Работа со словосочетанием на уроках русского языка | Кроленко Ольга Вячеславовна. Работа №355671
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Актуальность поставленной задачи состоит в том, что в процессе освоения законов русского языка необходимо научить школьников более точно употреблять слова. Коммуникативно направленное обучение должно предполагать расширение знаний о роли словосочетания в тексте, способствовать выработке умений воспринимать и использовать в речи коммуникативные возможности слов.
РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
В 5 классе ученики знакомятся с определением словосочетания, разбирают его роль в предложении. Например, словосочетание более точно характеризует предмет, явление. Опыт работы с детьми показывает, что необходимо расширять знания о роли словосочетания в тексте как речевой данности, способствовать выработке умений воспринимать и использовать в речи коммуникативные возможности слов.
Обратиться к текстовой роли словосочетания возможно при изучении частей речи. Это соответствует принципу взаимосвязанного изучения морфологии и синтаксиса. Перед учителем стоит задача познакомить учащихся не только с моделями словосочетаний, их составом, но и с разнообразными возможностями употребления словосочетаний в речи. Для этого важно вырабатывать у учащихся умения правильно сочетать слова в речи. Основная проблема – соответствие норме и отклонение от нее. Если отклонился от нормы, получатся речевые ошибки и недочеты.
Анализ школьных работ показывает, что учащимся трудно дать краткую качественную характеристику, оценку предмета, явления или лица. Оценка зачастую производится на уровне «хорошо – плохо», «нравится – не нравится». Это объясняется не только бедным словарным запасом, но и неумением использовать имеющийся словарный запас. Обращение к словосочетанию, которое помогает сокращать текстовую информацию, придавать целостность и смысловую законченность описания лица, предмета, явления, помогает выработать гибкость в использовании сочетательных потенций слов.
Давайте рассмотрим фрагменты, в которых словосочетание свертывает текстовую информацию, организует микротему. Такое словосочетание будет информативным центром в описании местности, оно обобщает сказанное. Такое словосочетание может находиться в начале или конце текста. Например, предложить детям следующие задания, используя произведение К.Г.Паустовского «Мещерская сторона».
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана.
Задание: выпишите словосочетания «прилагательное + существительное»; понаблюдайте, какую роль они выполняют в отрывке.
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный
воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки.
Задание: прочитайте текст, опустив прилагательные. Что потерял текст?
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.
Задание: продолжите текст, добавьте свое описание. Слова какой части речи вы использовали? Почему? Какая картина утра предстает перед вами?
Анализ уроков и детских работ показал, что ученики с удовольствием выполняют подобные задания, предлагают свои варианты. Следует обратить внимание на текстообразующую роль итоговых словосочетаний в данных фрагментах. Ученики отмечают, что, когда такое словосочетание стоит в начале фрагмента, оно готовит читателя к последующему описанию.
Работу с текстами «Описание местности» удобно проводить на уроках развития речи, закрепления и повторения темы «Правописание прилагательных» и использовать предложенные фрагменты текстов как дидактический материал для закрепления орфографических правил.
Следующий этап в наблюдении над ролью словосочетания в тексте является знакомство с текстообразующей и стилеобразующей функцией текстовых словосочетаний. Этому знакомству помогают задания по лексике: употребление слова в прямом и переносном значении - употребление метафоры, эпитета и олицетворения в художественных текстах. Например, найти средство выразительности в предложении: «Прохладный воздух едва качает язычок свечи». Проанализировать, какое выразительное средство использовал автор, какой образ представляем, когда читаем предложение. Следующее задание – привести свой пример. Такие задания помогают образовывать метафорические сочетания в соответствии с ситуацией, образом. При минимуме словесного материала метафора вмещает в себя богатое содержание, создает панорамность образа.
Такую работу над словосочетанием целесообразно проводить в 5 классе. К каждому тексту можно дать задания по орфографии, пунктуации, синтаксическому анализу и морфологическому разбору. Темы распределить с учетом последовательности, преемственности, логики осмысления словосочетания в тексте как реализации коммуникативных потенций слов в речевом акте.