Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей в семье | Яхновец Валентина Антоновна. Работа №242938
Автор: Яхновец Валентина Антоновна
Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей в семье.
Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.
Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.
В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.
Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.
Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Семья и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности. Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.
Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Дошкольный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении: дом, двор, улица, город, страна.
В настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания. Обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повышается компетентность воспитателей, воспитанников, родителей, расширяется воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в общество.
Наши цели работы с родителями:
-Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
-Изучение истории, культуры,
-Стремление возродить традиции семейного воспитания.
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
- становление и развитие ответственного, творческого, инициативного, человека - гражданина России.
Задачи, которые должны ставить перед собой родители:
-Учить детей различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро, быть милосердными.
-Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
-. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию. укреплению воли и выносливости.
- Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Для реализации задачей и целей воспитатель с родителями реализует следующие мероприятия:
Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:
родительские собрания
на духовно-нравственную тематику;
проведение выставок, конкурсов,
индивидуальные консультативные встречи со специалистами
совместные с детьми экскурсии;
активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
досуги.
Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы, для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников. Необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников.
Воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца. Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.
Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.