Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности учащихся | Малинина Наталья Валентиновна. Работа №352850
Аннотация: Статья посвящена важности работы с учебными текстами на уроках истории и обществознания как средству формирования функциональной грамотности у школьников. Ожидаемый результат данной работы — объяснение педагогам, каким образом грамотное использование учебных материалов способствует развитию у учащихся не только навыков работы с текстом, но и критического мышления, способности анализировать, интерпретировать и использовать информацию в различных жизненных ситуациях. В статье раскрываются основные аспекты функциональной грамотности, а также приводятся примеры методических подходов и техник, которые можно применить в процессе обучения.
Ключевые слова: Функциональная грамотность, учебные тексты, уроки истории, уроки обществознания, критическое мышление, анализ текста, работа с информацией, методические подходы.
Малинина Наталья Валентиновна, учитель
МАОУ Моргуновская ООШ-ДС
Аннотация: Статья посвящена важности работы с учебными текстами на уроках истории и обществознания как средству формирования функциональной грамотности у школьников. Ожидаемый результат данной работы — объяснение педагогам, каким образом грамотное использование учебных материалов способствует развитию у учащихся не только навыков работы с текстом, но и критического мышления, способности анализировать, интерпретировать и использовать информацию в различных жизненных ситуациях. В статье раскрываются основные аспекты функциональной грамотности, а также приводятся примеры методических подходов и техник, которые можно применить в процессе обучения.
Ключевые слова: Функциональная грамотность, учебные тексты, уроки истории, уроки обществознания, критическое мышление, анализ текста, работа с информацией, методические подходы.
В условиях современного образования одной из важнейших задач является развитие функциональной грамотности учащихся. В контексте школьного обучения она представляется как способность ученика эффективно использовать знания и умения для решения практических задач в различных сферах жизни. Особое внимание к функциональной грамотности на уроках истории и обществознания приобретает важность, поскольку эти дисциплины тесно связаны с формированием у школьников навыков анализа и интерпретации информации, которые являются необходимыми в современной информационно-насыщенной среде.
Работа с учебными текстами на этих уроках не только способствует лучшему усвоению содержания, но и развивает навыки, которые можно отнести к функциональной грамотности. Учебные тексты в классах по истории и обществознанию могут представлять собой различные источники информации: тексты учебников, исторические документы, статьи, письма, отчеты, статистические данные и другие виды материалов, что позволяет разнообразить подходы к обучению. Важно отметить, что эффективная работа с такими источниками требует от учеников умения извлекать из них основные идеи, делать выводы и применять эти знания в других контекстах.
Одной из ключевых задач работы с учебным текстом является развитие навыков критического мышления. Важнейшее значение здесь имеет способность учащихся понимать и анализировать аргументы, выявлять основные идеи и факты, отличать факты от мнений и оценок. Этот процесс включает в себя не только восприятие и переработку информации, но и её осмысление, что позволяет ученикам выстраивать логичные цепочки рассуждений, принимать обоснованные решения, аргументировать свою точку зрения.
Рассмотрим несколько аспектов работы с учебными текстами в контексте формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Прежде всего, важно отметить, что сам учебный текст должен быть доступен и понятен для школьников. Это означает, что выбор материала должен соответствовать возрастным и когнитивным особенностям учащихся, а также учебным целям. Работая с учебными текстами, учитель должен акцентировать внимание на основных моментах, помогать ученикам выделять ключевые факты и идеи, а также развивать умение правильно и эффективно использовать эти знания.
Кроме того, важной составляющей работы с учебными текстами является развитие у школьников навыков анализа. На уроках истории это может означать анализ исторического события с разных точек зрения, выявление причин и последствий, а также оценку роли различных факторов в развитии исторического процесса. В свою очередь, на уроках обществознания работа с текстом может быть связана с анализом социальных процессов, отношений, явлений, которые происходят в обществе, и пониманием их причинно-следственной связи.
Одним из эффективных методов, который можно использовать при работе с текстами, является метод задания вопросов. Учитель может предложить ученикам вопросы, которые помогут им глубже понять содержание текста, выявить ключевые идеи, обратить внимание на важные детали. Например, на уроках истории, анализируя текст о Великой Отечественной войне, можно задать вопросы: Какие факторы способствовали победе Советского Союза в этой войне?, Как различные социальные группы участвовали в военных действиях?, Что привело к изменениям в политической ситуации после войны? Эти вопросы помогут ученикам не только изучить конкретные события, но и задуматься о причинно-следственных связях, о многообразии факторов, влияющих на историю.
Важным аспектом работы с текстом является способность учащихся делать выводы на основе анализа. Эта компетенция особенно важна в контексте функциональной грамотности, поскольку она позволяет школьникам использовать знания для принятия самостоятельных решений в жизни. На уроках истории, например, ученикам можно предложить текст, описывающий экономическое положение страны в разные исторические эпохи, и попросить их сделать выводы о том, как экономические факторы влияли на развитие общества, на политику и культуру. На уроках обществознания можно рассмотреть текст о социальной структуре, распределении ресурсов в обществе и о том, как это влияет на различные группы населения.
Работа с учебными текстами способствует не только анализу фактов и событий, но и развитию навыков аргументации и построения собственных суждений. Этот процесс является неотъемлемой частью формирования функциональной грамотности, поскольку он помогает ученикам не только осваивать учебный материал, но и научиться высказывать свою точку зрения, опираясь на аргументы, анализировать различные мнения и делать обоснованные выводы. Важно отметить, что на уроках истории и обществознания часто приходится работать с противоречивыми источниками информации, что является хорошей практикой для развития критического подхода и умения учитывать различные аспекты проблемы.
Методика работы с учебным текстом на уроках истории и обществознания также включает в себя использование различных видов заданий, которые способствуют развитию функциональной грамотности. Это могут быть как традиционные задания, такие как ответы на вопросы, так и более сложные формы работы, например, составление сравнительных таблиц, создание схем, построение хронологических линий или выполнение исследовательских проектов. Такие задания развивают у учащихся способность систематизировать информацию, видеть связи между различными событиями и явлениями, а также понимать более глубокие закономерности, действующие в обществе и в истории.
Кроме того, важно помнить о роли учителя как фасилитатора, который не только передает знания, но и создает условия для активной работы учеников с информацией. Учитель должен быть готов направлять учеников в нужном направлении, помогать им разобраться в сложных моментах, объяснять, как правильно работать с текстами, как выделять главные идеи и как интегрировать эти знания в более широкий контекст. Это требует от учителя не только глубокого знания предмета, но и умения адаптировать учебный материал и методы работы под конкретные нужды учащихся.
Применение разнообразных подходов к работе с текстами на уроках истории и обществознания позволяет учащимся не только освоить важные теоретические знания, но и развить ключевые навыки, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. Это навыки поиска, анализа, интерпретации и применения информации, которые составляют основу функциональной грамотности и являются необходимыми для успешной социальной и профессиональной адаптации в условиях современного общества.
В заключение, можно подчеркнуть, что работа с учебными текстами на уроках истории и обществознания является неотъемлемой частью формирования функциональной грамотности учащихся. Этот процесс требует от учителя умения грамотно подбирать материалы, разрабатывать задания и направлять учеников к осмыслению и анализу информации. В свою очередь, учащиеся, развивая навыки работы с текстами, приобретают важнейшие компетенции, которые помогут им стать успешными и критически мыслящими людьми, способными эффективно действовать в современном мире.
Список литературы
Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya
Войченко Е. Д. Формирование функциональной грамотности на уроках истории // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-istorii
Л Н. Горобец, И В. Бирюков, Т П. Попова Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // МНКО. 2022. №3 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnovnoy-trend-sovremennogo-obucheniya