РАФТ И КУБИРОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Котова Анна Сергеевна . Работа №344218
В статье проанализировано понятие «критическое мышление», «РАФТ», «кубирование», «педагогическая технология» и определены характерные признаки и функциональное использование особенностей этих методов на уроках русского языка. Также отмечается, что технология формирования и развития критического мышления является одной из новых технологий, с помощью которых ученик не только усваивает материал, но и развивает свои личностные качества.
РАФТ и кубирование как стратегия развития критического мышления учащихся на уроках русского языка
(в рамках внедрения государственных образовательных стандартов)
Котова Анна Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «Новоазовская школа № 1»
Аннотация. В статье проанализировано понятие «критическое мышление», «РАФТ», «кубирование», «педагогическая технология» и определены характерные признаки и функциональное использование особенностей этих методов на уроках русского языка. Также отмечается, что технология формирования и развития критического мышления является одной из новых технологий, с помощью которых ученик не только усваивает материал, но и развивает свои личностные качества.
Ключевые слова: РАФТ, кубирование, критическое мышление, педагогическая технология.
Критическое мышление – это процесс обоснования, анализа, синтеза и оценки достоверности информации; умение воспринимать ситуацию, находя варианты правильного применения полученных результатов; принятие взвешенных решений о том, что делать дальше и как поступить в определенной ситуации; принимая во внимание факты и аргументы, изменять свои позиции, генерировать идеи.
Под педагогической технологией понимают системный метод определения, создания и применения всего процесса усвоения и преподавания знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, задачей которого является организация образовательных форм. Самой известной в мире технологией развития критического мышления является методика исследователей Университета Северной Айовы (авторский коллектив: Д. Стил, К. Хобарт, В. Смит, С. Уолтер), разработанная в рамках проекта «Чтение и письмо для критического мышления» [4].
В период внедрения новых государственных образовательных стандартов приоритетными становятся современные педагогические технологии, особенностью которых является активная деятельность школьников, где процесс познания является творческим, где ученики привлечены к исследованию проблем и учатся формировать и формулировать собственное мнение и таким образом реализовывать свои способности.
Одними из наиболее востребованных и актуальных являются технологии развития критического мышления «РАФТ» и «кубирование», которые способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни. Они позволяют школьникам научиться мыслить критически, самостоятельно находить, изучать и анализировать информацию, мобильно мыслить, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, быть открытым для восприятия мыслей других людей; замечать ложные суждения других, своевременно исправлять собственные ошибки, адекватно оценивать свои знания и воспринимать замечания учителя и одноклассников по поводу допущенных ошибок.
Метод РАФТа на сегодня не является глубоко исследованным. Это достаточно новый подход для подачи знаний и постановки задач. Что касается кубирования, то его используют во многих учебных заведениях мира. В практику этот метод вошел еще в 1980 году [2]. Далее рассмотрим эти методы более детально.
РАФТ – стратегия развития критического мышления для написания оригинальных текстов. Этот педагогический метод позволяет создавать письменные тексты по выбранной теме, отличные в тематических отношениях. Прежде всего, РАФТ развивает способность рассматривать тему с разных точек зрения. Работать по этой стратегии можно с первого класса. Сначала ученики учатся коллективно составлять таблицу, текст. Затем организуется работа в группах. Целесообразно работать не над всей таблицей сразу. Сначала ученики учатся определять и выбирать роли, затем составлять небольшие высказывания от имени своего персонажа.
Следующий шаг – это составление минитекстов от имени выбранного персонажа для определенной аудитории. Впоследствии школьники учатся самостоятельно выбирать жанр текста (письмо, сказка, рассказ, заметки, телеграмму, объявление, граффити, письмо, стенгазету, петицию, рекламу, стихотворение, плакат, предупреждения, сюжет из новостей, запись в дневник, памфлет, эссе, стихотворение и тому подобное), учитывая выбранную роль и аудиторию.
Формами текстов, которые легче всего воспроизвести детям, являются текст-рассказ, смс-сообщение, письмо-обращение. Темы должны быть связаны и освещать актуальные проблемы.
Таблица 1
РАФТ (роль, аудитория, формат, тема)
Роль
Аудитория
Формат
Тема
Кто я? Кто может написать данную тему (выявление персонажей, которые будут описывать событие и выбор своей роли)
Для кого может быть написан текст? (предполагаемая аудитория: выявление людей, выбор адресата текста)
В какой форме может быть написан текст? (выбор жанра)
О чем текст? (определение тематики и идей, которые доносятся до слушателей)
Выбранные роли могут быть обычными (ученик, учитель, врач) или необычными (цветок, ягода, книга). После их определения надо выбрать аудиторию, для которой будет доноситься информация, и темы, которые слушатели хотели бы услышать. Далее происходит обсуждение третьей позиции – в какой форме должен быть представлен текст. Для начала надо предложить ученикам свой формат для использования и объяснить детям особенности его создания. Сделав сказанное выше, следует подумать о теме, основных идеях, которые будут раскрываться в тексте. Важно, чтобы темы, которые будут предложены учениками для обсуждения, освещали актуальные проблемы современности. Стоит отметить, что сначала может заполняться и четвертый столбик (тема и основные смысловые линии), а уже потом – в какой форме воплотить эти идеи [3].
Подводя итоги, зачитываются определенные социальные роли, соответствующая аудитория, форма (жанр), тема. Затем учитель просит учеников выбрать социальные роли и подготовить письменные тексты. В малых группах работа длится 15-20 минут. После завершения этой задачи предлагается выбрать лучшие работы и зачитать их.
Использование РАФТа способствует реализации межпредметной интеграции содержания обучения. Задача учителя – научить учащихся:
• определять и выбирать роли;
• составлять небольшие высказывания от имени своего персонажа;
• писать мини-тексты для определенной аудитории;
• выбирать нужную форму текста.
Например, тема «Имя существительное как часть речи» в 5 классе (этап обобщения и систематизации знаний).
Р – роль (существительное);
А – аудитория (Для кого я буду писать текст? Для мамы и папы, одноклассника, друга, младшей сестры или брата);
Ф – форма – сказка;
Т – тема «Как отличить существительное от других частей речи».
Учитель дает ученикам задание: написать небольшую сказку о том, что они узнали сегодня на уроке, адресованную маме или папе, от имени части речи. В течение 10 минут школьники сочиняют сказку, записывают ее, а затем презентуют классу.
Ещё одним из актуальных методов развития критического мышления является «кубирование».
Кубирование – основной метод для реализации стратегии развития критического мышления, как пример игровой методики, один из методов обучения, который облегчает рассмотрение темы со всех сторон. Кубирование может выполняться учащимися в паре или объединенными в более крупные группы. Для этого используют куб. Кубик изготавливают из плотного картона или шьют из ткани. Он должен быть ярким и необычным. На его гранях записываются задания-указания для учащихся. Учитель предлагает во время работы излагать свои мысли относительно предложенной темы. Нужно слово «провести» через куб (определение, литературный термин или другое название). С помощью этого метода школьник учится отличать и понимать, какие данные знакомы ему и что он узнал нового.
Кубирование может быть использовано на стадии актуализации или рефлексии. Предложенная дидактическая методика дает учащимся возможность ответить на шесть вопросов, которые касаются темы. С помощью кубика дети могут строить свои мысли. Например, возможные указания на гранях куба:
1. Описать что-то. Как это выглядит? (Цвет, форма, размеры.)
2. Сравнить что-то. (На что это похоже?)
3. Подобрать ассоциации. (О чем это заставляет тебя думать? Что приходит тебе в голову?)
4. Проанализировать что-то. (Скажите, из чего это сделано. Каким образом это сделано? Вы это знаете? Вы можете это придумать?)
5. Каким образом он используется (как бы вы его использовали? Найти применение. Каким образом это можно применить?)
6. Предложить аргументы "за" или "против" этого. (Что в нем хорошего или плохого?
Займите определенную позицию, используйте полный диапазон аргументов – от логичных до нелепых.) Варианты ответов на вопросы будут разными. Важно, чтобы каждый желающий высказал свое мнение [3].
Например, тема: "Имя существительное " (5 класс). Предложить ученикам проанализировать конкретное слово этой части речи, например «пенал».
1. Спрашиваем у учеников: Что это? Как выглядит эта вещь? Какого он цвета? Он маленький или большой? Какой формы: овальный, прямоугольный, квадратный.
2. Пытаемся сравнить пенал и, например, коробку для конфет или футляр для очков. Желательно иметь наглядный образ объекта, с которым будет сравниваться пенал. Направляем мысль учеников на то, что они могут быть одинаковыми по форме, размеру, цвету, способу использования. Стараемся вместе с учениками найти отличительные черты пенала от коробки, футляра для очков.
3. Можно спросить у учеников, о чем они сразу думают, когда слышат слово «пенал». Здесь важно не забывать, что неправильной ассоциации не бывает. Все мнения учеников имеют право на существование.
4. Вместе с учениками разбираем, из чего сделан пенал. Здесь можно сравнить различные пеналы (заранее подготовить).
5. Ученики должны дать ответ на вопрос: Как используется пенал? После этого уместно спросить у детей: А можно ли использовать пенал не по назначению? Как именно? В каких случаях пенал используют не по назначению?
6. Учащиеся обсуждают вопрос: хорошо ли иметь пенал? Он не нужен? При этом нужно приводить доказательства, в соответствии с позицией «за» или «против». Если все школьники убеждены, что пенал просто жизненно необходим, то тогда учитель просит представить, что он является ненужной вещью, и просит учеников убедить учителя, что это действительно так.
Таким образом, у учащихся должны сформироваться представления о том, что люди могут иметь мнение, которое не совпадает с мнением других. И что все мнения имеют право на существование.
Итак, технология РАФТ развивает способность рассматривать тему с разных точек зрения и навыки письменного языка. Кубирование в свою очередь развивает способности правильного, последовательного построения мыслей. Использование этих методик помогает развивать критическое мышление учащихся. И чтобы работа была успешной, учитель должен учитывать то, что каждый ученик по-своему воспринимает материал и требует индивидуального подхода. Исследование роли РАФТа и кубирования доказывает, что нужно поощрять и распространять этот метод обучения на уроках русского языка во всех школах.
Список литературы:
1. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014 – 23с.
2. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 [Режим доступа http://technomag.edu.ru/doc/172651]
3. Заир-Бек С.И, Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке/ Заир-Бек С.И, Муштавинская И.В.– М.: Просвещение. – 2004. – 175с.
4. Кроуфорд А., Саул В., Мэтьюз С., Макинстер Д. Технологии развития критического мышления учащихся; науч. ред., передм. О. И. Пометун. Киев: Плеяда, 2006. – 220 с.