Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников | Юсупова Филия Хасановна. Работа №350056
Аннотация. В статье рассматривается значение работы с текстом в процессе формирования читательской компетентности младших школьников как важного аспекта их функциональной грамотности. Автор акцентирует внимание на основных направлениях и приемах, способствующих эффективному развитию умения понимать, анализировать и интерпретировать текст. Читательская компетентность, развиваемая с помощью работы с текстами различного жанра, рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Описаны педагогические приемы и методы, используемые для активизации читательской деятельности, способствующей формированию навыков, необходимых для успешного восприятия информации, критического мышления и самостоятельного осмысления прочитанного.
Ключевые слова: читательская компетентность, функциональная грамотность, начальная школа, работа с текстом, образовательный процесс, критическое мышление.
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ – ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Юсупова Филия Хасановна, учитель начальных классов
МБОУ «СШ №23», г. Норильск
Аннотация. В статье рассматривается значение работы с текстом в процессе формирования читательской компетентности младших школьников как важного аспекта их функциональной грамотности. Автор акцентирует внимание на основных направлениях и приемах, способствующих эффективному развитию умения понимать, анализировать и интерпретировать текст. Читательская компетентность, развиваемая с помощью работы с текстами различного жанра, рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Описаны педагогические приемы и методы, используемые для активизации читательской деятельности, способствующей формированию навыков, необходимых для успешного восприятия информации, критического мышления и самостоятельного осмысления прочитанного.
Ключевые слова: читательская компетентность, функциональная грамотность, начальная школа, работа с текстом, образовательный процесс, критическое мышление.
Формирование читательской компетентности у младших школьников является одной из приоритетных задач современного начального образования. Читательская компетентность подразумевает умение осознанно воспринимать, анализировать и интерпретировать текст, что в дальнейшем становится основой для формирования функциональной грамотности, необходимой для полноценного участия ребенка в общественной жизни. Для младших школьников, которые только начинают осваивать навыки чтения, работа с текстом служит не просто средством обогащения знаний, но и инструментом развития когнитивных способностей, критического мышления и культуры речи. На этом этапе важно, чтобы работа с текстом велась осмысленно и последовательно, способствуя развитию читательских навыков и интереса к литературе.
Работа с текстом в начальной школе направлена на освоение детьми разнообразных приемов чтения, понимание содержания и смыслового построения текста, а также на формирование умения выделять главную мысль и устанавливать причинно-следственные связи. Чтение в этом возрасте должно сопровождаться подробными объяснениями и заданиями, которые помогут детям лучше понять прочитанное, сформировать собственное мнение и научиться выражать его в устной и письменной форме. Читательская компетентность включает в себя не только способность к декодированию текста, но и умение осмысленно интерпретировать прочитанное, выделять основные идеи, что особенно важно для формирования аналитических и критических способностей.
Одним из основных методов работы с текстом на уроках является активное чтение с элементами анализа и обсуждения. Учитель направляет учащихся на внимательное восприятие текста, акцентируя внимание на значимых деталях, описаниях и настроении текста. Во время обсуждения содержания дети учатся выражать свое мнение, делать выводы и сравнивать различные точки зрения. Такая деятельность развивает у них умение критически оценивать текстовую информацию, сопоставлять факты и проводить параллели. Важно, чтобы обсуждение велось на доступном для детей языке, что помогает учащимся освоить навыки работы с текстом и одновременно формирует их интерес к литературе и знаниям.
Для эффективного формирования читательской компетентности используются различные виды работы с текстом, такие как прогнозирование, пересказ, обсуждение образов и ситуации, анализ структуры текста и выработка интерпретации. Прогнозирование развивает умение предсказывать содержание текста, что стимулирует когнитивный интерес и побуждает детей к дальнейшему чтению. Пересказ позволяет учащимся закрепить в памяти прочитанное, структурировать полученную информацию и научиться передавать основные мысли текста в логической последовательности. Кроме того, пересказ помогает детям осознавать содержание текста и развивает умение пересказывать события своими словами, что является важным навыком для усвоения учебного материала в будущем.
Работа с текстом также включает анализ характеров, мотивов и поступков персонажей, что способствует развитию нравственного мышления и осознания детьми нравственных и социальных аспектов прочитанного. Дети учатся различать положительные и отрицательные черты персонажей, понимать мотивы их поступков и соотносить их с собственным опытом. Это помогает младшим школьникам не только лучше воспринимать художественные произведения, но и формирует основы их нравственного самосознания. Такой анализ текста способствует развитию эмпатии, критического мышления и способности делать осмысленные выводы, что является важной составляющей функциональной грамотности.
Работа с текстом позволяет также развивать культуру речи и обогащать словарный запас младших школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с богатством и разнообразием родного языка, усваивают новые слова, фразеологизмы и грамматические конструкции. Учитель может акцентировать внимание на интересных словах и выражениях, поощряя детей использовать их в собственной речи, что способствует расширению словарного запаса и улучшению навыков грамотного письма и устной речи. Занятия по чтению с акцентом на лексику помогают детям научиться осознанно использовать слова в разных контекстах и повышают общую языковую культуру учащихся.
На уроках также может использоваться прием сравнения текста с иллюстрациями или другими материалами, такими как видеофрагменты или аудиозаписи. Это помогает создать целостное восприятие текста, облегчает его понимание и способствует лучшему запоминанию материала. При сравнении текста с иллюстрацией дети учатся сопоставлять образы, представленные на рисунках, с описанными в тексте, развивая навыки наблюдения и внимания к деталям. Такой подход позволяет сделать работу с текстом более увлекательной и продуктивной, стимулируя детей к дальнейшему чтению и интересу к литературе.
Таким образом, работа с текстом является основным способом формирования читательской компетентности, которая в свою очередь становится базой для функциональной грамотности младших школьников. При правильной организации учебного процесса текст может стать источником интереса и мотивации к обучению, способствует формированию у школьников навыков, необходимых для успешного освоения других учебных дисциплин и их успешной адаптации в обществе. Учитель начальных классов играет важную роль в этом процессе, помогая детям освоить основы осмысленного чтения, понимания текста и формирования собственной точки зрения.
Список литературы
1. Бойко Е. А. О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы / Е. А. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 125-126.
2. Кужугет С. С. Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык / С. С. Кужугет. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 590-591.