Раннее развитие детей от 0 до 3 лет. Психолого-педагогическое сопровождение семей и детей раннего возраста. | Людмила Николаевна Дурнева. Работа №351083
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток на организацию педагогического процесса. Первые три года жизни являются чрезвычайно важными ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих всё дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Раннее психолого-педагогическое сопровождение один из наиболее эффективных способов раннего развития ребенка раннего возраста и оказание помощи его семье.
Общей целью психолого-педагогического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.
Раннее развитие детей от 0 до 3 лет.
Психолого-педагогическое сопровождение семей
и детей раннего возраста.
Педагог-психолог: Дурнева Л.Н.
ГКУ «ЦДиКСО»
Похвистневское отделение
г.Похвистнево
«Раннее развитие,
это ключ к открытию
потенциала каждого ребенка»
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток на организацию педагогического процесса. Первые три года жизни являются чрезвычайно важными ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих всё дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Ранний возраст позволяет контролировать психическое развитие для раннего выявления отклонений, планирование индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития ребенка со всех сторон его психики. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения в развитии могут привести к выраженным расстройствам и заболеваниям в последующем возрасте.
Раннее психолого-педагогическое сопровождение один из наиболее эффективных способов раннего развития ребенка раннего возраста и оказание помощи его семье.
Общей целью психолого-педагогического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка раннего возраста;
учет и развитие индивидуальных особенностей детей;
создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата;
профилактика и выявление различных психологических причин нарушений развития ребенка.
Психологическая профилактика строится на глубоком анализе всех воздействий на ребенка, условий жизни, воспитания и обучения с целью заранее предупредить или предохранить от нежелательных последствий для его развития и жизни.
Психологическое консультирование родителей проводится по вопросам воспитания, развития и социального взаимодействия.
Ежегодно министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области совместно с министерством здравоохранения Самарской области и министерством образования Самарской области проводит акцию «Ранняя помощь» для малышей с целью ранней диагностики различных проблем развития. Выездные консультационно-диагностические мероприятия специалистами психолого-медико-педагогических комиссий, реабилитационных центров проводятся на базе детских поликлинических отделений учреждений здравоохранения региона.
Что такое ранняя помощь
Ранняя помощь - это комплекс услуг, оказываемых детям от 0 до 3 лет включительно, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и семьям, воспитывающих таких детей.
Услуги направлены на:
содействие физическому и психическому развитию детей;
повышение собственной активности ребенка в той среде, где он обычно находится;
повышение родительской компетенции в вопросах развития ребенка.
Что делает межведомственная команда специалистов:
Оценивают уровень развития ребенка, выявляют проблемы в развитии ребенка.
Помогают увидеть ребёнка, показать его особые нужды, способы их удовлетворения. Нацеливают родителей на активное участие в реабилитационном процессе.
Помогают родителям лучше понимать потребности ребенка и содействовать его оптимальному развитию.
Помогают подобрать необходимое ребенку специальное оборудование (специальные стулья, приспособления для стояния и еды и т.п.).
Помогают подобрать способы оптимального взаимодействия родитель-ребенок в обычных бытовых ситуациях (кормление, одевание, игра и т.д.).
Сопровождают семью и ребенка на этапе адаптации при переходе в систему дошкольного воспитания.
По окончании консультаций родители получают рекомендации обратиться в учреждения разной ведомственной принадлежности за получением необходимого комплекса услуг.
Развитие в раннем возрасте идет интенсивными темпами, поэтому уделите малышу максимум внимания в этот период — и он будет радовать вас своими достижениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баженова О.В. Диагностика психического развития. – М., 1986;
Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,
Фрухт
Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1996;
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е.А. – М ., 2007;
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008;