Работа со словарными словами на логопедических занятиях | Екатерина Сергеевна Феофанова. Работа №336689
В предлагаемых вашему вниманию заданиях используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Представленные упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.
Работа может быть полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также заинтересованным в развитии детей родителям, сталкивающимся с проблемой недостаточной сформированности концентрации внимания, развития моторики рук, навыков чтения и самостоятельности действий,
Феофанова Екатерина Сергеевна
Учитель – логопед
МБОУ г. Мурманска СОШ № 27
Работа со словарными словами на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма
с использованием методики Г. М. Зегебарт
Г.Мурманск
2024 год
В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении. Одна из причин этих проблем – дисклексия и дисграфия – нарушения устной письменной речи, при которых ребенок не может выразить пережитого и даже осмысленного внутри себя события в виде связной речи. Это проявляется в бедности словарного запаса, невозможности последовательного пересказа, неумении правильно строить предложение. При письменном изложении событий такие дети допускают множество ошибок: как правило, бывают «съедены» окончания слов, заменены гласные звуки, перепутаны согласные и т.п.
Проблемы в усвоении материала школьных программ, в свою очередь, являются причиной снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этими трудностей поведенческого характера.
В предлагаемых вашему вниманию заданиях используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Представленные упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.
Работа может быть полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также заинтересованным в развитии детей родителям, сталкивающимся с проблемой недостаточной сформированности концентрации внимания, развития моторики рук, навыков чтения и самостоятельности действий,
Описание методики. Работа с основными разделами.
Методика представляет собой соединение основных разделов школьной программы по русскому языку с элементами игры и новейшими достижениями психологии. Она не вызывает у детей негативных эмоций и способствует развитию учебной мотивации и формированию устойчивых учебных навыков.
Знание словарных слов в программе начальной школы является обязательным. Слов много, сил у ребёнка мало. А ему по-прежнему хочется играть, играть, играть.
Особая методика чтения, многократное повторение изучаемого материала в разнообразных формах и его идентификация, самостоятельная работа по проверке, мощная игровая и эмоциональная составляющая – все это дает возможность сформировать у ребенка образ правильного слова, что позволит в дальнейшем не только увидеть, но и исправить допущенные ошибки. При этом увеличивается скорость чтения вслух, развивается способность к буквенному анализу слова, улучшается моторная и зрительная память.
В результате ребенок постепенно учится учиться. Его практические успехи в школе становятся очевидны и окружающим, а это резко поднимает его самооценку.
Практические материалы данной методики сгруппированы по следующим разделам:
Основа (словарные слова)
Угадай
ка
Прятки
Исправления
Поля слов
Лото
Раскраски, или Зашифрованный словарь
.
Материалы структурированы по возрастам, поэтому все разделы с заданиями повторяются трижды: для работы в 1-2-ом, в 3-м и в 4-м классах.
Все разделы связанны друг с другом, каждый нужно проходить поэтапно. Упражнения направлены на развитие слуховой, зрительной, моторной памяти, зрительного восприятия, внимания, навыков чтения и письма.
В соответствии с предлагаемой методикой работы логопед может включить в материал коррекционного занятия любое словарное слово, которое содержит звук, соответствующий теме проводимого занятия. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяется наличие звука, место звука в слове. Но перед тем как записать слово вместе с другими в тетрадь, его написание предлагается запомнить, глядя на картинку. Картинка с изображением коровы будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, который, который легко запоминается.
Раздел «Основа» - это тот самый стержень, на который нанизываются все последующие игры и упражнения.
Верно
Вставь букву
Найди ошибку - 1
Найди ошибку - 2
мАлина
м…лина
молина
малена
мАшИна
м…шина
мошина
машына
кАртиина
к…ртина
кортина
картена
квАртира
кв…ртира
квортира
квартера
кАпуста
к…пуста
копуста
капыста
В колонке «Верно» представлены слова, рекомендованные Министерством образования РФ для изучения в 1-4 классах (словарные и те слова, написание которых ребенок должен освоить в начальной школе, но правила их проверки ему пока не знакомы).
Орфограммы выделены жирным шрифтом заглавными буквами. В том случае, когда две орфограммы идут подряд, одна из них дополнительно выделяется курсивом. Кроме того, курсивом обозначаются орфограммы в начале слова (чтобы ребенок не подумал, что слово должно писаться с заглавной буквы).
Работа с разделом «Основа»
1. Произнесение только гласных, а затем и согласных звуков при одновременном перекладывании из рук в руку и последующем сжатии мягкого резинового мячика.
2. Фиксация орфограммы голосом – растягивать выделенные гласные и очень внятно произносить такого же рода согласные звуки.
