"Работа с предложно-падежными конструкциями пространственного значения" ☼
Автор: Кошкарова Галина Николаевна
В статье указывается последовательность работы по преодолению трудностей при использовании предложно-падежных конструкций детьми, имеющими речевую паталогию. Так же приведены упражнения, направленные на развитие умения правильно употреблять прндложно-падежные конструкции с различными предлогами.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Микки Маус»
РАБОТА С ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
Подготовила: учитель-логопед Кошкарова Г.Н.
г. Сургут
Работа с предложно-падежными конструкциями пространственного значения
Дети имеющие речевую патологию часто испытывают трудности при использовании предложно-падежных конструкций. Работа с предложениями, в состав которых входят предлоги с пространственным значением, начинается задолго до логопедических занятий, посвященных именно данным темам длительное, последовательное обучение умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Дети усваивают, с каким падежом существительных или прилагательных употребляются эти предлоги на занятиях по теме «Слова, обозначающие предмет», «Слова, обозначающие признак предмета».
Предлоги с пространственным значением расположения (места) используются в упражнениях на любых занятиях (за, на, перед, над, под и т.п.). При этом сначала отрабатывается умение понимать их значение на реальных объектах, в том числе и на схеме собственного тела. Затем закрепить умение понимать значение данных предлогов и употреблять словосочетания с ними при анализе расположения конкретных предметов и их макетов. И после этого используются схематические изображения объектов и смысловые основы для употребления того или иного предлога.
Аналогичная последовательность сохраняется и при работе с предлогами, обозначающими направление движения в пространстве (к, от, по, в, из и т.д.).
В изучении конструкций с данными предлогами важным является чёткая дифференциация их значений. Это достигается следующим образом. Сначала использует в речи один из дифференцируемых предлогов, тем самым вырабатывая опорное положение или направление пространства. Затем в работу включается предлог с противоположным значением. Помимо прочего, на данных занятиях используются упражнения по дифференциации предлогов и приставок (от и к-; за и в-;).
Последовательность включения в работу предлогов такова: от, от- к, из, из- в, за, за-в, на, под, под- над, около, вокруг, из-за, из-под, через, между.
Упражнения, направленные на развитие умения правильно употреблять
предложно-падежные конструкции.
Упражнение 1
Цель: закрепление значения предлога от.
Содержание. Педагог совершает действия, сопровождая их пояснением. Затем просит ответить на вопрос: «Что я сделала?».
Например, встает у окна и говорит: «Я стою около окна». Затем отходит от окна и спрашивает: «Что я сделала?» Дети отвечают.
Затем педагог совершает какое-либо действие, а ребёнок комментируют его самостоятельно.
Возможен вариант, когда педагог просит ребёнка встать около определенного предмета и ответить на вопрос: «Что ты сделал?» Затем просит отойти от данного предмета и пояснить действие.
Упражнение 2
Цель: закрепление значения предлога от.
Содержание. Педагог раздает детям описания предметов, находящихся в кабинете (окно, стол, шкаф, доска и т.п.). Дети должны определить, о каком предмете идет речь в описании и встать около
него. Затем педагог дает инструкции:
Отойди от шкафа.
Отойди от окна.
Тот, кто стоит около названного предмета, должен выполнить действие и прокомментировать его.
Упражнение 3
Цель: закрепление значения предлога за.
Содержание. Педагог загадывает загадки о предметах, находящихся в комнате. Ребёнок, отгадавший загадку, берет в руки большого плюшевого мишку и прячет его за этот предмет. Затем поясняет свои действия: «Я спрятал мишку за шкаф».
Возможен вариант, когда педагог просит ребёнка: «Спрячь мишку за стол». Ребёнок выполняет действие, затем подходит к товарищу и сам дает ему подобную инструкцию.
Упражнение 4
Цель: уточнение значения предлога на.
Содержание. Педагог начинает цепочку действий с подносом, кладет на поднос лист бумаги и говорит: «Я положила лист на поднос». Затем подходит к первому ребёнку, который должен любой предмет положить на лист и пояснить действия: «Я положил тетрадь на лист».
После этого педагог задает вопросы:
Что лежит под книгой?
Что лежит под линейкой?
Что лежит на листе?
Упражнение 5
Цель: уточнение значения предлога на.
Содержание. На доске предметные картинки: стол, дождь, небо, трава, затем детям даются предметные картинки — кружка, ваза. Выбрать предмет, на котором может стоять изображенный на картинке предмет. Составить предложения.
Упражнение 6
Цель: уточнение значения предлогов в, из.
Содержание. Педагог ставит на стол коробку (мешок, сумку), берет любой из разложенных на столе мелких предметов и кладет его туда, поясняя действие: «Я кладу в коробку ластик». Дети делают
аналогичные действия с другими предметами.
Детям предлагается приоткрыть ее, взять любой предмет, опознать его и вынуть, после чего пояснить свои действия: «Я достал из коробки мяч».
Упражнение 7
Цель: уточнение значения предлогов в, около.
Содержание. Педагог вывешивает на доске пару картинок. На одной изображен дом, на другой около дома стоит мальчик. Педагог просит показать рисунок, прокомментировать так: «Саша вошел в дом». Затем ребёнок выбирает из схем предлогов правильную, после этого педагог читает предложения, а ребёнок поднимают соответствующую карточку со схемой предлога:
Лена гуляет в саду.
Саша ждет маму около магазина.
Упражнение 8
Цель: уточнение значения предлога к.
Содержание. Педагог размещает на доске лист с изображениями зданий (дом, сарай, шалаш, гараж, замок, башня). В центре изображен мальчик. Педагог говорит, что мальчик может подойти к тому зданию, в названии которого два слога. Дети находят эти изображения и составляют предложения. Например, «Павел может подойти к сараю». Затем педагог просит ответить на вопрос: «Какой сарай?» и вставить соответствующее определение в составленное предложение: «Павел может подойти к деревянному сараю».
Упражнение 9
Цель: закрепление значения предлога под.
Содержание. Педагог размещает на доске изображения предметов (мост, стол, дерево, фонарь и т.п.). Затем просит детей рассмотреть предметы и ответить на вопросы:
Под чем может пройти лошадь?
(«Лошадь может пройти под мостом».)
Упражнение 10
Цель: уточнение значения предлога за.
Содержание. Педагог раздает детям карточки с изображением дома и еще какого-либо предмета (машины, дерева и т.д.). Детям необходимо ответить на вопросы:
Что ближе?
(Дом.)
Ч то
находится за домом?