Работа с текстом, как средство формирования читательской грамотности. | Мой кабинет. Работа №347494
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются различные приемы работы с текстами. Работа с текстом вызывает массу затруднений в обучении младших школьников. Именно работа с текстом является доминирующей на уроках литературного чтения в начальных классах. Рассмотрим некоторые приемы, используемые на разных этапах работы с текстом.
Работа с текстом, как средство формирования читательской грамотности.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский.
Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело"
К.Д.Ушинский.
Одной из важнейших задач современной школы является формирование
у детей функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Когда дети переходят в среднее звено, резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но и анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов. Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются различные приемы работы с текстами.
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта.
Работа с текстом вызывает массу затруднений в обучении младших школьников. Именно работа с текстом является доминирующей на уроках литературного чтения в начальных классах. Существует ряд типичных ошибок при воспроизведении текста:
неумение
отделить
главное
от
второстепенного;
непонимание
смысла
(неумение
понять
выводы,
к
которым подводит
автор);
нарушение
последовательности
событий;
неумение
детализировать
те
действия
(события),
о
которых идёт речь.
У учащегося начальных классов в процессе чтения текста осмысление предмета чтения и установление новых логических связей, представляет собой сложный развертывающийся во времени процесс. Как указывает профессор Л. П. Доблаев, «для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.
Рассмотрим некоторые приемы, используемые на разных этапах работы
с текстом:
I . Работа с текстом до чтения.
Перед чтением текста необходимо вызвать интерес к чтению. Личная
заинтересованность делает процесс познания целенаправленным.
В этом помогут следующие приемы.
«Корзина идей, понятий» Это прием используется на начальной стадии
урока, когда идет актуализация имеющегося у них знаний по данной теме. Он
позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме
до прочтения текста и затем новое понятие включить в систему знаний.
Словарная работа. Использование толковых словарей и справочников.
Приём «Работа с вопросником» Перед прочтением текста, дети получают задание
Предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.
Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в
косвенной, требующей анализа и рассуждения. После самостоятельного
поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и
правильности найденных ответов.
II . Работа с текстом во время чтения. Для осуществления осознанного чтения используются приемы, которые дают возможность воспринимать информацию активно.
Приём «Работа с абзацами» . Приём учит читать абзацами, выделять основную мысль и передавать одним предложением. Работа осуществляется в парах или группах. Ребята меняются ролями и работают со следующим абзацем. В результате мы получаем план пересказа, краткое содержание, суть текста, номер абзаца, о чем абзац (его суть), ключевые понятия.
Приём «Попеременное чтение» Цель: проверка понимания читаемого вслух текста. 1. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам. Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который передается следующему чтецу. 2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Приём «Чтение про себя с пометками» Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает пометки на полях:
+ понял - не понял? надо обсудить!! не согласен?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения. Характер пометок определяется целями чтения.
III. Работа с текстом после чтения
Приём «Уголки» Можно использовать на уроках литературы при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой
жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из
текста.
Кластер «Гроздь» «Грозди» — графический приём систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Делается совместный вывод.
Приём «Пирамида критика» Даёт возможность детям составлять письменный отзыв на любое произведение. Пирамида является основой для создания связного текста.
Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на
вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
О чем произведение? (одно слово)
Какой у произведения характер? (два слова)
Место и время действия (три слова)
Главные события (четыре слова)
Главные герои, какие они? (пять слов)
Что вы чувствовали, когда произведение? (шесть слов)
О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, которые требуют осмысления прочитанного, проблемные (толстые) вопросы.
Тонкие вопросы:
Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Мог ли ...?
Верно ли ...? Было ли ...?
Как звали ...?
Согласны ли Вы...?
Толстые вопросы:
Почему Вы считаете (думаете) ...?
В чем различие...?
Предположите, что будет, если...?
Что, если...?
Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Приём «Кубик вопросов и ответов». Приём является универсальным и может быть использован любого предмета и на любом этапе урока. Главным в работе с текстом является осмысление информации. На каждой грани написан свой вопрос.
• почему; придумай; поделись; назови; предложи; объясни.
Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его. Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.
Приём «Интеллект-карта» Это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Она характеризуется тремя основными свойствами:
наглядность
привлекательность
запоминаемость
Советы по составлению интеллектуальных карт. В центре страницы главная идея (образ). Для каждого ключевого момента проводятся ответвления, используя ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации.
Писать надо печатными буквами.
Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
Подчеркиваются слова и используются жирные буквы. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально
Для контроля усвоения материала можно использовать текст с пропущенными данными. Проводить работу с текстом на разных уроках помогает использование
рабочих листов.
Чтение с диктором обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Работа с иллюстрациями. Задание соотнести иллюстрацию с частью произведения.
Приёма «Чтение с остановками» материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Например, приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации, помогает понимать информацию в тексте, извлекать ее для анализа произведения.
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Прием «Словарики» позволяет при первичном чтении произведения читать текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает. Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Формирование читательской грамотности у ученика начальной школы, непосредственное самосознание как компетентного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования, это является основной целью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.