Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся | Коноваленко Алёна Анатольевна. Работа №342864. Номер работы: №342864

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с текстом на уроках русского языка и литературы как важного средства формирования коммуникативной компетенции учащихся. Описывается роль текстового анализа в развитии языковых навыков, критического мышления и способности учащихся эффективно взаимодействовать в письменной и устной форме. Автор подчёркивает значимость осознанного и целенаправленного использования различных текстовых форм для достижения образовательных целей.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, работа с текстом, анализ текста, языковые навыки, русский язык, литература.

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

 

Коноваленко Алёна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 12» с. Вострецово

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с текстом на уроках русского языка и литературы как важного средства формирования коммуникативной компетенции учащихся. Описывается роль текстового анализа в развитии языковых навыков, критического мышления и способности учащихся эффективно взаимодействовать в письменной и устной форме. Автор подчёркивает значимость осознанного и целенаправленного использования различных текстовых форм для достижения образовательных целей.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, работа с текстом, анализ текста, языковые навыки, русский язык, литература.

 

Работа с текстом занимает центральное место в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы. Текст является не только материалом для изучения языка, но и важнейшим инструментом развития коммуникативных навыков учащихся. Через взаимодействие с текстами разной сложности учащиеся приобретают способность воспринимать и интерпретировать информацию, а также выражать свои мысли ясно и логично.

Формирование коммуникативной компетенции требует от ученика умения воспринимать и анализировать текст на различных уровнях. Это включает понимание структуры текста, нахождение его ключевых идей, а также способность интерпретировать намерения автора. Работа с текстом позволяет развивать аналитические способности, что важно не только в образовательном контексте, но и в повседневной жизни. Учащийся, умеющий читать текст осознанно, лучше ориентируется в информационном пространстве, что является одной из ключевых задач современного образования.

На уроках русского языка и литературы учитель должен стремиться к тому, чтобы работа с текстом была активным и осмысленным процессом, стимулирующим учащихся к самостоятельным выводам и развитию аналитических навыков. Важно, чтобы ученики не просто читали текст, но и задумывались над его смыслом, структурой, языковыми особенностями. Учитель должен организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы у учеников возникала потребность обсуждать прочитанное, задавать вопросы и выражать своё мнение. Такой подход помогает не только развивать понимание текста, но и формировать критическое мышление, столь необходимое в современных условиях.

Одним из ключевых методов активизации работы с текстом является анализ художественных и публицистических произведений. Учитель может предлагать ученикам различные задачи, такие как поиск ключевых идей, интерпретация подтекста, обсуждение мотивов персонажей и авторской позиции. Это позволяет учащимся глубже проникнуть в содержание текста, понять его многослойность. Важно, чтобы такие задания были ориентированы на развитие умения логически мыслить, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Учитель, в свою очередь, должен направлять обсуждение, поддерживать активное участие каждого ученика и создавать условия для свободного обмена мнениями.

Кроме того, работа с текстом должна включать разнообразные формы взаимодействия, которые помогают учащимся не только понять текст, но и развить навыки коммуникации. Например, работа в парах или группах может стать эффективным инструментом для обсуждения прочитанного. В таких условиях учащиеся учатся слышать и понимать точки зрения других, а также выражать свои мысли ясно и аргументированно. Групповая работа способствует развитию навыков сотрудничества, что также является важной частью коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция включает не только умение воспринимать и анализировать текст, но и способность выражать свои мысли в устной и письменной формах. Ученики должны уметь использовать разнообразные языковые средства для достижения коммуникативных целей. Работа с текстами помогает учащимся развивать навыки построения логически выверенной и структурированной речи, что является необходимым условием для эффективного общения. При этом учителю важно уделять внимание тому, чтобы учащиеся могли адаптировать свои высказывания в зависимости от коммуникативной ситуации.

Значение работы с текстом также заключается в том, что она способствует расширению культурного кругозора учащихся. Через знакомство с текстами различных жанров и эпох учащиеся получают возможность лучше понять культурные, исторические и социальные контексты. Это позволяет развивать не только их коммуникативные, но и общекультурные компетенции. Важно, чтобы работа с текстом была организована таким образом, чтобы стимулировать учащихся к осмысленному восприятию литературных произведений.

В процессе работы с текстом учитель может использовать различные формы и методы, направленные на активизацию учащихся. Например, работа в группах, обсуждение проблемных вопросов, создание собственных текстов — всё это помогает учащимся глубже проникнуть в содержание и структуру текста. Такие формы работы способствуют развитию умений сотрудничать, обсуждать и аргументировать, что является важными составляющими коммуникативной компетенции.

Тексты, использующиеся в учебном процессе, могут быть различными по жанру и тематике. Это может быть как художественная литература, так и публицистические статьи или научные тексты. Разнообразие текстового материала позволяет учащимся лучше ориентироваться в различных стилях и жанрах речи, что является важным аспектом формирования коммуникативной компетенции. Учитель должен уделять внимание выбору текстов, чтобы они были не только интересны и познавательны, но и соответствовали уровню подготовки учеников.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся. Тексты предоставляют богатые возможности для развития навыков восприятия и анализа информации, а также для формирования речевых умений. Важно, чтобы работа с текстом была осознанной, целенаправленной и систематической, тогда она принесёт значительные образовательные результаты.

 

Список литературы

1. Гросс И.С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС / И. С. Гросс // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 15-17.

2. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 81-83.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×