Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности в начальных классах | Гарькина Татьяна Николаевна. Работа №341391

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к работе с текстовым материалом в начальных классах, включая активное чтение, обсуждение прочитанного, анализ и интерпретацию текстов. Подчеркивается важность интеграции этих методов в повседневный учебный процесс для развития навыков критического мышления, понимания прочитанного и способности извлекать информацию из текста. Приведены примеры практических заданий и упражнений, которые способствуют глубокому пониманию текста и укреплению навыков чтения, таких как составление вопросов, пересказ и творческое пересоздание текста.

Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, начальная школа, активное чтение, критическое мышление, анализ текста.

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Гарькина Татьяна Николаевна, учитель
МБОУ "Школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов" г.о.Самара
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к работе с текстовым материалом в начальных классах, включая активное чтение, обсуждение прочитанного, анализ и интерпретацию текстов. Подчеркивается важность интеграции этих методов в повседневный учебный процесс для развития навыков критического мышления, понимания прочитанного и способности извлекать информацию из текста. Приведены примеры практических заданий и упражнений, которые способствуют глубокому пониманию текста и укреплению навыков чтения, таких как составление вопросов, пересказ и творческое пересоздание текста.
Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, начальная школа, активное чтение, критическое мышление, анализ текста.
Формирование читательской грамотности у младших школьников — одна из ключевых задач начального образования. Читательская грамотность включает в себя не только умение бегло и правильно читать, но и способность понимать, интерпретировать и критически оценивать прочитанное. Работа с текстом, как основной способ формирования этих навыков, играет важную роль в учебном процессе младших классов, способствуя развитию у детей умения осознанного восприятия информации.
Активное чтение — важнейший элемент работы с текстом. Оно предполагает не просто пассивное восприятие прочитанного, а активное взаимодействие с текстом. Учитель может использовать различные приемы, чтобы вовлечь учащихся в процесс активного чтения. Например, перед началом чтения детям можно задать вопросы, направленные на пробуждение их интереса и активизацию предшествующих знаний. Если школьники читают сказку, учитель может спросить: Как вы думаете, что будет делать главный герой, оказавшись в трудной ситуации? Такие вопросы стимулируют детей к размышлению, прогнозированию и внимательному отношению к содержанию текста.
После прочтения текста важно провести его обсуждение, что помогает детям глубже понять смысл прочитанного и развить навыки критического мышления. Учитель может задавать наводящие вопросы, способствующие анализу и интерпретации текста: Почему герой поступил именно так?, Что могло бы произойти, если бы герой принял другое решение?. Обсуждение прочитанного не только развивает у детей умение строить логические связи, но и способствует формированию эмпатии, когда они стараются понять чувства и мотивации персонажей.
Анализ текста — еще один ключевой элемент в работе над формированием читательской грамотности. Важно учить детей выявлять главные идеи и темы текста, обращать внимание на детали и символы, а также сопоставлять прочитанное с личным опытом. Например, после прочтения рассказа о природе учитель может предложить детям найти в тексте описания, которые помогли им увидеть картину природы. Такое упражнение развивает наблюдательность и учит детей видеть не только явный, но и скрытый смысл в тексте.
Пересказ и творческое пересоздание текста также играют важную роль в формировании читательской грамотности. Пересказ помогает детям лучше понять структуру текста, научиться выделять главное и второстепенное, а также развивает навыки устной речи. Например, после прочтения рассказа учитель может предложить детям пересказать его содержание, акцентируя внимание на ключевых моментах и действиях героев. Творческое пересоздание текста, такое как сочинение продолжения истории или изменение ее финала, развивает воображение и креативность, а также помогает детям лучше усвоить основные идеи текста.
Еще одним эффективным приемом является составление вопросов к тексту, что способствует развитию критического мышления и углубленному пониманию прочитанного. Учитель может предложить детям задать вопросы, которые они могли бы задать автору текста или его героям. Например, после прочтения рассказа о дружбе можно предложить детям придумать вопросы, которые помогут им лучше понять, что значит быть настоящим другом. Такое упражнение учит детей мыслить аналитически и искать ответы на более глубокие вопросы, выходящие за рамки текста.
Интеграция всех этих методов в повседневную работу с текстом позволяет учителям не только развивать у детей навыки чтения, но и формировать у них критическое мышление, способность понимать и интерпретировать прочитанное. Постепенное и систематическое применение данных подходов создает основу для успешного овладения читательской грамотностью, что является важным условием для дальнейшего обучения и успешной адаптации к требованиям современной жизни.
Таким образом, работа с текстом в начальных классах становится не просто способом обучения чтению, но и мощным инструментом формирования осознанных, думающих и творческих личностей.
Список литературы
Букатов В. Как хорошо уметь читать… О формировании интереса к чтению / В.Букатов // Школьный психолог. – 2014. – № 3 – С. 46–49.
Луковцева, С. Л. Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности / С. Л. Луковцева ; МБОУ "Майинская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Ларионова с УИОП" // Народное образование Якутии. - 2022. - N 1 (122). - С. 72-75.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×