РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. | Елена Сергеевна Дюбко. Работа №253052
Автор: Елена Сергеевна Дюбко
В данной статье , я рассказываю о том, что большую роль в освоении английского языка, как и любого другого, играет одно из основных видов речевой деятельности - чтение. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма
Дюбко Елена Сергеевна
Учитель английского языка
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
г.Иркутска СОШ №4
Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.Большую роль в освоении английского языка, как и любого другого, я думаю, играет одно из основных видов речевой деятельности - чтение.
Чтение– это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма. Именно, читая, ученики узнают новые слова, видят построение предложения, учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д. Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, так как и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой контролируемое говорение. Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно. Лингвисты рассматривают текст как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. Текст, следует рассматривать в следующих обучающих функциях:
- как иллюстрацию функционирования языковых единиц;
-как образец речи определённой структуры, формы и жанра;
-как образец реализации речевых намерений автора;
-как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог);
-как структуру управления учебными действиями учащихся (учебный текст);
-в обучении аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и в обучении видам иноязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорения, аудирования, письма).
Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения иноязычному общению. Функции текста в обучении иноязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванными.
Чтение на уроках английского языка очень важно. Оно способствует:
-расширению лексического словарного запаса
- умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)
- закреплению различных разделов
грамматики
- совершенствованию речевых навыков
В ходе чтения и работы с текстами формируются Универсальные Учебные Действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Правила работы с текстом:
Читать текст на английском языке - не значит переводить каждое слово.
Чтобы понять любой текст необходимо использовать жизненный опыт.
Большое внимание следует уделять заголовку, рисункам, схемам, таблицам, сопровождающих данный текст, его структуре.
При чтении текста важно опираться на то, что известно в нём и пытаться прогнозировать содержание текста.
Обращаться к словарю следует лишь в крайних случаях. Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап(Pre-reading)
На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию. Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы: мозговой штурм, предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.
Возможные упражнения:
1. По заголовку можно попросить учащихся определить:
- тематику текста;
- перечень поднимаемых в нем проблем;
- ключевые слова и выражения, ассоциации.
2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.
4. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.
5. Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Использование ассоциаций, связанных с именем автора
- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
- Кто будет главным героем (его профессия, национальность и так далее)?
- Где и в какое время может происходить действие?
8. Написать возможные вопросы по теме текста
Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.
Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).
Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).
Упражнения на различение грамматических явлений:
Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
Выпишите предложения с данной грамматической формой.
Объясните употребление данной грамматической формы.
Подстановочные упражнения:
Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
Замените выделенную форму по образцу.
Трансформационные упражнения:
Составьте из двух предложений одно простое.
Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
Выразите ту же мысль другими средствами.
Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:
Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.
Определите значение сложного слова по его элементам.
Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.
Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Предтекстовая ориентировка читающего:
Ответьте на предтекстовые вопросы.
Определите верные и неверные утверждения.
Текстовый этап(While-reading)
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Возможные упражнения:
1. Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
3. Составить предложения по порядку
4.Найти соответствия.
5.Выполнить задание на множественный выбор
6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте .
8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.
9.Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.
12. Прочитать отрывок и пересказать его.
13. Восполнить недостающую информацию.
Упражнения на свёртывание текста:
Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.
Упражнения на реконструкцию текста:
Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
Упражнения на перефразирование:
Замените слово синонимом по образцу.
Замените слова дефиницией (описанием).
Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.
Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
Воспроизведите текст по плану
Упражнения на обобщения материала:
Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
Послетекстовый этап(Post-reading)
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации .
Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Возможные упражнения:
Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
Доказать или охарактеризовать что-то
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
Составить план текста, выделив его основные мысли.
Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно
Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно
Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.
Придумать новое название.
На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.
Упражнения на выявление темы текста:
Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.
Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
Сформулируйте тему самостоятельно.
Упражнения на передачу сюжета:
Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
Упражнения на составление характеристики персонажей:
Выделите авторские характеристики.
Ответьте на вопросы к фрагментам текста.
Поставьте вопросы к фрагментам текста.
Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
Дайте свою характеристику героям.
Безусловно, задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое).
Просмотровое чтениепредполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его фокусирующими деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Ознакомительное чтениепредставляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение для себя, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтениепредусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Поисковое чтениеориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.
Таким образом, опираясь на цели каждого вида чтения и следуя этапам работы с текстом, можно предложить некоторые задания в зависимости от вида чтения:ознакомительное чтение, изучающее чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение.
Задания на предтекстовом этапе
Exercise 1.
Read the key words and word combinations of the text. Define the theme of the text. Find other key words and word combinations of the text which make the thematic framework of the text.
Exercise 2.
Make the chain of main facts in which reference words would be connected.
Exercise 3.
Try to define the theme of the text according to the scheme.
Exercise 4.
Look at the title, scheme and conclusion of the text. What can be the main idea of the text?
Exercise 5.
What do you think about this theme in general?
Exercise 1.
Try to understand the underlined words. Check in the dictionary.
Exercise 2. Read the title and say what the text will be about.
Exercise 1. Look at the title, schemes of the text. Define the theme of the text. What problem does the author want to show and solve?
