Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах | Нигматуллина Диана Закировна. Работа №363030
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написание слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов
Слова словарные – «коварные»
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написание слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.
Цель исследования: нахождение или «изобретение» способов запоминания словарных слов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. «Открыть» или «найти» способы лёгкого запоминания словарных слов.
3. Изготовить карточки с интересными лёгкими способами запоминания словарных слов (метод ассоциации).
Объект исследования: словарные слова.
Предмет исследования: способы запоминания словарных слов.
Методы исследования: анализ, обобщение, изучение литературы.
Способы и приемы запоминания словарных слов
«Слово в слове»
В некоторых словарных словах находятся «маленькие» слова, в которых буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове. И с помощью этого маленького слова легко запомнить написание словарного слова.
Примеры слов: ласточка (т
о
чка), ворона (в
о
р), сочинение (С
о
чи), творог (р
о
г): Те
лев
изор смотрит
лев
;
Конь
катается на
конь
ках; К
рок
одил поёт
рок.
«Этимология»
Этимология – наука о происхождении слов. Изучая этимологическую справку, узнаёшь, от какого слова произошло словарное слово. И очень часто в слове «родителе» буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове. А так как этимологическая справка интересна, запоминаешь легко, так сказать, «проверочное» слово.
Пример этимологической справки к слову «воробей»: Эта маленькая птичка всегда любила воровать пшеницу. И когда люди ее замечали, они кричали: Бей вора, вора бей!» Отсюда и произошло название этой маленькой птички.
«Рифмы»
Почему легко запоминаются стихотворения? Да потому, что в них есть рифмующиеся слова!
Тут в словечках буква «о», нам запомнить их легко!
Здесь царица буква А, без нее никак нельзя
Важно помнить:
1.Заниматься ежедневно по несколько минут.
2.Брать для запоминания одно слово в день.
Для запоминания слов использовать следующие приемы.
Посмотреть на карточку.
Прочитать слово по слогам, поставить ударение.
Обсудить с ребенком возникающую со словом ассоциацию (См. Методическую инструкцию)
Проговорить слово, представляя образ, увиденный только что.
Обвести ручкой короткое стихотворение.
Проговорить по слогам словарное слово, запоминая способы переноса.
Записать предложение, в котором есть словарное слово.