Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности в начальных классах | Ерастова Александра Сергеевна. Работа №362481. Номер работы: №362481
Аннотация. Формирование читательской грамотности у младших школьников является важной задачей современного образования. Читательская грамотность включает не только способность прочитывать текст, но и его понимание, анализ, интерпретацию и умение применять полученные знания в различных ситуациях. В статье рассматриваются основные методы работы с текстом, которые помогают развить у детей навыки осмысленного чтения. Приводятся примеры приемов работы с текстом на уроках в начальной школе, а также даны рекомендации по их эффективному применению.
Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, начальная школа, смысловое чтение, осознанное чтение, методы обучения, развитие речи.
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Ерастова Александра Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №9 имени дважды Героя Советского Союза
С.Г. Горшкова», Московская область г. Коломна
Аннотация. Формирование читательской грамотности у младших школьников является важной задачей современного образования. Читательская грамотность включает не только способность прочитывать текст, но и его понимание, анализ, интерпретацию и умение применять полученные знания в различных ситуациях. В статье рассматриваются основные методы работы с текстом, которые помогают развить у детей навыки осмысленного чтения. Приводятся примеры приемов работы с текстом на уроках в начальной школе, а также даны рекомендации по их эффективному применению.
Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, начальная школа, смысловое чтение, осознанное чтение, методы обучения, развитие речи.
В условиях современного информационного общества умение работать с текстом становится важнейшим навыком. Согласно исследованиям, проводимым международными образовательными организациями (например, PISA), уровень читательской грамотности напрямую влияет на успешность дальнейшего обучения ребенка. В начальной школе закладывается основа этого навыка, и именно на этом этапе важно применять эффективные методы работы с текстом.
Основные аспекты работы с текстом в начальных классах
Работа с текстом включает несколько ключевых аспектов:
Формирование интереса к чтению – необходимо создать мотивацию у ребенка к изучению текста. Для этого используются игровые элементы, вопросы к содержанию, предсказания по заголовку и иллюстрациям.
Развитие смыслового чтения – важно учить детей понимать прочитанное, выделять главную мысль, анализировать текст.
Работа с лексикой и структурой текста – расширение словарного запаса и развитие языкового чутья через обсуждение значений слов, нахождение синонимов и антонимов.
Развитие умения интерпретировать текст – формирование выводов, умение применять информацию из текста в новой ситуации.
Можно выделить несколько методов работы с текстом в начальной школе.
Одним из них является предварительное обсуждение текста.
Перед чтением важно задать вопросы, которые подготовят ребенка к восприятию информации. Например:
Как ты думаешь, о чем может быть этот текст, глядя на заголовок?
Какие слова из заголовка тебе знакомы, а какие – нет?
Вторым можно выделить чтение с остановками.
Метод позволяет удерживать внимание ребенка и развивать прогнозирование событий. Учитель зачитывает часть текста и задает вопросы:
Что, по-твоему, произойдет дальше?
Почему герой поступил именно так?
Третий - работа с ключевыми словами.
Перед чтением учитель выделяет сложные или важные слова, объясняет их значения. После чтения дети ищут эти слова в тексте и анализируют их роль.
Также метод «Фишбоун» (Рыбья кость).
Этот прием помогает структурировать текстовую информацию:
В «голове» рыбы записывается основная идея текста.
В «костях» – ключевые события и аргументы.
В «хвосте» – вывод.
Следующий метод работы с текстом — это иллюстрирование прочитанного.
Детям предлагается нарисовать сцену из текста, что способствует лучшему осмыслению содержания.
Заключительный метод – составление вопросов к тексту.
После чтения дети сами придумывают вопросы к тексту. Это способствует лучшему пониманию содержания и учит выделять главное.
Практические рекомендации для учителей
Использовать разнообразные формы работы с текстом: групповую, парную, индивидуальную.
Включать элементы игры для поддержания интереса к чтению.
Развивать у детей навык пересказа текста с опорой на ключевые слова.
Применять мультимедийные технологии для визуализации содержания.
Побуждать детей к размышлению над прочитанным, используя проблемные вопросы.
Таким образом, работа с текстом в начальной школе – это не просто обучение чтению, а развитие у детей читательской грамотности, что является основой для дальнейшего успешного обучения. Применение различных методов работы с текстом делает процесс более интересным и эффективным, позволяя детям осознанно воспринимать информацию, анализировать и использовать ее в реальной жизни.
Список литературы
Балыкина В. Д., Спесивцева О. А. Ф
ормирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младших школьников
// Теория и практика современной науки.
2020. №5 (59). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-mladshihshkolnikov
Иван Александрович Гавриков П
ечатный и цифровой тексты как педагогический инструментарий формирования читательской грамотности младших школьников
// Отечественная и зарубежная педагогика.
2024. №5.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
pechatnyy
-
i
-
tsifrovoy
-
teksty
-
kak
-
pedagogicheskiy
-
instrumentariy
-
formirovaniya
-
chitatelskoy
-
gramotnosti
-
mladshih
-
shkolnikov
Куликова О. С. Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников // Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика. 2024. №1 (43) .
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
rabota
-
s
-
tekstom
-
kak
-
osnovnoy
-
sposob
-
formirovaniya
-
chitatelskoy
-
gramotnosti
-
mladshih
-
shkolnikov