Работа с текстом как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся | Фролова Наталья Геннадьевна. Работа №346151
Аннотация: В современном образовательном процессе работа с текстом играет ключевую роль в формировании коммуникативных компетенций учащихся. Эта статья посвящена методам и приемам, которые могут быть использованы преподавателями русского языка и литературы в системе среднего профессионального образования (СПО) для эффективного развития навыков коммуникации у студентов. В статье рассматриваются как классические, так и инновационные подходы к тексту, а также примеры практических заданий, направленных на развитие критического мышления, умения выражать собственные мысли и анализировать информацию. Статья адресована преподавателям, методистам и всем заинтересованным в улучшении качества образования.
Ключевые слова: работа с текстом, коммуникативные компетенции, русский язык, литература, среднее профессиональное образование, критическое мышление.
Фролова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
ГБПОУ Ленинградской области Бегуницкий агротехнологический техникум
Аннотация: В современном образовательном процессе работа с текстом играет ключевую роль в формировании коммуникативных компетенций учащихся. Эта статья посвящена методам и приемам, которые могут быть использованы преподавателями русского языка и литературы в системе среднего профессионального образования (СПО) для эффективного развития навыков коммуникации у студентов. В статье рассматриваются как классические, так и инновационные подходы к тексту, а также примеры практических заданий, направленных на развитие критического мышления, умения выражать собственные мысли и анализировать информацию. Статья адресована преподавателям, методистам и всем заинтересованным в улучшении качества образования.
Ключевые слова: работа с текстом, коммуникативные компетенции, русский язык, литература, среднее профессиональное образование, критическое мышление.
В последние десятилетия в образовательной системе России наблюдается переход к более практико-ориентированным методам обучения, что особенно актуально для среднего профессионального образования. Одной из важнейших задач современного преподавателя является формирование у учащихся коммуникативных компетенций, позволяющих им эффективно взаимодействовать в обществе. Работа с текстом в этом контексте становится не просто средством передачи информации, а мощным инструментом для развития критического мышления, умения анализировать и синтезировать информацию, а также формулировать и выражать собственные мысли.
Тексты, с которыми работают студенты, могут быть самых различных жанров и стилей: художественная литература, публицистика, научные статьи и деловые документы. Каждый из этих видов текста предоставляет уникальные возможности для формирования коммуникативных навыков. Важно учитывать, что текст не является самоцелью, а служит средством для достижения более высоких образовательных результатов.
Одним из ключевых методов работы с текстом является его анализ. Преподаватели могут предложить студентам проанализировать структуру текста, выделить основные идеи и аргументы, а также оценить, как автор использует языковые средства для достижения своей цели. Например, при изучении литературных произведений полезно обратить внимание на то, как автор строит диалоги, описывает персонажей и создает атмосферу.
Для формирования критического мышления можно использовать подходы, основанные на сравнительном анализе. Например, студенты могут сравнить два текста на одну и ту же тему, выделить их отличия и сходства, а также оценить, как различные авторские позиции влияют на восприятие читателя. Это не только развивает навыки анализа, но и способствует формированию собственной точки зрения.
Важным элементом работы с текстом является создание текстов. Преподаватели могут предложить учащимся написать собственные эссе, рецензии или критические статьи на основе прочитанных материалов. Это позволяет не только закрепить полученные знания, но и развить навыки аргументации и построения логических связей.
Для иллюстрации методов работы с текстом можно привести несколько примеров практических заданий. Одним из таких заданий может быть анализ рассказа А. П. Чехова "Крыжовник". Студенты могут быть разделены на группы и предложены обсудить главные темы произведения, выявить основные характеристики персонажей и проанализировать, как они отражают общественные проблемы своего времени. В рамках этого задания можно задать вопросы, которые побудят студентов подумать о связи между текстом и реальной жизнью, а также о том, как они сами могут интерпретировать произведение в контексте современных реалий.
Еще одним интересным заданием может стать работа с деловыми текстами, например, составление резюме или делового письма. Преподаватель может предложить студентам проанализировать образец делового письма, обсудить его структуру и ключевые элементы, а затем предложить им составить собственное письмо по заданной теме. Это задание поможет развить навыки делового общения и научит студентов четко и ясно излагать свои мысли.
Обсуждение прочитанных текстов также является важным элементом работы с текстом. После изучения художественного произведения или статьи студенты могут быть разделены на небольшие группы для обсуждения. Это не только развивает навыки устной речи, но и способствует обмену мнениями, что важно для формирования коммуникационных навыков.
Современные технологии открывают новые возможности для работы с текстом. Использование интернет-ресурсов, электронных библиотек и образовательных платформ позволяет преподавателям разнообразить свои занятия и сделать их более интерактивными. Например, студенты могут работать с мультимедийными текстами, такими как видеоролики или подкасты, что позволяет им развивать навыки восприятия информации на слух и учит анализировать различные форматы.
Вебинары и онлайн-дискуссии могут стать отличным дополнением к традиционным формам обучения. Это позволяет студентам обмениваться мнениями и обсуждать прочитанные тексты с помощью цифровых инструментов, что особенно актуально в условиях глобализации и культурного обмена.
В заключение, работа с текстом в контексте формирования коммуникативных компетенций учащихся СПО является важной и многофункциональной задачей. Эффективное использование различных методов и подходов к тексту позволяет развивать у студентов не только навыки анализа и критического мышления, но и умение выражать свои мысли и вести дискуссии. Интеграция традиционных и современных технологий в процесс обучения делает его более динамичным и интересным. Преподавателям следует постоянно искать новые формы работы с текстом, адаптируя свои методики к современным требованиям и интересам студентов. Это не только способствует повышению качества образования, но и готовит студентов к успешной профессиональной деятельности в будущем.
Список литературы
Архипова С.В. Приемы работы с текстом в образовательном процессе // Современное педагогическое образование. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-raboty-s-tekstom-v-obrazovatelnom-protsesse
Мацкявичене Ю.А. Формирование коммуникативной компетенции при работе с текстом на уроках русского языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №9-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-rabote-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka
Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-k-voprosu-o-definitsii-i-strukture