Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа со словарными словами на логопедических занятиях | Екатерина Сергеевна Феофанова. Работа №336689

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В предлагаемых вашему вниманию заданиях используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Представленные упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.

             Работа может быть полезна  учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также заинтересованным в развитии детей родителям, сталкивающимся с проблемой недостаточной сформированности концентрации внимания, развития моторики рук, навыков чтения и самостоятельности действий,

Феофанова Екатерина Сергеевна

Учитель – логопед

МБОУ г. Мурманска СОШ № 27

 

 

 

 

Работа со словарными словами на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма

с использованием методики Г. М. Зегебарт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Мурманск

2024 год

 

 

В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении. Одна из причин этих проблем – дисклексия и дисграфия – нарушения устной письменной речи, при которых ребенок не может выразить пережитого и даже осмысленного внутри себя события в виде связной речи. Это проявляется в бедности словарного запаса, невозможности последовательного пересказа, неумении правильно строить предложение. При письменном изложении событий такие дети допускают множество ошибок: как правило, бывают «съедены» окончания слов, заменены гласные звуки, перепутаны согласные и т.п.

Проблемы в усвоении материала школьных программ, в свою очередь, являются причиной снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этими трудностей поведенческого характера.

 

В предлагаемых вашему вниманию заданиях используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Представленные упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.

Работа может быть полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также заинтересованным в развитии детей родителям, сталкивающимся с проблемой недостаточной сформированности концентрации внимания, развития моторики рук, навыков чтения и самостоятельности действий,

 

Описание методики. Работа с основными разделами.

 

Методика представляет собой соединение основных разделов школьной программы по русскому языку с элементами игры и новейшими достижениями психологии. Она не вызывает у детей негативных эмоций и способствует развитию учебной мотивации и формированию устойчивых учебных навыков.

Знание словарных слов в программе начальной школы является обязательным. Слов много, сил у ребёнка мало. А ему по-прежнему хочется играть, играть, играть.

Особая методика чтения, многократное повторение изучаемого материала в разнообразных формах и его идентификация, самостоятельная работа по проверке, мощная игровая и эмоциональная составляющая – все это дает возможность сформировать у ребенка образ правильного слова, что позволит в дальнейшем не только увидеть, но и исправить допущенные ошибки. При этом увеличивается скорость чтения вслух, развивается способность к буквенному анализу слова, улучшается моторная и зрительная память.

В результате ребенок постепенно учится учиться. Его практические успехи в школе становятся очевидны и окружающим, а это резко поднимает его самооценку.

Практические материалы данной методики сгруппированы по следующим разделам:

Основа (словарные слова)

Угадай

ка

Прятки

Исправления

Поля слов

Лото

Раскраски, или Зашифрованный словарь

.

Материалы структурированы по возрастам, поэтому все разделы с заданиями повторяются трижды: для работы в 1-2-ом, в 3-м и в 4-м классах.

Все разделы связанны друг с другом, каждый нужно проходить поэтапно. Упражнения направлены на развитие слуховой, зрительной, моторной памяти, зрительного восприятия, внимания, навыков чтения и письма.

 

В соответствии с предлагаемой методикой работы логопед может включить в материал коррекционного занятия любое словарное слово, которое содержит звук, соответствующий теме проводимого занятия. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяется наличие звука, место звука в слове. Но перед тем как записать слово вместе с другими в тетрадь, его написание предлагается запомнить, глядя на картинку. Картинка с изображением коровы будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, который, который легко запоминается.

 

Раздел «Основа» - это тот самый стержень, на который нанизываются все последующие игры и упражнения.

Верно

Вставь букву

Найди ошибку - 1

Найди ошибку - 2

мАлина

м…лина

молина

малена

мАшИна

м…шина

мошина

машына

кАртиина

к…ртина

кортина

картена

квАртира

кв…ртира

квортира

квартера

кАпуста

к…пуста

копуста

капыста

 

В колонке «Верно» представлены слова, рекомендованные Министерством образования РФ для изучения в 1-4 классах (словарные и те слова, написание которых ребенок должен освоить в начальной школе, но правила их проверки ему пока не знакомы).

Орфограммы выделены жирным шрифтом заглавными буквами. В том случае, когда две орфограммы идут подряд, одна из них дополнительно выделяется курсивом. Кроме того, курсивом обозначаются орфограммы в начале слова (чтобы ребенок не подумал, что слово должно писаться с заглавной буквы).

 

Работа с разделом «Основа»

1. Произнесение только гласных, а затем и согласных звуков при одновременном перекладывании из рук в руку и последующем сжатии мягкого резинового мячика.

2. Фиксация орфограммы голосом – растягивать выделенные гласные и очень внятно произносить такого же рода согласные звуки.

