Работа с одарёнными детьми во внеурочной деятельности | Майорова Елена Геннадьевна. Работа №277267
Автор: Майорова Елена Геннадьевна
Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» социально-педагогической направленности разработана в соответствии с Положением о дополнительном образовании МБОУ «СОШ с. Генеральское».
Дополнительные общеобразовательные программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Программа «За страницами учебника математики» позволяет приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, в формировании предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
Настоящая программа разработана на основе программы Уткиной Л. В. «За страницами учебника Математика».
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена исследовательская и проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на преобладание развития общих способностей личности над специальными.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у обучающихся навыков самообучения, а так же в развитии и реализации их творческого потенциала.
Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет.
А
1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеразвивающей программы
I.I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа За страницами учебника математики социально-педагогической направленности разработана в соответствии с Положением о дополнительном образовании МБОУ СОШ с. Генеральское.
Дополнительные общеобразовательные программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Программа За страницами учебника математики позволяет приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, в формировании предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
Настоящая программа разработана на основе программы Уткиной Л. В. За страницами учебника Математика.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена исследовательская и проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на преобладание развития общих способностей личности над специальными.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у обучающихся навыков самообучения, а так же в развитии и реализации их творческого потенциала.
Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет.
I.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии); формирование понимания связи математики с повседневной жизнью; развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста.
Задачи:
обучающие: формирование первоначальных представлений о математических понятиях, не включенных в образовательную программу; формирование умения применять математические знания в повседневной жизни; формирование интереса к математике, как к науке;
развивающие: развитие познавательного интереса; развитие эмоциональной сферы, внимания, воображения, фантазии, развитие пространственного и логического мышления;
воспитательные: формирование мотивации к самостоятельному обучению, работе на конечный результат;
Возрастные особенности. В возрасте 7-10 лет успеваемость становится важнейшим критерием при формировании самооценки, проявляется самостоятельность, сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), формируется волевое поведение, целеустремленность, желание довести дело до конца, добиться поставленной цели, что и учитывает данная образовательная программа.
Срок реализации программы: 74 часа.
1.3. Формы и режим занятий
Непосредственными формами работы являются: фронтальная, индивидуальная, групповая работа обучающихся, выдвижение гипотез, проблемный диалог, исследование, взаимопроверка и самопроверка, работа с источником информации, прогнозирование результата.
Занятия строятся в увлекательной форме с использованием элементов игры, конкурса и т.д. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал, используется интернет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество обучающихся в группе: 13-20 человек.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- знать нестандартные игровые приемы сложения и вычитания;
- знать нестандартные игровые приемы умножения и деления;
- знать эвристические приемы для решения математических задач
- понимать роль математических действий в жизни человека;
Обучающиеся будут уметь:
- строить рассуждения о математических явлениях;
- строить простые индуктивные и дедуктивные математические суждения;
- моделировать задачи на основе жизненных ситуаций;
- использовать знаково-символические средства математической записи (рисунки, чертежи, формулы, схемы) для кодирования информации; на основе этого строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
Метапредметные:
- понимать смысл инструкции педагога, заданий в учебнике; выполнять действия по ориентиру;
- воспринимать мнения и предложения сверстников о способе решения задачи;
- на основе решения практических задач под руководством педагога делать выводы о свойствах объектов;
- осуществлять поиск информации, используя материал вне учебника и сведения взрослых;
- проводить сравнение (наглядное, по представлению, сопоставление и противопоставление);
- выделять существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- под руководством педагога осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения и обобщения;
- принимать активное участие в работе парами, группами; используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации мнений о математических явлениях в сотрудничестве, договариваясь;
- использовать правила вежливости в общении;
- понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, воспроизводить вопросы;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- развитие навыков сотрудничества при постановке и решении учебных, конкретно- практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или ее непонимание;
- организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой обязанности
Личностные:
- внутренняя позиция обучающихся на уровне положительного отношения к предмету математики;
- интерес к видам учебной деятельности, включая элементы, наблюдение и предметно-исследовательскую деятельность;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- интерес к познанию математических фактов, зависимостей, количественных отношений;
- первоначальная ориентация на оценку результатов познавательной деятельности;
- самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальная ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей.
