. Номер работы: №26145
Автор: Афанасьева Елена Николаевна
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, являющихся неотъемлемой частью ООП ООО, включает описание содержания и организацию работы по формированию основ смыслового чтения.
Наиболее эффективной формой в данном направлении методисты считают работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
Вот лишь некоторые приемы работы с текстом.
1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
5. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. 6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
7. Инсерт.
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«- » - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
8. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;
уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей;
творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза;
оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;
практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.
9. Приём «круги по воде».
Записывается название языкового явления по вертикали и подбираются в соответствии с заданием синтаксические единицы из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.
Развитию творческих способностей содействуют также дидактические игры на уроке.
Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Заключение.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
? учить видеть, слышать и чувствовать текст;
? пополнять речевую память учащегося;
? обогащать словарный запас;
? продуктивно усваивать учебный материал;
? прививать эстетический вкус;
? формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.