Раннее развитие ребёнка.За и против. | Попова Наталья Юрьевна. Работа №335847
ЗЗаниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет?Однако, спеша ознакомьтесь с различными методиками, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить» ребенка приводит к опасным последствиям. Если вы, взвесив все «за» и «против», приняли решение в пользу раннего развития, воспользуйтесь нашим перечнем методик для обучения детей.Любую из них можно адаптировать под интересы вашего малыша, применять несколько методик в комплексе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 города Кирово - Чепецка Кировской области
Раннее развитие ребёнка.
За и против.
Методики раннего развития детей
Существует много различных методик раннего развития. Наверняка, вы знаете или слышали о методиках Монтессори, Зайцева, Домана, Лупан, Шичиды, Никитиных, Даниловой, вальдорфской педагогике и т.д.
Все они так ли иначе направлены на развитие личности ребенка в самом «нежном» возрасте. Ведь раннее развитие – это, по сути, интенсивное развитие способностей малыша в раннем возрасте (от 0 до 3 лет).
В вопросе необходимости использования методик раннего развития мнения ученых часто расходятся. Сами авторы методик и многие специалисты утверждают, что кроху просто необходимо развивать, к тому же достаточно интенсивно, не просто с рождения, но еще с перинатального периода. Другие ученые заявляют, что у каждого ребеночка должно быть беззаботное детство, без всяких там «научных методик».
Кто же из них окажется прав?
Главные изменения в жизни малыша в раннем возрасте происходят в трех сферах:
предметная деятельность,
крупная моторика
развитие речи.
Давайте поговорим подробнее об этих сферах.
Методика Никитина
Ставит своей главной целью не мешать ребенку самостоятельно познавать всё вокруг. Супруги Никитины даже советуют родителям избавиться от манежей и колясок. Детки должны ползать, бегать, везде все открывать и изучать. Задача отца с матерью - сделать так, чтобы нахождение малыша в доме было безопасным.
Вальдорфская
методика
Придерживается принципа природного развития ребенка. Используются игрушки из натуральных материалов. С детьми занимаются играми на развитие мелкой моторики, лепкой, а также обязательно музыкой. Здесь нет акцента на письмо и математику.
На сегодня существует много методик, которые помогают обучать детей в раннем возрасте:
Методика
Монтессори
Система самостоятельного обучения. Ребенок развивает свой интерес, познает мир в форме игр. Создательница методики, Мария Монтессори, предлагает детям играть игрушками, которые создавались ею лично. Они развивают мелкую моторику, внимательность, логику, воображение. В детских садах, что работают по этой методике, к каждому ребенку относятся как к отдельной личности.
Методика по карточкам
Домана
Этот метод знаменит и шокирует людей своими результатами. Здесь обучение начинается прямо с рождения. Автор системы считает, что мозг малыша лучше развивается только при постоянной работе. Для этого ребенку стоит все время показывать и рассказывать обо всем, что его окружает. Это удобно делать по специальным карточкам. Карточка представляет собой картинку с яркой подписью. Детки, которые с раннего возраста занимались по этой методике, уже к четырем годам умеют хорошо читать, считать и знают по несколько языков.
Методика Зайцева
Направлена на обучение деток чтению и математики. Дети используют специальные кубики со слогами или цифрами, а также другие игрушки и таблицы. Так играя и видя перед собой буквы, ребенок учится составлять слова, прочитать,
Предметная деятельность – это все множество манипуляций, которые можно проводить с предметами вокруг нас: складывать, перекладывать, разбирать, собирать, гладить, переливать, катать, стучать, закрывать и открывать, рвать, находить, опускать и поднимать и т.д. Благодаря таким действиям, малыш понимает, что все предметы в его окружении различны по составу, форме, размеру, материалу, цвету, назначению. Так формируется база дальнейшего развития интеллекта ребенка — наглядно-действенное мышление.
Поэтому очень важно все объяснять ребенку, проговаривать, рассказывать назначения и функции предметов, их состав и отличия от других и т.д.
Хорошо вместе с ребенком рисовать, делать аппликации, заниматься конструированием – все это поможет ему осваивать мир предметов и развивать мелкую моторику.
Крупная моторика. Как только малыш становится на ноги, перед ним открываются огромные возможности для познания и изучения мира вокруг. Ведь в мире сколько всего такого, что можно пощупать, попробовать на вкус, дотянуться, изучить. И наша задача как родителей – дать малышу как можно больше объектов для изучения.
Развитие речи. Сложно переоценить важность речи в жизни малыша, правда? Ведь в большинстве своем благодаря ей кроха учиться взаимодействовать с другими людьми, получать новую информацию об окружающем мире, заявлять о своих потребностях.
