Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся | Куликова Ирина Александровна. Работа №345429. Номер работы: №345429
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме работы с текстом на уроках русского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся. В условиях современного образовательного процесса важность формирования коммуникативных навыков становится все более очевидной, так как они способствуют успешной адаптации учащихся в обществе и профессиональной деятельности. Рассматриваются методы и приемы работы с текстом, направленные на развитие навыков чтения, анализа и интерпретации, а также на формирование критического мышления. Особое внимание уделяется различным видам текстов и их роли в процессе обучения. В статье представлены рекомендации для учителей по организации эффективной работы с текстом на уроках русского языка, а также примеры заданий, способствующих развитию коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: работа с текстом, коммуникативная компетенция, уроки русского языка, навыки чтения, критическое мышление, анализ текста, методы обучения.
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Куликова Ирина Александровна, учитель ГБОУ "Мелекинская школа Мангушского муниципального округа" ДНР
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме работы с текстом на уроках русского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся. В условиях современного образовательного процесса важность формирования коммуникативных навыков становится все более очевидной, так как они способствуют успешной адаптации учащихся в обществе и профессиональной деятельности. Рассматриваются методы и приемы работы с текстом, направленные на развитие навыков чтения, анализа и интерпретации, а также на формирование критического мышления. Особое внимание уделяется различным видам текстов и их роли в процессе обучения. В статье представлены рекомендации для учителей по организации эффективной работы с текстом на уроках русского языка, а также примеры заданий, способствующих развитию коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: работа с текстом, коммуникативная компетенция, уроки русского языка, навыки чтения, критическое мышление, анализ текста, методы обучения.
Современное образование сталкивается с множеством вызовов, связанных с необходимостью подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Одной из важнейших задач является формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя не только умение говорить и писать, но и навыки активного слушания, понимания, анализа и интерпретации текстов. Работа с текстом на уроках русского языка представляет собой мощный инструмент для развития этих навыков.
Тексты являются основным средством передачи информации, и умение работать с ними — это базовый навык, необходимый для успешного обучения и общения. В данной статье мы рассмотрим, каким образом работа с текстом может способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся, а также предложим практические рекомендации для учителей по организации работы с текстами на уроках русского языка.
1. Определение коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция — это комплекс навыков и умений, которые необходимы для эффективного общения в различных ситуациях. Включает в себя:
- Лексическую и грамматическую компетенцию: знание слов и правил языка.
- Социолингвистическую компетенцию: умение адаптировать речь в зависимости от контекста и аудитории.
- Дискурсивную компетенцию: способность строить связные и логически последовательные высказывания.
- Стратегическую компетенцию: использование различных стратегий для успешного общения.
Значение работы с текстом для формирования коммуникативной компетенции
Работа с текстом помогает развивать все компоненты коммуникативной компетенции. Чтение и анализ текстов позволяют учащимся:
- Осваивать новую лексику и грамматические конструкции.
- Понимать особенности речевого поведения в различных ситуациях.
- Развивать навыки логического и критического мышления, анализируя информацию.
- Учиться выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
Виды текстов и их роль в формировании коммуникативной компетенции
1. Прозаические тексты
Прозаические тексты (рассказы, романы, повести) могут использоваться для изучения литературного языка, анализа сюжетных линий и характеристик персонажей. Работа с такими текстами способствует развитию навыков интерпретации и эмоционального восприятия.
2. Публицистические тексты
Публицистические тексты (статьи, очерки, заметки) помогают учащимся понимать актуальные проблемы общества, формируют критическое мышление и умение анализировать различные точки зрения.
3. Научные тексты
Научные тексты развивают умение работать с информацией, выделять главное, обобщать и систематизировать данные. Они способствуют формированию аналитических навыков, необходимых для успешного учебного процесса.
4. Инструктивные тексты
Инструкции и руководства учат учащихся понимать и интерпретировать текстовую информацию, а также применять ее на практике. Это важно для формирования навыков самостоятельной работы.
Методы и приемы работы с текстом
1. Чтение с пониманием
Чтение с пониманием — это основа работы с текстом. Учитель должен обучать учащихся техникам активного чтения, таким как:
- Подчеркивание ключевых слов: помогает выделить важную информацию.
- Задавание вопросов к тексту: учащиеся должны учиться формулировать вопросы, что способствует более глубокому пониманию материала.
- Создание аннотаций и конспектов: это помогает систематизировать информацию и выделить главное.
2. Анализ и интерпретация текста
Анализ текста включает в себя:
- Выявление основной идеи: учащиеся должны уметь определить, о чем идет речь в тексте.
- Анализ структуры текста: изучение того, как построен текст, помогает понять его содержание и логику изложения.
- Обсуждение текста: коллективное обсуждение помогает расширить кругозор и увидеть различные точки зрения.
3. Использование игровых методов
Игровые методы могут значительно повысить интерес учащихся к работе с текстом. Примеры таких методов:
- Ролевые игры: ученики могут разыгрывать сцены из текста, что помогает им лучше понять характеры персонажей и развитие сюжета.
- Дебаты: учащиеся могут обсуждать темы, поднятые в тексте, и выражать свои мнения, развивая аргументацию и критическое мышление.
4. Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет учащимся применять полученные знания на практике. Примеры проектов:
- Создание собственного текста: учащиеся могут написать рассказ или статью, основываясь на прочитанном материале.
- Исследование темы: учащиеся могут провести исследование по теме, связанной с текстом, и представить результаты класса.
Практические рекомендации для учителей
1. Разнообразие текстов: Используйте различные виды текстов для работы на уроках, чтобы учащиеся могли развивать разные навыки.
2. Интерактивные методы: Внедряйте интерактивные методы обучения, чтобы активизировать интерес учащихся и повысить их вовлеченность.
3. Работа в группах: Организуйте работу в группах, чтобы учащиеся могли обмениваться мнениями и учиться друг у друга.
4. Формирование вопросов: Учите учащихся формулировать вопросы к тексту, чтобы развивать их аналитические способности.
5. Рефлексия: Проводите рефлексию по завершении работы с текстом, чтобы учащиеся могли осмыслить свои действия и выводы.
В заключение можно отметить, что работа с текстом на уроках русского языка играет ключевую роль в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Умение работать с текстами, анализировать и интерпретировать информацию — это необходимые навыки, которые помогут детям не только в учебе, но и в повседневной жизни. Внедрение разнообразных методов и приемов работы с текстом способствует развитию критического мышления, улучшению навыков общения и формированию уверенности в своих способностях. Учителям важно создать поддерживающую и мотивирующую атмосферу на уроках, где каждый ученик сможет реализовать свой потенциал и научиться эффективно общаться. Формируя коммуникативную компетенцию, мы готовим наших учащихся к успешной жизни в современном мире, насыщенном информацией и разнообразными коммуникационными вызовами.
Список литературы
1.Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Гац, И. Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях : учебное пособие / И. Ю. Гац. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2021.