Работа с одарёнными детьми в рамках реализации национального проекта «Образование». | Мой кабинет. Работа №353508
В статье рассматривается система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в МДОУ детский сад «Колокольчик» города Новоульяновска, методики выявления проявления одарённости и анализ исследований, работа участников воспитательно-образовательного процесса с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми в рамках реализации национального проекта «Образование».
Работа с одарёнными детьми выделяется в ряд приоритетных в современной системе образования, в рамках реализации национального проекта «Образование» и, в частности, федерального проекта «Успех каждого ребёнка», направленного на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов каждого ребёнка.
Раннее детство и дошкольный возраст самый благоприятный период для развития личностного потенциала, способностей и реализации возможностей ребенка достигнуть больших высот в своем развитии.
Основной задачей работы по сопровождению детей, склонных к одарённости, является объединение усилий участников воспитательно-образовательного процесса (ВОП) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в МДОУ детский сад «Колокольчик» города Новоульяновска имеет следующее содержание:
1.Выявление талантливых детей и детей с признаками одаренности:
- анализ особых успехов и достижений ребенка;
-создание банка данных талантливых и одаренных детей;
- диагностика потенциальных возможностей детей.
Проявления одарённости выявлялись с помощью следующих методик:
Групповое обследование детей с помощь стандартизированных методик на основе системы мониторинга психолого-педагогической диагностики. «Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОСДО» »/ научн. Рук. Галацковой И.А., ИПК ПРО, 2016. – 262с.
Методика экспертных оценок Лосева А.А.
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М.Дъяченко).
Тест «Дорисуй и назови».
Наблюдение за деятельностью детей, специальные игры- тесты.
В 2023-2024 уч.г. по результатам наблюдений, оценок и диагностик воспитанников подготовительных к школе, старшей и средних групп (из 125 человек, регулярно посещающих детский сад) на предмет выявления признаков одарённости, были получены следующие результаты:
7% детей (9 человек) имеют академическую одарённость
5% детей (6 человек) имеют творческую одарённость (художественную)
7% детей (9 человек) имеют творческую одарённость (артистическую)
2% детей (2 человека) имеют физическую одарённость
8% детей (10 человек) имеют творческую одарённость (вокальную)
2.Помощь одаренным воспитанникам в самореализации их творческой направленности:
- создание для детей ситуации успеха и уверенности с помощью использования личностно-ориентированного, системно-деятельностного подхода и современных воспитательно-образовательных технологий при реализации ВОП;
- организация на базе МДОУ детский сад «Колокольчик» дополнительного образования и кружков по работе с детьми с различными видами одаренности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня.
Мониторинг индивидуального развития одаренных дошкольников:
- мониторинг и контроль динамики развития физических, интеллектуальных, личностных качеств детей;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
3.Поощрение одаренных детей:
- награждение грамотами и подарками, сертификатами различного уровня
4.Работа с родителями одаренных детей:
- повышение психолого-педагогической грамотности и культуры родителей;
- совместные мероприятия и практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
5.Работа с педагогами:
- повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку, участие в профессиональных и творческих конкурсах, развивающие психолого-педагогические семинары и аттестацию;
- стимулирование работы с одарёнными детьми.
6.Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
При осуществлении воспитательно-образовательного процесса, у детей развиваются наклонности к следующим видам одарённости:
Конструкторская одаренность:
1.Реализация дополнительной программы «Робототехника».
2. Исследовательско- творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей.
3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, конкурсы- выставки детского творчества разной тематики и т.д.).
Психомоторная одаренность (хореографическая и спортивная) – развивается через:
1.Социальное сотрудничество с Новоульяновским Домом творчества, Детской школой искусств, ФОК «Строитель».
2.Музыкальную деятельность.
3.Использование при организации ВОП авторских развивающих технологий, и программ.
4.Физкультурно-оздоровительную работу.
5.Использование при организации ВОП авторских развивающих технологий, и программ.
Коммуникативная одарённость (социально-личностная, лидерская):
1.Социальное сотрудничество с Новоульяновским Домом творчества , Детской школой искусств, ФОК «Строитель».
2. Музыкальную деятельность.
3.Использование при организации ВОП авторских развивающих технологий, и программ.
Для развития психических процессов и творческой одарённости в нашем ДОУ реализуется проект для детей, склонных к одаренности, «Алиса в стране чудес». Проект разработан педагогом-психологом МДОУ детский сад «Колокольчик» с целью развития творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.
В реализации проекта принимают участие воспитатели, педагоги и специалисты детского сада.
В течение всего года проводится планомерная работа по просвещению родителей по вопросам воспитания и развития одаренных детей. В работе по просвещению, принимают участие педагоги средних, старшей и подготовительных к школе групп, узкие специалисты ДОУ, администрация ДОУ, педагоги дополнительного образования.
Литература:
Одаренные дети
/ П
од ред. Г.В.
Бурменской
, В.М. Слуцкого. М., 1991.
Психолого-педагогическая диагностика
.
«Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОСДО» »/
научн
. Рук.
Галацковой
И.А., ИПК ПРО, 2016. – 262с.
Психология одаренности детей и подростков
/ П
од ред. Н.C
Лейтеса
. М., 2000.
Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. 2000.№ 3
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.