Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности в начальных классах | Ерастова Александра Сергеевна. Работа №362481. Номер работы: №362481

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование читательской грамотности у младших школьников является важной задачей современного образования. Читательская грамотность включает не только способность прочитывать текст, но и его понимание, анализ, интерпретацию и умение применять полученные знания в различных ситуациях. В статье рассматриваются основные методы работы с текстом, которые помогают развить у детей навыки осмысленного чтения. Приводятся примеры приемов работы с текстом на уроках в начальной школе, а также даны рекомендации по их эффективному применению.

Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, начальная школа, смысловое чтение, осознанное чтение, методы обучения, развитие речи.

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Ерастова Александра Сергеевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №9 имени дважды Героя Советского Союза

С.Г. Горшкова», Московская область г. Коломна

Аннотация. Формирование читательской грамотности у младших школьников является важной задачей современного образования. Читательская грамотность включает не только способность прочитывать текст, но и его понимание, анализ, интерпретацию и умение применять полученные знания в различных ситуациях. В статье рассматриваются основные методы работы с текстом, которые помогают развить у детей навыки осмысленного чтения. Приводятся примеры приемов работы с текстом на уроках в начальной школе, а также даны рекомендации по их эффективному применению.

Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, начальная школа, смысловое чтение, осознанное чтение, методы обучения, развитие речи.

 

В условиях современного информационного общества умение работать с текстом становится важнейшим навыком. Согласно исследованиям, проводимым международными образовательными организациями (например, PISA), уровень читательской грамотности напрямую влияет на успешность дальнейшего обучения ребенка. В начальной школе закладывается основа этого навыка, и именно на этом этапе важно применять эффективные методы работы с текстом.

Основные аспекты работы с текстом в начальных классах

Работа с текстом включает несколько ключевых аспектов:

Формирование интереса к чтению – необходимо создать мотивацию у ребенка к изучению текста. Для этого используются игровые элементы, вопросы к содержанию, предсказания по заголовку и иллюстрациям.

Развитие смыслового чтения – важно учить детей понимать прочитанное, выделять главную мысль, анализировать текст.

Работа с лексикой и структурой текста – расширение словарного запаса и развитие языкового чутья через обсуждение значений слов, нахождение синонимов и антонимов.

Развитие умения интерпретировать текст – формирование выводов, умение применять информацию из текста в новой ситуации.

Можно выделить несколько методов работы с текстом в начальной школе.

Одним из них является предварительное обсуждение текста.

Перед чтением важно задать вопросы, которые подготовят ребенка к восприятию информации. Например:

Как ты думаешь, о чем может быть этот текст, глядя на заголовок?

Какие слова из заголовка тебе знакомы, а какие – нет?

Вторым можно выделить чтение с остановками.

Метод позволяет удерживать внимание ребенка и развивать прогнозирование событий. Учитель зачитывает часть текста и задает вопросы:

Что, по-твоему, произойдет дальше?

Почему герой поступил именно так?

Третий - работа с ключевыми словами.

Перед чтением учитель выделяет сложные или важные слова, объясняет их значения. После чтения дети ищут эти слова в тексте и анализируют их роль.

Также метод «Фишбоун» (Рыбья кость).

Этот прием помогает структурировать текстовую информацию:

В «голове» рыбы записывается основная идея текста.

В «костях» – ключевые события и аргументы.

В «хвосте» – вывод.

Следующий метод работы с текстом — это иллюстрирование прочитанного.

Детям предлагается нарисовать сцену из текста, что способствует лучшему осмыслению содержания.

Заключительный метод – составление вопросов к тексту.

После чтения дети сами придумывают вопросы к тексту. Это способствует лучшему пониманию содержания и учит выделять главное.

Практические рекомендации для учителей

Использовать разнообразные формы работы с текстом: групповую, парную, индивидуальную.

Включать элементы игры для поддержания интереса к чтению.

Развивать у детей навык пересказа текста с опорой на ключевые слова.

Применять мультимедийные технологии для визуализации содержания.

Побуждать детей к размышлению над прочитанным, используя проблемные вопросы.

Таким образом, работа с текстом в начальной школе – это не просто обучение чтению, а развитие у детей читательской грамотности, что является основой для дальнейшего успешного обучения. Применение различных методов работы с текстом делает процесс более интересным и эффективным, позволяя детям осознанно воспринимать информацию, анализировать и использовать ее в реальной жизни.

 

Список литературы

Балыкина В. Д., Спесивцева О. А. Ф

ормирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младших школьников

// Теория и практика современной науки.

2020. №5 (59). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-mladshihshkolnikov

Иван Александрович Гавриков П

ечатный и цифровой тексты как педагогический инструментарий формирования читательской грамотности младших школьников

// Отечественная и зарубежная педагогика.

2024. №5.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

pechatnyy

-

i

-

tsifrovoy

-

teksty

-

kak

-

pedagogicheskiy

-

instrumentariy

-

formirovaniya

-

chitatelskoy

-

gramotnosti

-

mladshih

-

shkolnikov

Куликова О. С. Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников // Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика. 2024. №1 (43) .

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

rabota

-

s

-

tekstom

-

kak

-

osnovnoy

-

sposob

-

formirovaniya

-

chitatelskoy

-

gramotnosti

-

mladshih

-

shkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз