Работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей дошк. возраста с ЗПР | Козарь Людмила Евгеньевна. Работа №338381
Аннотация: Данная статья рассматривает важность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и методы, используемые воспитателями для достижения этой цели. Автор описывает методики работы с детьми, включая упражнения, игры с использованием конструкторов, пальчиковую гимнастику, пошаговое обучение письму и использование специально разработанных программ.
Ключевые слова: мелкая моторика, дети дошкольного возраста, индивидуальный подход, упражнения, игры, пальчиковая гимнастика.
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Козарь Людмила Евгеньевна, воспитатель,
МБДОУ «Ясли-сад №56 «Юбилейный», г.Енакиево
Аннотация: Данная статья рассматривает важность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и методы, используемые воспитателями для достижения этой цели. Автор описывает методики работы с детьми, включая упражнения, игры с использованием конструкторов, пальчиковую гимнастику, пошаговое обучение письму и использование специально разработанных программ.
Ключевые слова: мелкая моторика, дети дошкольного возраста, индивидуальный подход, упражнения, игры, пальчиковая гимнастика.
Воспитание и развитие детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) является одной из важнейших задач современного образования. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которая играет ключевую роль в формировании физических и интеллектуальных способностей ребенка.
Мелкая моторика включает в себя умение координировать движения пальцев и рук для выполнения различных задач, таких как письмо, рисование, вырезание и сборка. У детей с ЗПР могут наблюдаться ограничения в развитии мелкой моторики, что сказывается на их способности выполнять такие задачи.
Воспитатель использует различные методы и средства для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Это могут быть упражнения для развития координации глаз и рук, игры с использованием конструкторов, пальчиковой гимнастики, пошаговое обучение письму и другие специально разработанные программы. Отдельное внимание уделяется мотивации ребенка и поощрению его усилий.
Создание специальной среды обучения и игры, поддержка ребенка в процессе его развития — важные задачи воспитателя. Систематическая и целенаправленная работа позволяет предоставить детям возможность раскрыть свой потенциал и преодолеть ограничения, связанные с задержкой психического развития.
Основные принципы работы воспитателя для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР:
1. Индивидуальны подход. Воспитатель должен иметь понимание, что каждый ребенок с задержкой психического развития уникален и имеет свои особенности. Поэтому, важно ориентироваться на индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. Воспитатель должен наблюдать за детьми, выявлять их сильные и слабые стороны в развитии мелкой моторики и адаптировать методы и подходы в соответствии с этими особенностями.
2. Постепенная прогрессия. Дети с задержкой психического развития могут иметь сложности с освоением новых двигательных навыков. Поэтому, воспитатель должен разбивать задачи на более простые и доступные, постепенно увеличивая сложность. Например, начинать с простых движений (например, кручение ручек или складывание пальцев), а затем повышать сложность до выполнения более сложных манипуляций (например, собирание мозаики или намотка ниток на шпульку).
3. Создание поддерживающей окружающей. Для развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития необходимо обеспечить безопасное, удобное и стимулирующее пространство. Воспитатель должен обеспечить доступ к различным игровым и обучающим материалам, соответствующим возможностям каждого ребенка. Для этого можно использовать специальные игрушки, игровые площадки и оборудование, которые позволят развивать двигательные навыки и повышать мотивацию к активной мелкой моторике.
Для достижения оптимальных результатов необходимо использовать игры и упражнения, специально спроектированные с учетом особенностей развития этих детей.
Одной из игр, которая широко применяется в работе с детьми с задержкой психического развития, является игра с пазлами. Пазлы помогают развивать координацию движений рук, а также улучшают визуальное восприятие и моторику пальцев. Воспитатель может выбирать пазлы с яркими, привлекательными картинками, чтобы привлечь внимание детей и мотивировать их к активной игровой деятельности.
Упражнение, способствующее развитию мелкой моторики - игра с песком или мелкими предметами. Воспитатель предлагает детям сортировать предметы по цвету, форме или размеру, используя мелкие ёмкости или разделители. Эта игра не только развивает моторику пальцев, но и способствует развитию логического мышления и внимания у детей.
Для развития мелкой моторики также можно использовать игры с использованием шнуров, пуговиц, пазлов на магнитной доске и других подобных материалов. Эти игры помогают развивать навыки мелкой моторики, силу и координацию движений рук. Важно предлагать детям игры с постепенно возрастающей сложностью, чтобы они могли постепенно развивать свои навыки и достигать новых результатов.
Использование творческих методов в работе воспитателя является еще одним эффективным и интересным способом развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Творческие методы помогают активизировать детскую фантазию и стимулируют развитие мелкой моторики. Например:
- Использование различных видов рисования. Рисование позволяет ребенку управлять мелкими движениями руки, развивает координацию глаз и рук, а также способствует развитию пространственного мышления. Воспитатель может предложить детям разнообразные материалы для рисования, например, краски, карандаши, мелки. При этом важно создать атмосферу, которая будет способствовать творчеству и самовыражению каждого ребенка.
- Лепка. Она позволяет развивать мелкую моторику рук, развивать тактильные ощущения и координацию движений. Воспитатель может предложить детям различные материалы для лепки, например, глину, пластилин, соленое тесто. В процессе лепки дети могут создавать разные формы и фигуры, что развивает их воображение и творческое мышление.
Также для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития можно использовать игры с мелкими предметами. Это могут быть различные конструкторы, пазлы, мозаика. В игровой форме дети могут учиться собирать предметы, соединять части мозаики или конструктора, что способствует развитию моторики рук и координации движений.
Список литературы
1. Борякова Н. Ю. Коррекционная работа при задержке психического развития у детей: учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 343 с.
2. Дорофеева Е. И. Современные технологии инклюзивного образования в ДОУ: учебное пособие. — М.: Академия, 2018. — 160 с.
3. Иванова Е. С. Инклюзивное образование в ДОУ: методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2017. — 208 с