Работа в группах как средство формирования коммуникативных умений | Титовец Елизавета Михайловна Ломан Екатерина Петровна. Работа №286159
Автор: Титовец Елизавета Михайловна Ломан Екатерина Петровна
Работа в группах как средство формирования коммуникативных умений младших подростков на уроке музыки
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью формировать коммуникативные умения учащихся согласно требованиям ФГОС и недостаточной разработанностью методических материалов для их формирования средствами групповой работы. Практическая значимость состоит в разработке и апробировании комплекта материалов для организации групповой работы на уроках музыки с целью формирования коммуникативных умений младших подростков, который может быть использован учителями музыки в общеобразовательных организациях, а также студентами специальности Музыкальное образование во время прохождения педагогической практики.
РАБОТА В ГРУППАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Проблема формирования коммуникативных умений принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном школьном образовании.
Важность формирования коммуникативных умений учащихся в своих теоретических трудах подчеркивали многие исследователи (такие исследователи как Л.П. Первильева, Ю.Ф. Филиппов, И.А. Володарская, Н.К. Крупская, Р.С. Немов), а также нормативно-правовые документы. Например, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте основного общего образования коммуникативные умения связаны с развитием навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умением слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Эффективным средством развития коммуникативных умений младших подростков является работа в группах. Однако, зачастую на уроках музыки организация работы в группах вызывает затруднения, поэтому педагогами и студентами недостаточно (не в полной мере) используются ее возможности.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью формировать коммуникативные умения учащихся согласно требованиям ФГОС и недостаточной разработанностью методических материалов для их формирования средствами групповой работы.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы.
Объект проектного исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших подростков
Предмет проектного исследования: работа в группах как средство формирования коммуникативных умений младших подростков
Цель проекта: разработать и апробировать комплект методических материалов для организации групповой работы на уроках музыки с целью формирования коммуникативных умений младших подростков.
Гипотеза проекта: Формирование коммуникативных умений младших подростков посредством включения их в работу по группам на уроках музыки будет успешным при условии, если:
- если отобрать виды и формы групповой работы на уроках музыки, направленные на формирование коммуникативных умений;
- если работа в группах будет применяться в различных видах деятельности на уроках музыки;
- младшие подростки будут целенаправленно включены в систематическую личностно-значимую групповую работу;
- если содержание разработанного и апробированного комплекта методических материалов для организации групповой работы на уроках музыки ориентировано на овладение опытом сотрудничества, соблюдения дружеских коммуникаций младших подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия «работа в группах» в педагогической литературе.
Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших подростков.
Описать педагогические условия формирования коммуникативных умений младших подростков, посредством включения их в групповую работу.
Разработать и апробировать комплект
методических
материалов для организации групповой работы на уроках музыки с целью формирования коммуникативных умений младших подростков
(технологическая карта, задания для групповой работы, презентации
)
Задачи проекта направлены на изучение основных понятий работы, на характеристику педагогических условий, а также включают разработку и апробацию проекта.
Методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме, анализ программы внеурочной деятельности общекультурного направления.
– эмпирические: апробирование комплекта материалов для организации групповой работы на уроках музыки, диагностические методы (анкетирование, беседа и др.).
Практическая значимость состоит в разработке и апробировании комплекта материалов для организации групповой работы на уроках музыки с целью формирования коммуникативных умений младших подростков, который может быть использован учителями музыки в общеобразовательных организациях, а также студентами специальности Музыкальное образование во время прохождения педагогической практики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения, в которое входит комплект материалов для уроков музыки для младших подростков
В первой главе дипломного проекта рассматриваются теоретические основы формирования коммуникативных умений младших подростков на уроках музыки.
Вторая глава содержит в себе описание практической работы дипломного проекта, а именно: этапы разработки проекта по созданию комплекта методических материалов для организации групповой работы на уроках музыки с целью формирования коммуникативных умений младших подростков (5 класс, четвертая четверть, программа Критской) и описание создания и апробации проектного продукта.
Артемова Н.И.
Доклад о Музыкальных играх как средство развития коммуникативных способностей младших подростков [Электронный ресурс]. -
https://infourok.ru/muzikalnie-igri-kak-sredstvo-razvitiya-kommunikativnih-sposobnostey-obuchayuschihsya-na-urokah-muziki-827113.html
Минина Н.В.– Статья в журнале - Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста / Учредители: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск) – 2012 – 430-432 с. [Электронный ресурс].
-
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-interesa-k-ucheniyu-shkolnikov-mladshego-podrostkovogo-vozrasta
Петровская
Л.А.
– Компетентность в общении / под редакцией. - сост. О. В. Соловьева. - Москва: Смысл, 2007. - 691 с. 3.
Е.В.Барышникова
- Психология детей младшего школьного возраста / Под редакцией Л.Г.
Шибакова
–
г.Челябинск
, 2018. – 175 с.
Шипицына
Л.М.
- Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В.
Защиринская
, А.П. Воронова и др. — СПб., 1995. 5.
М.А.Василик
- Основы теории
коммуникации :
учебник / под ред. М.А. Васи- лика. М., 2003 – 567с.