Работа с текстом как основа создания развивающей речевой среды и формирования духовно-нравственной личности учащихся | Мой кабинет. Работа №354338
В данной статье говорится о том, что сейчас очень актуальной становится тема нравственного развития учащихся. Всё чаще и чаще мы прибегаем к этому на уроках литературы и русского языка. Для этого мы используем различные тексты. Часто перед учителем встает вопрос: какой именно текст подойдет лучше.
Продуманное включение краеведческих сведений в структуру уроков русского языка, использование краеведения в процессе внеклассной работы позволяет учителю формировать интерес школьников к языку, воспитывать у них потребность изучать живое русское слово.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Русский язык занимает особое место в ряду других предметов школьного курса, поскольку успехи в их изучении определяются именно успехами в овладении языком, являющимся важнейшим средством воспитания и развития ребенка.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
В условиях модернизации школьного образования, интенсивного внедрения обновленных ФГОС необходимо ориентироваться на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием коммуникативных универсальных учебных действий.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста: культурологический, литературоведческий, лингвистический, контекстуальный, структурный, комплексный и др.
Актуальность данной темы в том , что анализ результатов участия учащихся классов основной школы на протяжении последних лет показывает, что именно работа с текстом является западающим звеном для выпускников основной школы. Они не могут найти правильную информацию, особенно если тексты разного формата; выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.
Обучение родному языку в отечественной методике рассматривается в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности - духовно-нравственное, эстетическое - в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Эти проблемы необходимо решать учителям русского языка, работающим в основной школе.
Методологической основой является:
- лингвистические концепции теории текста (Н.С. Валгина, И.Р.Гальперин);
- методические теории развития связной речи учащихся в процессе обучения русскому языку (Т.А. Ладыженская, С.И.Львова, Е.И. Никитина, Л.А. Тростенцова, М.М.Разумовская);
В методиках этих авторов понимается системный, многоуровневый анализ текста. Последовательное, поуровневое рассмотрение какого-либо конкретного текста (в последовательности: текст в целом, фрагменты текста, предложение, слово, морфемный состав, фонетическая структура, пунктуация и орфография).
Теоретическую основу обучения работе с текстом составляют три группы понятий:
- Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
-Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
- Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий).
Текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Учащихся необходимо учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию . Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет русский язык.