1.5. Способы определения результативности реализации программы
Предполагается использование следующих методов отслеживания результативности:
-Педагогическое наблюдение;
-Педагогический анализ результатов опросов, выполнения обучающимися практических заданий, защиты проектов, решения задач исследовательского и поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
Виды контроля:
- Начальный или входной контроль
- Текущий контроль
- Итоговый контроль
Форма аттестации планируемых результатов программы – итоговая выставка детских творческих работ. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.
1.6. Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
ДО
теория
практика
всего
1.
Интересные приемы устного счёта.
4
18
20
Графические диктанты.
Математические раскраски.
2.
Волшебные фигуры.
6
18
24
Графические диктанты.
Творческая работа Преобразование одной фигуры в другую
3.
Логические упражнения и задачи.
4
24
28
Графические диктанты.
Итоговая контрольная работа.
4.
Итоговая выставка –презентация детских творческих работ
-
2
2
Коллективный анализ работ. Награждение победителей.
Содержание учебного плана
Интересные приемы устного счёта(20ч.)
Теория. Информационное сообщение Математика - это интересно. Как люди научились считать. Просмотр презентации Ищем закономерности.
Практика.
Практические задания: составление и решение Числовых цепочек, Числовых рядов, Числовых лабиринтов, Магических квадратов, числовых и буквенных ребусов.
Игры: Весёлый счёт, Задумай число.
Волшебные фигуры(24 ч.)
Теория. Просмотр мультфильма и обучающих видеоматериалов по теме Форма. Размер. Взаимное расположение. Знакомство с условными обозначениями, обозначающими геометрические фигуры.
Практика.
Игры: Путешествие точки, Задумай число.
Практические задания: построение углов, геометрических фигур, составление треугольников и квадратов, преобразования фигур.
Логические упражнения и задачи(28 ч.)
Теория. Просмотр обучающих видеоматериалов.
Практика.
Игры: Что не так, Кто больше, Четвёртый лишний, Поиск девятого.
Практические задания: Задания на продолжение закономерностей, составление логических концовок, поиск недостающего; составление и решение Задач-шуток, Задач в стихах, Задач на смекалку, Нестандартных и Волшебных задач.
Итоговые выставки-презентации детских творческих работ(2 ч.)
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Методическое обеспечение программы
Дистанционная образовательная программа Раздвигаем границы учебника Математика ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста. Она предоставляет возможности для формирования интереса к изучению математики, как одному из самых эффективных путей получения политехнических знаний.
Учебный процесс проводится в форме с обязательным выполнением практических и контрольных работ, проверочных тестов, участия в конкурсах на лучшую творческую работу. В качестве средств обучения используются видеоматериалы, презентации, мультфильмы, схемы и т.д.
Уровень удовлетворенности учебным процессом определяется результатами рефлексивных игр.
2.2. Материально-техническое обеспечение и условия реализации
программы
1.Компьютер (ноутбук).
2.Интерактивная доска.
3.Сканер, фотоаппарат (или телефон с функцией фотосъемки).
4.Подключение к сети Интернет.
5.Материалы, инструменты и приспособления: белая и цветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, карандаши, краски, кисточки.
2.3. Оценочные материалы:
Итоговая контрольная работа;
Конкурс Лучшая творческая работа (критерии оценки работ: уровень сложности работы, полнота представленной информации, аккуратность исполнения, художественное оформление).
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Волина В.В. Праздник числа – М: АСТ – ПРЕСС, 1996
Список литературы для обучающихся:
Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике - М.: Просвещение, 1989
Электронные источники:
http://freemath.ru/publ/logicheskie_zadachi/trudnye_zadachi_dlja_nachalnykh_klassov/9-1-0-12
http://freemath.ru/publ/zanimatelnaja_matematika/raznye_zadachi/matematicheskie_rebusy/10-1-0-185
http://pochemu4ka.ru/load/29-1-0-566
Приложение
Календарный учебный график.
№ п/п
Месяц, число
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведе ния
Форма контро- ля
Интересные приемы устного счёта (20 часов)
1
2.09
занятие-путешествие
1
Математика - это интересно.
МБОУ СОШ с. Генеральское Кабинет начальных классов № 3.
Начальный или входной контроль
2
7.09
занятие -исследование
1
Как люди научились считать.
текущий контроль
3-4
9.09
14.09
занятие-игра с выполнением практической
работы
2
Числовые цепочки. Графический диктант.
отчет о выполнении задания
текущий контроль
5-6
16.09
21.09
занятие -игра с выполнением практической
работы
2
Числовые ряды. Графический диктант.