3. Игра «Метки». (фиксируя орфограммы голосом, одновременно выделять их графически.
4. Игра «Место». (местоположение того или иного звука в слове)
Этапы работы.
Первый этап – знакомство. Проработка с детьми 3-5 слов из колонки «Верно» .После этого этапа работы нужно сделать небольшой перерыв.
Второй этап – работа с колонкой «Вставь букву».
На этом этапе очень важно создать правильную мотивацию. Убе
ждаем детей
в том, что сами по себе ошибки, которые он
и, возможно, допустя
т, вставляя буквы, не так уж и страшны. Работая с данной колонкой нет смысла ничего исправлять тайно, а также подглядывать правильный вариант написания слова в колонке «Верно», чтобы не загнать проблему внутрь.
Прежде чем начать работу с колонкой «Вставь букву», закрываем первую колонку «Верно» ( раздаточные таблички).
Проверка
детьми
результатов работы.
Открывается колонка «Верно». Ученики самостоятельно проверяют правильность вставленных им букв, и сравнивают свои варианты с соответствующими словами из колонки «Верно». При обнаружении ошибки подчеркивать цветным карандашом.
Этап фиксации ошибок самим ребенком очень важен. Он снижает количество ошибок при списывании и концентрирует внимание.
Проверка логопедом результатов работы
Закрепление.
Третий этап – работа с колонкой «Найди ошибку – 1».
Основная работа.
Закрываем колонки «Верно» и «Вставь букву». Предложить исправить ошибку, умышленно допущенные в колонке «Найди ошибку – 1».
Самостоятельная проверка результатов.
После этого можно открыть все колонки и предложить детям самостоятельно проверить правильность выполнения задания, сравнив получившиеся слова со словами из колонки «Верно».
Закрепление.
Четвертый этап – работа с колонкой «Найди ошибку – 2».
Проходит в той же последовательности, что и третий этап, но логопед диктует правильные варианты слов, а ребенок, воспринимая их на слух, должен найти и исправить ошибки в словах, представленных в колонке «Найди ошибку – 2».
Для закрепления полученных результатов необходимо повторение.
И еще одно важное замечание не забывайте делать перерывы между этапами.
2. Раздел «Угадайка».
Основной задачей работы с этим разделом является повышение скорости чтения.
Образец задания.
М…л…на, об…д, р…к…та, м…рк…вь, кв…рт…ра
3. Раздел «Исправления».
Этот раздел предполагает исправление ошибок в словарных словах. Перед ребёнком располагаются листы со словами, написанными с ошибками.
Образец задания.
Молина, кортина, копуста, митро, квортира
4. Раздел «Прятки».
Основной задачей этого раздела, является расширение возможностей ребёнка за счет того, что он учится воспринимать все слово целиком, а не отдельные слоги.
Образец задания.
эждламалинайъхзмашинатмбякартинайэждквартираъ
Ленты словарных слов включают некоторое количество «ловушек» - слов, где умышленно допущены орфографические ошибки. Смысл игры заключается в поиске и выделении ребёнком только «правильных» слов. Отмеченные «неправильные» слова следует считать ошибкой
Детям надо карандашом обвести слово в рамку, точно фиксируя его начало конец.
эждламалина йъхзмашинатмбякартинайэждквартираъ
5. Раздел «Поля слов».
Раздел «Поля слов» - это серия игр, основной задачей которых является активизация работы коры головного мозга, приводящая к существенному улучшению памяти и внимания ребёнка. Кроме того, подобные игры позволяют увеличить скорость чтения грамотность за счет запоминания и узнавания графического образа слова.
Образец задания.
малинамашинакартинаквартиракапустасоломаракета
картофельпальтопеналпетухпесокметроосинаогурец
топоробедморковьтоварищстолицасобакаяблоко
ягодапомидорсубботасубботниктелеграммакомиссия
колонназаводнародработарабочийкомнатасапогишел
6. Раздел «Лото».
Основной задачей игры «Лото» является закрепление графического образа слов, улучшение зрительной и моторной памяти ребёнка, а также упрощение процесса запоминания информации.
На лицевой стороне каждой карточки написано слово, в котором выделены проблемные буквы (орфограммы), а на оборотной – то же слово, но с пропусками букв, которые необходимо в дальнейшем вставить.
7.Раздел «Раскраски или Зашифрованный словарь».
Из отдельных слогов и букв, размещенных внутри картинки, составить как можно больше слов.
Заключение
Таким образом, применение методики Г.М. Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии.», а также метода целостного образного запоминания словарных слов в содержание коррекционно-логопедических занятий, способствует успешному формированию навыка письма, позволяющей ученику овладеть функциональной грамотностью.