Работа с одаренными детьми в естественно - научном направлении | Семкович Евгения Александровна. Работа №338133
Наше время – это время больших перемен. Сегодня современному обществу нужны люди, уверенные в своих силах, способные принимать нестандартные решения, быстро ориентироваться и адаптироваться в повседневной жизни и в различных жизненных ситуациях, мыслить не шаблонно, а креативно и творчески. Люди, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения, которые позволят эффективно развиваться нашей стране, конструктивно решать разные социальные и экономические задачи. Человек, способный находить творческие решения, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Учебные предметы естественно-научной направленности – биология и химия обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одарённых и талантливых детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области
Доклад: «Работа с одаренными детьми»
Подготовила:
Семкович Евгения Александровна учитель биологии, высшая квалификационная категория
Если дети – национальное достояние
любой страны, то одарённые дети –
eё интеллектуальный и творческий потенциал.
Р.Н. Бунеев
Наше время – это время больших перемен. Сегодня современному обществу нужны люди, уверенные в своих силах, способные принимать нестандартные решения, быстро ориентироваться и адаптироваться в повседневной жизни и в различных жизненных ситуациях, мыслить не шаблонно, а креативно и творчески. Люди, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения, которые позволят эффективно развиваться нашей стране, конструктивно решать разные социальные и экономические задачи. Человек, способный находить творческие решения, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Учебные предметы естественно-научной направленности – биология и химия обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одарённых и талантливых детей.
Одарённые и талантливые дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот внутренний мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности. Именно в школе учителю нужно стараться выявлять способных учеников, которые проявляют интерес к различным областям науки и техники, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности и воплотить в реальную жизнь мечты и планы. А для этого необходимо знать природу одарённости и стимулировать её проявление. Только целостный подход к способному ребёнку, как к личности, и системная работа педагога позволят максимально реализовать его дар.
Для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс с одарёнными и талантливыми детьми необходимо учитывать их возрастные особенности. В начальной школе учащиеся проявляют интерес к ручному труду. Именно он создаёт возможности для разностороннего развития личности ребёнка, развивает умение осмысливать суть задания на первоначальном этапе, умение планировать последовательность действий и предвидеть её конечный результат. Учащийся понимает, что благодаря собственной деятельности он узнает много нового, сам добывает знания, развивая самостоятельность, организованность, внимательность и наблюдательность. Ребёнок может предлагать свои способы и варианты выполнения работы в отличие от предложенного шаблонного. В старшем школьном и подростковом возрасте у обучающихся ведущими являются различные формы поэтического, художественного и другого творчества. Ребёнка отличает использование воображения в мышлении, инициативность, любознательность, энтузиазм, стремление участвовать во всём новом, гибкость в решении различных нестандартных ситуаций. Поэтому важно правильно организовать образовательный процесс для одарённых, талантливых и способных детей, чтобы он не стал для них скучным, рутинным и неинтересным.
Цель
Содержание работы с одаренными, талантливыми
и способными обучающимися
Развитие познавательных интересов учащихся
При планировании уроков предусматриваю оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение и смекалку.
Применяю на уроках проблемно-поисковый метод, создаю проблемные ситуации, активно внедряю такие виды организации учебных занятий как семинары, творческие дискуссии, защиту творческого задания, проекта.
Пополняю учебно-методическую базу кабинета современными наглядными и демонстрационными образовательными ресурсами.
Разрабатываю индивидуальные планы работы, образовательные маршруты с каждым способным и одарённым учащимся.
Развитие творческих способностей учащихся
Обеспечиваю условия для проявления творческой активности учащихся.
Провожу творческие конкурсы, предметные олимпиады, викторины, КВНы, онлайн-квесты и т.д.
Привлекаю учащихся к оформлению портфолио, классных и школьных стенгазет, участию в коллективно-творческих делах, предметных неделях, подготовке и участию в школьных и районных мероприятиях и т.д.
Развитие духовной сферы учащихся
Воспитываю чувство собственного достоинства, независимости мышления, уважительного отношения к своей школе.
Организую консультации, анкетирования, диагностики, индивидуальные беседы психолога для учащихся и их родителей с целью «раскрытия» личностных качеств обучающегося.
Работа с одарёнными и талантливыми учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности любой школы. Чтобы выявить интеллектуальные и творческие способности обучающихся, положительное отношение к своему предмету, увидеть в каждом ребёнке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, я разработала свою методическую систему работы с одарёнными и талантливыми и способными детьми.
Можно смело говорить о том, что большинство обучающихся обладают теми или иными способностями и природными задатками. Однако выявление одарённых и талантливых детей – это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ученика. Работа по выявлению и развитию таких детей начитается с начальной школы. Я, как учитель-предметник среднего и старшего звена, постоянно взаимодействую со своими коллегами, работающими с младшими школьниками. Проводя предметные недели естественных наук, различные эколого-биологические мероприятия, включенные в школьную циклограмму, я отмечаю талантливых и одарённых детей, их интеллектуальные и творческие способности. Так же наблюдаю за ребятами в период летних каникул, когда они посещают детский оздоровительный лагерь экологической направленности при нашей школе. Здесь проводится очень много интересных и познавательных мероприятий, коллективно-творческих дел, где каждый ребёнок может раскрыть свои способности и таланты, проявить активность, инициативность, творчество и креативность.