отчет о выполнении задания
текущий контроль
7-8
23.09
28.09
занятие -игра с выполнением практической
работы
2
Магические квадраты. Графический диктант.
отчет о выполнении задания
текущий контроль
9-10
30.09
5.10
занятие исследование
с выполнением практической
работы
2
Ищем закономерности.
отчет о выполнении задания
текущий контроль
11-12
7.10
12.10
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Игра Весёлый счёт.
текущий контроль
13-14
14.10
19.10
занятие -викторина
с выполнением практической
работы
2
Арифметические действия, числовые и буквенные ребусы.
текущий контроль
15-16
21.10
26.10
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Игра Задумай число.
отчет о выполнении задания
текущий контроль
17-18
28.10
2.11
занятие -путешествие
с выполнением практической
работы
2
Числовые лабиринты. Графический диктант.
отчет о выполнении задания
текущий контроль
19-20
9.11
11.11
занятие –конкурс с
выполнением практической
работы
2
Математические раскраски.
Итоговый контроль.
Волшебные фигуры (24 часа)
21
16.11
занятие -путешествие
1
Форма, размер.
текущий контроль
22
18.11
занятие -исследование
с выполнением практической
работы
1
Взаимное расположение.
текущий контроль
23-24
23.11
25.11
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Точка. Игра Путешествие точки.
отчет о выполнении задания
текущий контроль
25-26
30.11
2.12
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Замечательные кривые.
Отчет о выполнении задания
текущий контроль
27-28
7.12
9.12
занятие -исследование
с выполнением практической
работы
2
Пересекающиеся линии. Графический диктант.
Отчет о выполнении задания
текущий контроль
29-32
14.12
16.12
занятие -исследование
с выполнением практической
работы
4
Непослушные прямые. Рождение отрезков. Загадочные лучи.
Отчет о выполнении задания
текущий контроль
33-36
21.12
23.12
занятие -исследование
с выполнением практической
работы
4
Волшебные углы и треугольники.
Отчет о выполнении задания
текущий контроль
37-38
28.12
30.12
занятие -проект.
2
Нестандартные измерения длин отрезков. Сравнение отрезков.
Защита проектов, текущий контроль
39-40
11.01
13.01
занятие -проект.
2
Построение фигур.
Защита проектов, текущий контроль
41-42
18.01
20.01
занятие -проект.
2
Превращения треугольников и квадратов.
Защита проектов, текущий контроль
43-44
25.01
27.01
занятие исследование.
2
Преобразования фигур.
текущий контроль
Логические упражнения и задачи (28 часов)
45-46
1.02
3.02
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Найди отличия. Игра Что не так.
текущий контроль
47-48
8.02
10.02
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Найди сходство. Игра Кто больше.
текущий контроль
49-50
15.02
17.02
занятие игра
с выполнением практической
работы
2
Игра Четвёртый лишний. Графический диктант.
текущий контроль
51-52
22.02
24.02
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Игра Четвёртый лишний. Графический диктант.
Отчет о выполнении задания
текущий контроль
53-54
1.03
3.03
занятие исследование.
2
Продолжи закономерность.
текущий контроль
55-56
10.03
15.03
занятие исследование
с выполнением практической
работы
2
Логические концовки(задачки)
текущий контроль
57-58
17.03
22.03
занятие исследование
с выполнением практической
работы
2
Поиск недостающего.
текущий контроль
59-60
24.03
29.03
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Игра Поиск девятого. Графический диктант.
Отчет о выполнении задания
текущий контроль
61-62
31.03
5.04
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Задачи в стихах. Шуточные задачи и загадки.
текущий контроль
63-64
7.04
12.04
занятие игра
с выполнением практической
работы
2
Задачи-шутки. Весёлые вопросы.
текущий контроль
65-66
14.04
19.04
занятие -игра
с выполнением практической
работы
2
Задачи на смекалку.
текущий контроль
67-68
21.04
26.04
занятие -проект.
2
Нестандартные задачи.
текущий контроль
69-70
28.04
5.05
занятие -проект.
2
Волшебные задачи.
текущий контроль
71
12.05
занятие - викторина
1
Кто может на загадки отгадки находить.
Итоговый контроль
72
17.05
занятие - соревнование
Итоговый урок на смекалку.
Итоговый контроль
73-74
19.05 / 24.05
Итоговые выставки-презентации
лучших детских творческих работ(2 ч.)
Итоговый контроль
5