Exercise 2. Have you read any articles on the basis of this theme? Were they fascinating or scientifically vital to you?
Exercise 1. Read the title and guess what the text is about, what the content is.
Exercise 2. Look at the tables / schemes given in the text. If the title, schemes, tables of the text is considered to be vital to you, read the text.
Задания на текстовом этапе
Exercise 1.
Read the first paragraph of the text and find the sentence which obtains the main information.
Exercise 2.
Read the statement. Define whether it corresponds to facts given in the text.
Exercise 3.
Put questions into the correct order to reflect the content of the text.
Exercise 4.
Make the plan of the text.
Exercise 5.
Find in the text sentences which are not vital to the whole understanding of the text.
Exercise 6.
Find facts in the text which you would like to remind.
Exercise 7.
Write an annotation.
Exercise 8.
List the most interesting and vital issues represented in the text. Note where they can be used.
Exercise 1. Read the text and divide it into parts. Give each a title.
Exercise 2. Find the key words in the sentences.
Exercise 3. Range the facts given in the text according to the extent of their importance.
Exercise 4.
List the data which you consider to be the most important. Why?
Exercise 5. Add some facts without changing the structure of the text.
Exercise 6. Find in the text those facts which can be used for the annotation.
Exercise 7. Read the condensed version of the text. Fulfill the gaps with words or phrases needed.
Exercise 1.
Define the part of the text where the main issues are represented.
Exercise 2. Read the text and find out whether the given facts were discussed in it.
Exercise 3. Find in the text the main argument in favor of the title.
Exercise 4. Find in the text examples of solution of the equation.
Is it right?
Exercise 5. Look at pictures given.
Define to which paragraphs they correspond.
Exercise 6. Find in the text facts which the author considers to be beneficial.
Exercise 7.
Divide the text into two semantic parts.
Explain your choice.
Exercise 8. Remind strategies of writing an article.
Can this text be called an article?
If no, rewrite this text in the form of the article
Exercise 1. Without reading the text find the part where the main issues for you are located. Read part of the text and define the theme.
Exercise 2.
Define whether the theme is expressed in the title. Read the text and find out whether the title fully represents the content.
Exercise 3. Does your friend know about all the issues represented in the text? Write an e-mail telling your friend about the most vital facts which could be useful in studying.
Задания на послетекстовом этапе
Exercise 1.
Read the text and define whether the given statements are true or false
Exercise 2.
Retell the text.
Exercise 3.
What is your opinion about the information given in the text? How can it be used in your profession?
Exercise 4.
Remind strategies of making a project. Make your own project.
Exercise 1.
Put the sentences into correct order
Exercise 2.
Answer the questions
Exercise 3. Write the annotation / theses on the basis of the text.
Exercise 1.
In which case a message includes information for a precise person and when not? Give examples when vagueness of knowledge can be represented quantitatively.
Exercise 2. Write an internet article connected to the theme : What is information for each of us?
Exercise 1.
Discuss which issues are represented in the text.
Exercise 2.
Find out which problem comes from the content.
Exercise 3. Ask questions to the text.
Exercise 4.
Confirm point of view given in the text. Give your examples.
Exercise 5. What is your opinion of the given text. What extra information can you give?
Exercise 6. Where can you use the given information? Is it helpful in your studying?
Приведу некоторые задания, которые я применяю на своих уроках английского языка.
"БИНГО"
Учащиеся получают таблицы с определенными словами из текста. Прослушивают текст, когда встречают слово из таблицы, то отмечают его. Тот, кто отметил все слова, кричит "Бинго!"
"Ассоциации"
Учащимся предлагается следующее задание по тексту:
1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?
2) О чем этот текст? Ваши предположения. После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.
"Ключевые слова"
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как они будут применяться в контексте. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.
"Перепутанные логические цепочки"
На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок.
"Пазлы"
Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. Учащиеся могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности.
"Пропущенные слова"
Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Учащиеся могут работать в небольших группах.
"Толстые и тонкие вопросы"
Этот прием я использую после прочтения текста, когда учащиеся должны задать "thinquestions",(who...?when..?.what..?.)требующиеоднозначныхответови"thick questions",(why...?explain why..?.If you were...would you..?.)предполагающие объяснение и рассуждение. Учитель записывает вопросы на доске и предлагает ученикам ответить на них. Еще как вариант учащиеся могут сами записывать вопросы (работая в группах), обсуждать их и задавать другим группам, выбрав наиболее интересные.
Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.
Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.
Литература:
З.И. Клычникова , Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., Просвещение, 1973
Л.С. Выготский, Собрание сочинений в 6-ти томах, том 3-й. Проблемы развития психики. Под редакцией А.М. Матюшкина. М., Педагогика, 1983.
http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm
(http://tralkova.info/attachments/article/12/Chudinova_obzor.pdf)
http://www.uchmet.ru/library/material/242351/
Т.В. Свечнова Использование компьютерных программ в обучении английскому языку учащихся начальной школы. Раннее обучение иностранному языку. Материалы региональной научно-практической конференции. Великий Новгород, 2000.