Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с текстами разного стиля: обучаем детей выделять главную мысль | Дорофеева Нелли Николаевна. Работа №352398

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы работы с текстами разного стиля на уроках русского языка и литературы. Описаны подходы к обучению школьников выделению главной мысли текста. Особое внимание уделено практическим приемам, которые помогают учащимся осваивать умения анализа, синтеза и интерпретации текстовой информации.

Ключевые слова: текст, стили текста, главная мысль, обучение, русский язык, литература, школа-интернат, анализ текста, развитие навыков.

Работа с текстами разного стиля:
обучаем детей выделять главную мысль

 

Дорофеева Нелли Николаевна,
учитель русского языка и литературы

ГКБОУ «Школа-интернат Пермского края»

 

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы работы с текстами разного стиля на уроках русского языка и литературы. Описаны подходы к обучению школьников выделению главной мысли текста. Особое внимание уделено практическим приемам, которые помогают учащимся осваивать умения анализа, синтеза и интерпретации текстовой информации.

Ключевые слова: текст, стили текста, главная мысль, обучение, русский язык, литература, школа-интернат, анализ текста, развитие навыков.

 

Работа с текстами разного стиля играет ключевую роль в образовательном процессе, так как позволяет школьникам овладеть навыками анализа, критического мышления и обобщения информации. На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не только познакомить учеников с текстами художественного, публицистического, научного или делового стиля, но и научить их выделять главную мысль. Это умение способствует глубокому пониманию содержания, развитию грамотной речи и навыков самовыражения.

Прежде всего, следует учитывать, что восприятие текстов разных стилей требует от учеников определенного уровня подготовки. Для этого важно объяснить школьникам, чем отличаются стили между собой, используя конкретные примеры. Например, предложите сравнить отрывок из художественного произведения, научную статью и новостную заметку. В процессе обсуждения учащиеся могут самостоятельно обнаружить ключевые различия: в художественном тексте основной акцент делается на образности и эмоциональности, в научном — на точности и логике, в публицистическом — на воздействии на читателя и информативности.

После знакомства с особенностями стилей важно уделить внимание практическим заданиям. Работа над текстом должна начинаться с ответа на вопрос: зачем этот текст был написан? Например, научный текст создан для передачи знаний, публицистический — для привлечения внимания к проблеме, а художественный — для создания определенного эмоционального отклика. Учащихся можно попросить предложить свои варианты ответов, что стимулирует их размышления и помогает осознать структуру текста.

На следующем этапе важно научить детей определять главную мысль текста. Часто ученики склонны путать ее с интересными, но второстепенными деталями. Один из эффективных методов — использование опорных вопросов: О чем этот текст? и Что автор хотел сказать? Например, предложите школьникам проанализировать короткий рассказ А. П. Чехова. Задайте вопросы: «Какое событие является центральным в сюжете?», «Какую идею хотел передать автор?». Подобный подход помогает учащимся вычленить важное из второстепенного.

Особенно полезным упражнением для развития навыков выделения главной мысли является составление плана текста. Разбейте текст на абзацы и предложите ученикам написать к каждому из них краткое содержание в виде тезисов. Затем обсудите, какие из тезисов можно объединить, чтобы сформулировать основную идею. Такой способ позволяет детям увидеть текст в структуре и понять, как каждая часть связана с главной мыслью.

Для более глубокого понимания текстов публицистического стиля, например, статей из газет или журналов, предложите учащимся найти проблему, которую поднимает автор, и выделить аргументы, которыми он обосновывает свою точку зрения. Для этого можно предложить задание: «Прочитайте статью и ответьте, в чем заключается главная проблема. Какие доводы автор приводит для её раскрытия?» Этот метод помогает школьникам вырабатывать критическое отношение к тексту и анализировать аргументацию.

При работе с научными текстами важно обращать внимание на абстрактность и четкость изложения. Чтобы облегчить понимание таких текстов, можно предложить ученикам выделить ключевые термины и понятия. Например, в тексте о природе гравитации они могут найти и записать слова: «сила», «масса», «притяжение». После этого задайте вопрос: «Как связаны между собой эти термины?» Ответ на этот вопрос зачастую становится основой для формулировки главной мысли.

Художественные тексты требуют особого подхода, так как их смысл часто скрыт за символикой и метафорами. В таких случаях полезно задействовать элементы творческого анализа: например, попросите учеников написать, какие чувства вызвал у них текст, и как эти чувства связаны с основной идеей произведения. Уроки по анализу поэзии также могут включать задания на поиск ключевых образов или символов, через которые раскрывается главная мысль стихотворения.

Еще один метод — работа в группах. Разделите класс на команды и предложите каждой группе проанализировать текст одного стиля. Затем каждая группа представляет свои выводы, а остальные ученики оценивают, насколько убедительно была сформулирована главная мысль. Такое взаимодействие не только улучшает навыки анализа, но и развивает умение работать в коллективе.

Нельзя забывать и о важности индивидуальной работы. Ученики могут испытывать трудности в восприятии текста из-за особенностей своего развития, поэтому важно предоставлять им достаточно времени для выполнения заданий, а также учитывать их индивидуальные возможности. Если текст кажется сложным, его можно предварительно адаптировать: упростить лексику, разделить на более короткие абзацы или дополнить иллюстрациями.

Таким образом, работа с текстами разного стиля и обучение школьников выделению главной мысли — это важная часть формирования грамотного читателя. Использование разнообразных методов и приемов позволяет учителю не только заинтересовать детей, но и дать им ценные навыки, которые пригодятся в дальнейшем обучении и жизни. Главное — помнить, что процесс освоения этих умений требует систематической работы, терпения и индивидуального подхода.

 

 

Список литературы

Адамова

Г. Н.

,

Бурдина

М. А.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Вестник науки и образования. 2017. №2 (26).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-iz-opyta-raboty

Зайцева

И. А. К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ / И. А. Зайцева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 558-560. — URL:

https://moluch.ru/archive/147/41296/

Старченко

Г. Н. Работа с художественным текстом на уроках русского языка / Г. Н. Старченко. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 225-227. — URL:

https://moluch.ru/archive/181/46588/

Халимова

М. Р.

О

собенности работы с текстом на уроках русского языка // Вестник Педагогического университета. 2018. №2 (74).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×