Наилучшие пути развития речи – беседы с малышом обо всем на свете. О том, что он видит, что сейчас происходит, как это называется и что «это» делает. Со временем монолог превращается в диалог, когда мы задаем карапузу вопросы, и учим его отвечать на них. Сначала односложно, затем понемногу простыми предложениями и т.д. Важно для развития речи вместе с малышом читать книжки, рассказывать и обыгрывать сказки, петь, играть в пальчиковые игры.
Раннее развитие детей: против
Итак, аргументы противников раннего развития:
Ускоренное развитие интеллекта в ущерб другим сферам жизнедеятельности ребенка. По мнению лагеря противников раннего развития, интенсивное занятие только познавательной сферой малыша оставляет в стороне другие, не менее важные, сферы – эмоциональную, социальную, а также сферу психической жизни крохи, которую «поторопить» не получается. То же самое получается, если делать главный упор только на физическое развитие малыша.
Временная и энергозатратность.
Действительно, для внедрения многих методик необходимы специальные материалы, на подготовку которых родителям требуется немало времени. Да, если основная профессия мамы и папы называется «родители», и больше ничем
Возможно, прекратить занятие и выбрать другой метод.
Помните о том, что не каждая методика подойдёт вашему ребёнку. Изучите как можно больше подходов к раннему развитию. Это поможет избежать стрессов и ошибок. Возможно, из разных методик вы возьмёте разные элементы. Это будет только на пользу малышу.
Отсюда закономерный вопрос родителей: будет ли ребёнку интересно в школе, не разлюбит ли он учиться? А ведь нередки такие примеры, когда первоклассник начинает скучать на уроках, а потом и вовсе теряет мотивацию к учению — он просто устал учиться! Мозг ребёнка защищён от перегрузок: когда вы предложите малышу материал, к восприятию которого он пока не готов, он начнёт бурно протестовать и просто откажется заниматься.
Почему так происходит? Дело в том, что мозг созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, затем — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребёнка может отклониться от нормы.
Да, не так уж много родителей, которые реально хотят воспитать вундеркинда.
Но ведь мы же и не хотим вырастить посредственность, правда? К тому же, на одаренность малыша влияют не только обучение и воспитание, но и ряд других причин – природные склонности и таланты, наследственность, прилежность самого ребенка.
Воспитание вундеркинда не является главной целью раннего развития. Основное, что предлагают методики, — это возможность крохи проявить и реализовать те данные, которые заложены в него мудрой природой. А, значит, он сможет вырасти гармоничным и счастливым взрослым. И мы, как родители, поддерживаем в нем это стремление.
Вполне может быть, что дети выровняются в школе. Но суть ведь не в количестве знаний и умений. А, скорее, в привычке достигать целей, быть успешным и счастливым еще с детства. Согласитесь, это намного больше, чем просто «накачка» знаниями.
Раннее развитие не лишает ребенка детства. Наоборот, оно делает его более насыщенным и ярким, интересным и веселым. Никто не заставляет кроху раньше времени садиться за парту. Но знание методик раннего развития помогает совместить прогулки с обучением и познанием, и игры превратить в развивающие.
И ни в коем случае раннее развитие не предполагает обучение через силу! Если малышу занятия неинтересны — значит, подход выбран неверно, и надо попробовать что-то другое.
заниматься не надо, то такой вариант неплох. Но для работающих родителей все это непросто. Конечно, можно покупать уже готовые материалы для развивающих игр или водить ребенка в специальные детские центры, где с ним будет заниматься специалист. Но все это тоже стоит недешево.
Угроза здоровью ребенка вследствие ускорения естественных процессов.
Иными словами, все должно происходить в свое время, и, если пытаться «накачать» ту или иную функцию раньше времени, можно только навредить крохе.
Отсутствие перспективы в будущем.
По многочисленным наблюдениям противников раннего развития, большинство детей – и те, с которыми много занимались, и те, которые вообще не имеют понятия о раннем развитии – в школе выравниваются. То есть, зачем тратить силы впустую, если результат все равно будет такой же?
Боюсь вырастить вундеркинда!
На самом деле, такой аргумент имеет место быть. Ведь все мы понимаем, что растить одаренного малыша очень непросто. Мало того, что мы сами постоянно должны ему соответствовать, расти вместе с ним, так еще и будущее его частенько кажется нам не очень привлекательным. Вспомните примеры известных вундеркиндов. Нередко у них нет друзей, ведь все им только завидуют. Да и самому ребенку, в силу опережающего развития, непросто строить отношения со сверстниками.
Не надо лишать ребенка детства!
Всем «ученым премудростям» малыша и так научат в садике и в школе. А сейчас лучше пусть просто катает машинки и играет в куклы, ни о чем не беспокоясь. Время учиться будет всегда, а вот раннее детство уже не повторится.
