Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Работа с текстом при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку» | Бальчус Ирина Васильевна. Работа №235498

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бальчус Ирина Васильевна
алгоритм работы над сочинением-рассуждением

«Работа с текстом при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»

И.В.Бальчус - учитель МКОУ Половинкинская СОШ

27 задание на ЕГЭ по русскому языку - самое сложное. Оно проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждений учащихся при истолковании текста. Написать сочинение, сформулировать собственное мнение и связно, последовательно его изложить - сложная задача для большинства выпускников. Много вопросов вызывает и аргументация.

Оговорюсь, в практике преподавания важно осуществлять работу с текстом на уроках русского языка, поскольку текст выступает единицей языка (на материалах текста возможно освоение всех грамматических категорий и языковых явлений. Поэтому текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.


Алгоритм работы над сочинением-рассуждением


1. Прежде всего надо познакомить учащихся с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению. Ребята чётко должны знать, что от них требуется, критерии раздаются и используются в работе каждым учеником. На уроках литературы, начиная с 9 класса, некоторые сочинения мы пишем по данной опоре.

2. Работа над понятиями «проблема» Ребята должны понимать, что это такое, на практике научиться определять проблему и позицию автора по данной проблеме. Говорю о том, что проблемы могут быть философские, социальные, экологические и др.

Вначале определяем тему, затем находим предложения в тексте, где продемонстрирована авторская позиция (если, конечно, это текст публицистического стиля и позиция выражена словесно). Потом прошу "перевернуть" позицию в проблему (вопрос). Если проблема - вопрос, то авторская позиция - ответ на этот вопрос. Можно (И ЭТО ВЫИГРЫШНЕЕ!) начать сочинения с риторического вопроса. Слово «проблема» или вопрос» должны прозвучать в этой части сочинения.

3. Следующий критерий, над которым мы работаем, - это комментарий, очень проблематичная часть сочинения на ЕГЭ. Как правило, никто не знает, что с этим комментарием делать. Кто-то вообще его не пишет, кто-то сбивается на пересказ, кто-то пишет про актуальность проблемы, кто-то анализирует языковые средства. Мы должны пройти "вслед за автором". Автор поставил проблему (вопрос), который решает, приводя какие-то примеры, характеристики героев, может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. рассматривая какие-то аспекты проблемы.

Важно также не перепутать автора и героя (рассказчика). Автор пишет текст, использует какие-то языковые средства, приводит примеры, а всё, что написано в тексте, происходит с героем. 

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

4. Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помним, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. 

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны

проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Позиция автора может быть одобрительной, нейтральной, порицательной

5. Следующий этап - работа над речевым оформлением работ с учётом типов речевых, грамматических и логических ошибок, а потом работать над редактированием сочинений.
6. Взаимопроверка работ. На отдельном занятии ребятам предлагается сначала проверить коллективно одну из работ, которую уже проверил учитель. Для этого можно подготовить раздаточный материал: само сочинение, текст, по которому оно писалось, критерии оценивания. Затем пройти все этапы по оцениванию, которые проходит эксперт. 




 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×