3. Игра «Метки». (фиксируя орфограммы голосом, одновременно выделять их графически.

4. Игра «Место». (местоположение того или иного звука в слове)

 

Этапы работы.

 

Первый этап – знакомство. Проработка с детьми 3-5 слов из колонки «Верно» .После этого этапа работы нужно сделать небольшой перерыв.

 

Второй этап – работа с колонкой «Вставь букву».

На этом этапе очень важно создать правильную мотивацию. Убе

ждаем детей

в том, что сами по себе ошибки, которые он

и, возможно, допустя

т, вставляя буквы, не так уж и страшны. Работая с данной колонкой нет смысла ничего исправлять тайно, а также подглядывать правильный вариант написания слова в колонке «Верно», чтобы не загнать проблему внутрь.

Прежде чем начать работу с колонкой «Вставь букву», закрываем первую колонку «Верно» ( раздаточные таблички).

Проверка

детьми

результатов работы.

Открывается колонка «Верно». Ученики самостоятельно проверяют правильность вставленных им букв, и сравнивают свои варианты с соответствующими словами из колонки «Верно». При обнаружении ошибки подчеркивать цветным карандашом.

Этап фиксации ошибок самим ребенком очень важен. Он снижает количество ошибок при списывании и концентрирует внимание.

Проверка логопедом результатов работы

Закрепление.

 

Третий этап – работа с колонкой «Найди ошибку – 1».

Основная работа.

Закрываем колонки «Верно» и «Вставь букву». Предложить исправить ошибку, умышленно допущенные в колонке «Найди ошибку – 1».

Самостоятельная проверка результатов.

После этого можно открыть все колонки и предложить детям самостоятельно проверить правильность выполнения задания, сравнив получившиеся слова со словами из колонки «Верно».

Закрепление.

 

Четвертый этап – работа с колонкой «Найди ошибку – 2».

Проходит в той же последовательности, что и третий этап, но логопед диктует правильные варианты слов, а ребенок, воспринимая их на слух, должен найти и исправить ошибки в словах, представленных в колонке «Найди ошибку – 2».

Для закрепления полученных результатов необходимо повторение.

И еще одно важное замечание не забывайте делать перерывы между этапами.

 

 

2. Раздел «Угадайка».

 

Основной задачей работы с этим разделом является повышение скорости чтения.

Образец задания.

 

М…л…на, об…д, р…к…та, м…рк…вь, кв…рт…ра

 

 

3. Раздел «Исправления».

 

Этот раздел предполагает исправление ошибок в словарных словах. Перед ребёнком располагаются листы со словами, написанными с ошибками.

Образец задания.

 

Молина, кортина, копуста, митро, квортира

 

 

4. Раздел «Прятки».

Основной задачей этого раздела, является расширение возможностей ребёнка за счет того, что он учится воспринимать все слово целиком, а не отдельные слоги.

 

Образец задания.

 

эждламалинайъхзмашинатмбякартинайэждквартираъ

 

Ленты словарных слов включают некоторое количество «ловушек» - слов, где умышленно допущены орфографические ошибки. Смысл игры заключается в поиске и выделении ребёнком только «правильных» слов. Отмеченные «неправильные» слова следует считать ошибкой

Детям надо карандашом обвести слово в рамку, точно фиксируя его начало конец.

эждламалина йъхзмашинатмбякартинайэждквартираъ

 

 

5. Раздел «Поля слов».

Раздел «Поля слов» - это серия игр, основной задачей которых является активизация работы коры головного мозга, приводящая к существенному улучшению памяти и внимания ребёнка. Кроме того, подобные игры позволяют увеличить скорость чтения грамотность за счет запоминания и узнавания графического образа слова.

 

Образец задания.

малинамашинакартинаквартиракапустасоломаракета

картофельпальтопеналпетухпесокметроосинаогурец

топоробедморковьтоварищстолицасобакаяблоко

ягодапомидорсубботасубботниктелеграммакомиссия

колонназаводнародработарабочийкомнатасапогишел

 

6. Раздел «Лото».

Основной задачей игры «Лото» является закрепление графического образа слов, улучшение зрительной и моторной памяти ребёнка, а также упрощение процесса запоминания информации.

На лицевой стороне каждой карточки написано слово, в котором выделены проблемные буквы (орфограммы), а на оборотной – то же слово, но с пропусками букв, которые необходимо в дальнейшем вставить.

7.Раздел «Раскраски или Зашифрованный словарь».

 

Из отдельных слогов и букв, размещенных внутри картинки, составить как можно больше слов.

 

 

Заключение

Таким образом, применение методики Г.М. Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии.», а также метода целостного образного запоминания словарных слов в содержание коррекционно-логопедических занятий, способствует успешному формированию навыка письма, позволяющей ученику овладеть функциональной грамотностью.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×