Раннее развитие детей: за
А теперь давайте рассмотрим, как же отвечают сторонники раннего развития на доводы противников. Наверняка, им есть что сказать.
Раннее развитие не должно исключать развития малыша в других сферах.
То есть, параллельно с развитием познавательной области, очень важно уделять внимание эмоциональному развитию крохи, его общению со сверстниками и старшими, обучению карапуза бытовым навыкам. Все это очень пригодится ему в жизни. Ведь самое главное, что необходимо ребенку в раннем возрасте – гармоничное развитие личности, тесная связь с близкими взрослыми и радостное познание мира вокруг.
И, конечно, как и с другими видами деятельности, с ранним развитием тоже можно «перестараться». Без глубоких знаний возрастной психологии малыша, понимания особенностей, можно просто «накачать» ребенка какими-то понятиями, но мозг может быть еще не готов к такой информации. В этом случае подобное обучение вряд ли принесет пользу.
К тому же, желание «напичкать» дитя как можно большим количеством знаний, может привести к интеллектуальной перегрузке и даже к сильному стрессу. А, значит, в этом деле, как и в любом другом, важно чувство меры.
Да, раннее развитие требует определенного времени.
Но не настолько много, чтобы невозможно было его выкроить даже занятому человеку. И тут нам в помощь навыки тайм-менеджмента, и умение расставлять приоритеты. Все, как и в любых других делах. Было бы желание.
Так же и с материалами. Не все методики подразумевают много дополнительных пособий. К тому же, большинство их можно изготовить самим, без особого труда. Да, не за пять минут. Но, возможно, оно того стоит?
Новые условия жизни предъявляют нам новые требования.
Да, конечно, мудрая природа уже задумала гармоничное развитие малыша в обычных условиях. И, возможно, если его не развивать дополнительно, большинству навыков он все же научится. Вот только наша жизнь уже не так предсказуема и постоянна, как была еще несколько десятков лет назад. А, значит, надо многое знать и уметь, чтобы успевать быть успешным человеком. Очень важно сохранить на всю жизнь пытливость, желание учиться, познавать новое. И все это мы помогаем малышу делать еще с самого раннего возраста.
Польза
Улучшенное
развитие природных данных. Ни в какой методике не требуется от ребенка трех лет знание биологии, астрономии, философии и других наук.
Всестороннее развитие. Малыш будет развиваться интеллектуально и эмоционально. Благодаря тем самым занятиям с мамой, ребенок формирует правильное взаимоотношение с людьми. Занимаясь с малышом, родители хотят вырастить гармонично развивающуюся личность.
Ребенок учится воспринимать информацию. Со временем малышу будет легко улавливать новые знания.
В возрасте до трех лет ребенку легче воспринимать познания. В форме игр с игрушками или карточками, малыш обучается. Это он делает не через силу.
Негативные последствия
Перегруженность центральной нервной системы
. Ребенок устает, плохо спит, появляется нервный тик,
энурез
, головные боли. Это все является последствием сильной нагрузки на малыша.
Угнетение некоторых способностей
. Все методики в основном ориентированы на интеллектуальном развитии, а
о
физическом вовсе забыли. А ребенку еще интересно ползать, бегать, открывать все тумбочки, выбрасывать игрушки и заново собирать. Мамы, отнимая всю эту физическую активность, усаживают малыша для обучения букв и цифр.
Снижается пластичность головного мозга
. Почему-то раннее обучение длится максимум до 7 лет. А когда ребенок пошел в школу, то развитие разве заканчивается?
Нет никаких перспектив
. Какой бы не был метод
раннего
развития, все равно потом в школе все дети учат одну программу. Поэтому может не стоит тратить свое время зря?
Тяжелая адаптация в садике и школе
. Часто у деток, что занимались ранним обучением, завышена самооценка из-за своей гениальности (как внушают им родители). Таких ребят в детском коллективе не любят, поэтому в будущем он становится отверженным и теряет интерес к учебе.
Отсутствие полноценного детства
. Конечно, если мама вместо прогулки ребенка на улице, будет с ним сидеть и учить математику, то ни к чему хорошему это в будущем не приведет. Во всем нужна мера.
Отношение врачей и психологов
Многие детские психологи обеспокоены такой популярностью раннего обучения. Родители, которые безудержно хотят своего ребенка сделать гением, не учитывают естественное развитие организма и мозга ребенка. Таким образом, развитие личности значительно опережает формирование мозга.
Также врачи заметили снижение иммунитета у деток, которые интенсивно занимаются иностранными языками, танцами, рисованием. И все это одновременно. Организм истощается, и через время ребенок, даже если и хочет, он просто не сможет физически нормально учиться.
Большинство детских специалистов все же считают, что больше пользы и радости маленькому ребенку принесет физическая активность.