Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения: рекомендации по коррекции и развитию речи | Дзюба Евгения Евгеньевна. Работа №346616. Номер работы: №346616

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения, является важной частью логопедической практики. Эффективная коррекция речи у дошкольников невозможна без активного взаимодействия с семьей, поскольку именно в домашних условиях часто возникают ситуации для дальнейшей практики и закрепления речевых навыков. В данной статье рассматриваются ключевые рекомендации для родителей по коррекции и развитию речи детей с различными речевыми нарушениями. Особое внимание уделено важности создания поддерживающей среды для развития ребенка, методам и приемам, которые родители могут использовать в повседневной жизни для помощи в коррекции речевых дефектов.

Ключевые слова: логопедия, речевые нарушения, дети, родители, коррекция речи, развитие речи, дома, логопедические рекомендации, дошкольники.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

 

Дзюба Евгения Евгеньевна, учитель-логопед

МКДОУ Детский сад № 21 "Радуга", Ставропольский край,

с. Кочубеевское

 

Аннотация. Работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения, является важной частью логопедической практики. Эффективная коррекция речи у дошкольников невозможна без активного взаимодействия с семьей, поскольку именно в домашних условиях часто возникают ситуации для дальнейшей практики и закрепления речевых навыков. В данной статье рассматриваются ключевые рекомендации для родителей по коррекции и развитию речи детей с различными речевыми нарушениями. Особое внимание уделено важности создания поддерживающей среды для развития ребенка, методам и приемам, которые родители могут использовать в повседневной жизни для помощи в коррекции речевых дефектов.

Ключевые слова: логопедия, речевые нарушения, дети, родители, коррекция речи, развитие речи, дома, логопедические рекомендации, дошкольники.

 

Речь является важнейшим аспектом психомоторного, когнитивного и социального развития ребенка. Нарушения речи в раннем возрасте могут затруднить процесс общения, обучения, а также социальную адаптацию. Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, где важную роль играет взаимодействие педагога-логопеда с родителями.

Работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения, — это важный и неотъемлемый компонент в процессе коррекции. Родители, будучи первыми воспитателями, оказывают огромное влияние на развитие речи своего ребенка. Логопед может предложить различные методики и советы, но для успешной работы необходима согласованность действий и понимание родителями значимости их участия в этом процессе.

Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Прежде чем переходить к практическим рекомендациям, важно рассмотреть основные причины, по которым у детей могут возникать речевые нарушения. Это может быть связано как с физиологическими факторами, такими как анатомические особенности (например, недостаточное развитие речевых органов), так и с психоэмоциональными, социальными или образовательными аспектами.

Основные причины речевых нарушений у дошкольников:

Физиологические: проблемы с развитием артикуляционного аппарата, слуховые нарушения, неврологические расстройства.

Психологические: эмоциональные травмы, тревожность, отсутствие мотивации к общению.

Социальные: дефицит речевой нагрузки в семье или окружении, недостаток общения с взрослыми и сверстниками, низкий уровень речевой активности в окружении.

Понимание этих факторов позволяет родителям осознанно подходить к процессу коррекции речи и активно взаимодействовать с логопедом.

Роль родителей в коррекции и развитии речи ребенка

В процессе работы с детьми, имеющими речевые нарушения, родители выполняют несколько ключевых ролей:

Стимуляция речевого развития. Родители должны создавать дома такие условия, при которых ребенок будет мотивирован к активному использованию речи. Регулярное общение, чтение книг, игровые занятия — все это способствует развитию словарного запаса и улучшению произношения.

Создание речевой среды. Важным аспектом является создание правильной речевой среды, в которой ребенок будет слышать правильную речь. Если родители сами активно занимаются речью, правильно строят фразы, следят за грамматикой и произношением, это автоматически будет отражаться на ребенке.

Сотрудничество с логопедом. Роль родителей заключается в регулярном повторении упражнений, предложенных логопедом. Важно, чтобы они следовали рекомендациям, были терпеливыми и последовательными в своих действиях, ведь коррекция речевых нарушений требует времени.

Рекомендации для родителей по коррекции и развитию речи

1. Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная моторика является основой правильного произношения звуков. Работа с артикуляционным аппаратом может быть эффективной не только в условиях логопедических занятий, но и в домашних условиях. Важно, чтобы родители проводили простые артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности губ, языка, челюсти и улучшение координации движений.

Рекомендации. Ведите игры на развитие артикуляции, например, «Угадай, какой звук» или «Подражаем животным». Такие игры помогут детям развивать артикуляционную подвижность и улучшить произношение.

Используйте веселые стихотворения и песенки с повторяющимися звуками для тренировки определённых звуков.

Постепенно усложняйте упражнения, переходя от звуков к слогам и словам.

2. Упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух — это способность различать и воспроизводить звуки речи. Нарушения фонематического восприятия часто встречаются у детей с речевыми проблемами, поэтому его развитие играет ключевую роль.

Рекомендации. Игры с различением звуков: «Угадай, какой звук я произнес», «Найди предмет по звуку» и другие.

Слушайте с ребенком музыку, фразы с четким произношением, аудио сказки. Важно акцентировать внимание на различии в звуках.

Применяйте различные виды «шумовых игр», такие как игра с шумами природы, игрушечными инструментами и др.

3. Развитие словарного запаса

Обогащение словарного запаса имеет огромное значение для развития речи. Важно, чтобы ребенок знал не только правильные слова, но и мог их правильно употреблять в контексте.

Рекомендации. Читайте с ребенком книги, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы по содержанию, уточняйте значения незнакомых слов.

Используйте карточки с изображениями, на которых написаны слова, и играйте с ребенком в ассоциации.

Включайте в игру активное использование новых слов в контексте.

4. Формирование грамматических навыков

Овладение грамматикой языка — это важный этап в развитии речи, который также можно поддерживать дома.

Рекомендации. Развивайте речь ребенка через построение предложений. Например, задавайте ребенку вопросы, побуждая его к составлению предложений, поощряйте за правильное использование грамматических форм.

Используйте игровые формы, например, строите предложения по картинкам или давайте задание: «Скажи предложение о том, что ты видел в парке» и т. п.

Применяйте диалоговую форму общения, побуждая ребенка задавать вопросы, уточнять информацию.

5. Развитие коммуникативных навыков

Важно не только научить ребенка правильно говорить, но и развить его способность к общению.

Рекомендации. Создайте в семье атмосферу, где ребенок чувствует себя уверенно в общении. Слушайте его внимательно, поддерживайте беседу, задавайте вопросы, чтобы стимулировать ребенка к продолжению разговора.

Проводите семейные игры, где каждый член семьи должен говорить. Например, игра «Телефон» — когда один говорит фразу, а другой её повторяет.

Поощряйте самостоятельные попытки говорить, даже если речь не всегда идеальна.

Работа с родителями является важным элементом в коррекции речевых нарушений у детей. Родители могут сыграть ключевую роль в процессе развития речи, создавая в домашних условиях поддерживающую среду для ребенка. Эффективная коррекция возможна при тесном сотрудничестве логопеда и родителей, когда родитель активно участвует в выполнении логопедических заданий, а также применяет различные игры и упражнения для закрепления и развития речевых навыков.

 

Список литературы

Андронова, О. В. Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей / О. В. Андронова. —

Текст :

непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII

Междунар

.

науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-

Петербург :

Свое издательство, 2020. — С. 43-45. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15949/

Маркелова, А. М. Организация вза

имодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи / А. М. Маркелова. —

Текст :

непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —

Краснодар :

Новация, 20

16. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9573/

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×