В нашей школе сформирован банк данных одарённых и талантливых детей. Есть такие ученики и по моему естественно-научному направлению работы. Для каждого такого ребёнка я составляю информационные карты, в которых фиксирую его участие, успехи и достижения в мероприятиях различного уровня по учебным годам. Такой мониторинг учебных достижений позволяет выявить индивидуальные особенности обучающегося, его интеллектуальные и творческие способности, создать благоприятные условия для их развития, выстроить образовательную траекторию, благодаря которой он сможет достичь более высоких результатов в различных видах деятельности. В дальнейшем это поможет ученику определиться с выбором будущей профессии и самореализоваться.
Одним из значимых направлений моей работы является организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которая способствует развитию детской одарённости, так как направлена на реализацию общего развития детей и обеспечение их разнообразной деятельностью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого я использую поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры обучающегося. Формирование исследовательских умений я выстраиваю на базе универсальных учебных действий и начинаю с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности. С целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся я веду их постоянное отслеживание. В диагностические данные включаю умение обучающихся работать с дополнительной научной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, мыслить логически, работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений и навыков я активно использую возможности урока, наблюдения и диагностические работы. Результаты такого анализа позволяют мне сделать вывод о готовности обучающихся участвовать в исследовательской и проектной деятельности. На основе полученных данных можно прогнозировать уровень самостоятельности обучающихся. После этого ученики создают небольшие тренировочные проекты. Дальнейшая работа зависит от уровня внутренней мотивации, инициативности и целеустремлённости обучающихся.
На уроках биологии и химии я уделяю большое внимание самостоятельной деятельности учащихся. По ходу урока им предлагаются различные проблемные задания, развивающие функциональную грамотность. Мне важно, чтобы дети были не только слушателями и исполнителями, но и творцами, чтобы могли самостоятельно находить информацию, перерабатывать её и использовать в разных повседневных и нестандартных ситуациях.
Преподавание биологии и химии, в силу особенностей самих предметов, представляют собой благоприятную сферу для применения современных информационных компьютерных технологий (ИКТ). Не секрет, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ. Используя данную технологию, учащиеся создают мультимедийные презентации, видеоролики, буклеты, памятки, интерактивные и анимационные модели, образовательные игры, плакаты. Это не только делает увлекательным и наглядным учебный процесс, повышает качество обучения, но и формирует интерес обучающихся к естественно-научным предметам, мотивирует их к дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности, поиску новых нестандартных решений, развитию абстрактного и креативного мышления.
Организуя работу, направленную на развитие творческого мышления, я включаю в учебную деятельность различные виды развивающих заданий. Например,
- задания на нахождение закономерностей (например, «золотое сечение» в живой природе, популяционные волны в естественных условиях);
- задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.;
- задания на нахождение аналогий (например, бионика – синтез биологии и техники, что человек увидел у животных и растений, а потом использовал при сооружении различных технических конструкций);
- задания на классификацию (например, нахождение сходств и различий при изучении царств живой природы, плодов растений);
- задания на связь с другими науками (например, биология + математика = числовые последовательности в живом мире; биология + химия = химический состав клетки).
- задания творческого характера (составить синквейн, ребус, кроссенс, шараду по изученной теме урока);
- задания на моделирование/конструирование (например, из пластилина или солёного теста сконструировать модель прокариотической или эукариотической клетки; из цветной бумаги сделать аппликацию «Строение цветка»);
- задания, направленные на развитие речи и воображения (например, написать сказку или рассказ «Интервью у птицы», «Разговор деревьев», составить жалобу экологам от имени какого-нибудь животного или растения).
Развитию познавательных и творческих способностей обучающихся способствует и внеурочная деятельность.
Организуя внеурочную деятельность по биологии и химии, я ставлю следующие задачи:
- привитие интереса к естественно-научным предметам – биологии и химии;
- развитие и совершенствование навыков биологического и химического эксперимента;
- развитие творческой активности обучающихся.
Обязательным условием развития одарённости является разнообразие занятий и интересов, формирование у учащихся чувства успешности. Для этого я систематически организую участие обучающихся в различных мероприятиях: школьных и районных олимпиадах, в предметных неделях, в интеллектуальных конкурсах, викторинах и квестах (очно, дистанционно и онлайн), провожу экскурсии, мастерские юного учёного, сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования. Управление внеурочной деятельностью школьников в данном направлении поддерживает зарождающийся у них интерес к биологии и химии, способствует формированию ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся успешный осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута. Результатом внеурочной деятельности является стабильная посещаемость, подготовка к предстоящей школьной научно-исследовательской конференции, защита проектов.
В рамках внеурочной деятельности учащимися создаются групповые и индивидуальные исследовательские проекты, буклеты, альманахи, мультимедийные презентации, видеоролики, учебные фильмы, модели. Все эти и другие продукты, созданные в результате внеурочной деятельности, пополняют школьный банк образовательных ресурсов и активно используются на уроках окружающего мира, биологии, химии, экологии, при проведении внеклассных мероприятиях.
Особым видом внеклассных занятий являются элективные курсы и практикумы. Цель таких занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической и химической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Благодаря тому, что работа осуществляется в малых группах, я максимально реализую индивидуальный подход и дифференциацию обучения, применяя различные методы работы. Занятия оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку они собираются работать или продолжать образование в учебных заведениях биологического и химического профилей. Ежегодно выпускники нашей школы выбирают в качестве будущей профессии – профессии медсестры, фармацевта, ветеринара, работника лесного хозяйства, педагога-психолога, врача, лаборанта, эколога и других.
В заключении отмечу, что каждый ребёнок имеет разные интеллектуальные и творческие способности, у каждого свой значительный природный потенциал и задача педагога – вырастить эти способности, как компоненты одарённости, создать максимальные условия для её формирования, чтобы в дальнейшем возможности каждого человека были реализованы на блага всего общества и окружающего нас мира.