Работа с текстом на уроках в начальной школе | Баскакова Татьяна Геннадьевна. Работа №312133
Статья для учителей начальной школы о необходимости творческого и системногго подхода к формированию умений работать с различными текстаим на уроках.
Для продуктивной работы с текстом в начальной школе необходимо учитывать современные особенности общества, в котором развивается ребенок, его интересы, специфику текста.
Системность определяется работой на всех уроках с памятью, пониманием прочитанного, эмоциональным интересом, мотивацией, включением вербального кругозора.
Как правильно подобрать тексты для чтения, какие произведения можно читать, как их можно анализировать.
Баскакова Татьяна Геннадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №107
Работа с текстом на уроках в начальной школе
Современные образовательные стандарты и особенности информационного общества, в котором растут и развиваются наши дети, постоянно определяют одной из главных задач: Научить ребенка работать с информацией, дать ему алгоритмы чтения в зависимости от поставленной задачи чтения и типа текста. Ведь это может быть математическая задача, инструкция или художественный текст, который несёт в себе нравственный или эмоциональный урок.
Но, к сожалению, такая системная работа как работа с различными видами информации на уроках в начальной школе остается за педагогом. Необходимо дифференцировать методику работы с учебными текстами, учитывая особенности читательской грамотности учеников и индивидуального развития, подбирать тексты, использовать эти приемы постоянно, не только на уроках литературы.
По результатам опроса педагогов можно сделать выводы:
80% учителей работают с текстом только на уроках литературы и окружающего мира. А как же огромный потенциал уроков музыки и изобразительного искусства, ведь подключая эмоциональный интеллект, дети могут иллюстрировать текст или подбирать музыку под настроение текста.
Только 40% педагогов до 4 класса в системе работают с задачей, как с особым видом текста, ведь у нее есть своя структура, которая может меняться. Учителя часто учат составлять краткую запись задачи, но по наблюдениям на уроках, это самое важный и, как показывает практика, самый трудный для ребенка этап анализа математической задачи. Существует множество пособий, как работать с задачей, но как научить ребенка читать задачу, чтобы включались все познавательные процессы, чтобы она стала ему интересна. Опять на первый план выходит мотивация, интерес, может даже азарт в процессе решения.
До 60% педагогов не используют на уроках дополнительные источники информации: информационные тексты, стихи, диаграммы, информационные справки. Все знания только в учебнике и рассказ учителя, зачем тогда детям проявлять интерес, планировать поиск необходимой информации, стремление поделиться этой информацией с остальными детьми.
И только 10% педагогов используют на уроках в системе специальные упражнения для развития памяти, вербального интеллекта, логического мышления, словарного запаса и «вербального кругозора».
Меняются наши дети, меняется мир вокруг нас, меняется мотивация, уровень интереса и ответственности, но, к сожалению, почти не меняются тексты, с которыми мы работаем в начальной школе. Классические произведения – это наше богатство и достояние. Их надо уметь читать, анализировать и понимать. Но может быть, необходимо учить детей сравнивать различные произведения современные и классические, не бояться давать в начальной школе «Дети подземелья» и «Тайна дома с часами», «Вредные советы и Лекарство от послушности»?
Вопрос остается открытым, но читая вместе с детьми на уроках и дома произведения, которые им тоже интересны, мы сможем пробудить интерес к чтению и начать работать с алгоритмами чтения, память, мышлением, вербальным кругозором.