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз