Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка | Нерсесян Ася Левановна. Работа №206535. Номер работы: №206535

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Нерсесян Ася Левановна
Каждому учителю хорошо известно, что далеко не у всех школьников вырабатывается умение использовать на практике полученные теоретические сведения. Зачастую «словесные» знания существуют как бы сами по себе, для ответа учителю.

В исследованиях ученых, занятых этой проблемой, доказано, что нет прямого пути от «словесного» знания правил к грамотному письму. Нужно, прежде всего, чтобы у обучающегося на основе правила сформировался умственный прием, обеспечивающий применение правила. Такой прием состоит из некоторых мыслительных операций.

МОБУ СОШ № 20
МОБУ СОШ № 20
Направление :
Работа со слабоуспевающими учащимися
на уроках русского языка
Тема:
Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма
Учитель русского языка
и литературы
Нерсесян Ася Левановна
г. Сочи
Каждому учителю хорошо известно, что далеко не у всех школьников вырабатывается умение использовать на практике полученные теоретические сведения. Зачастую словесные знания существуют как бы сами по себе, для ответа учителю.
В исследованиях ученых, занятых этой проблемой, доказано, что нет прямого пути от словесного знания правил к грамотному письму. Нужно, прежде всего, чтобы у обучающегося на основе правила сформировался умственный прием, обеспечивающий применение правила. Такой прием состоит из некоторых мыслительных операций.
Простой пример взаимоотношения правила и умственного приема:
после того как школьники узнали правило Частица не пишется с глаголами раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются, у них должен выработаться прием умственной работы по применению правила, то есть алгоритм. Только тогда у пишущего будут формироваться правилосообразные действия:
- определяю, употребляется ли глагол без не;
- если да, пишу не с глаголом раздельно;
- если нет, пишу не с глаголом слитно.
Если у школьника умственный прием не вырабатывается, то он допускает ошибки в ряде слов, которые без не не употребляются:
Негодовать
Недомогать
Недоумевать
Невзлюбить…
Так как же выработать этот умственный прием?
Ученику необходимо давать разнообразные задания:
-на слух: учитель называет разные части речи с не, затем целые предложения, в состав которых входят слова с не. Ученик должен записать только глаголы с не, объясняя, слитно или раздельно пишется не с глаголами;
-таблицы:
Определите,
употребляется ли глагол без не
Да
Вывод:
пишу не раздельно
Нет
Вывод:
пишу не слитно
ИЛИ
Глаголы с не
Другие части речи с не
ИЛИ
Распределить данные слова по колонкам таблицы и т.п.
Выполнение подобных заданий приводит к сформированности орфографических и пунктуационных умственных приемов. На их основе вырабатывается соответствующее умение: ученик может грамотно записывать чужой, готовый текст ( упражнение в учебнике или в дидактике). В центре его внимания находится решение грамматических задач. И время их решения жестко не ограничено.
Однако надо иметь в виду, что сформированность навыка проверяется при оформлении пишущим собственного текста! Поэтому умения, выработанные с помощью умственных приемов, являются лишь основой, фундаментом для формирования психологических механизмов.
В результате исследований ученые пришли к выводу, что необходимо варьировать учебный материал – это должно помочь осознанию существенных признаков. Однако недостаточно варьировать только тренировочный материал, обслуживающий операции умственного приема. Необходимо также установить типичные ошибки учащихся, допускаемые ими в различных вариантах грамматического материала внутри его инварианта.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×