Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ранняя диагностика детей, имеющих отклонения в развитии | Александрина Наталья Анатольевна. Работа №250097

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Александрина Наталья Анатольевна
Влияние ранней диагностики детей, имеющих отклонения в развитии на ход дальнейшего коррекционного воздействия.

Александрина Н А
Влияние ранней диагностики детей, имеющих отклонения в развитии на ход дальнейшего коррекционного воздействия.
МБОУ ЦППМС Мытищинский,
Московская область г. Мытищи.
Проблема коррекционного развития детей с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР сохраняет свою актуальность в связи с тем, что в современном мире растет число детей имеющих речевую и психическую патологию. Важна роль своевременной постановки диагноза, отграничение ОНР от умственной отсталости и недоразвития речи в результате глухоты.
В условиях МБОУ ЦППМС Мытищинский постоянно функционирует психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), задачей которой являются уточнение диагноза ребенка и привлечения всех необходимых специалистов и соответствующих учреждений для работы с ним.
Ранняя диагностика, даже кажущихся легкими речевых нарушений и своевременная коррекционно - логопедическая помощь являются важными моментами в предупреждении школьной неуспеваемости.
ОНР не является какой-либо одной формой патологии, а может вызываться различными причинами, иметь различный механизм своего возникновения, поэтому характер и прогноз речевого и психического развития у этих детей будут не одинаковыми.
Важно не только измерить ЗУН, являющиеся продуктом познания, на котором осуществляются мыслительные операции, но и тщательным образом провести анализ детской деятельности:
проследить стойкость интереса к игрушке (заданию, игре),
адекватность применения игрушек(предметов),
характер действий с предметами (стереотипность, избирательность, использование предметов с учетом функционального назначения, игра с элементами сюжета),
выявить способность в установлении смысловых отношений, зависимостей между предметами и действиями,
способность в установлении причино-следственных связей.
Необходимо проследить характер мыслительной деятельности ребенка (анализ, синтез, сравнение, аналогии, обобщение), которая осуществляется и на малом количестве фактологического материала.
Специалисту важно понять видит ли ребенок проблему, решает ее самостоятельно или с помощью взрослого, какие затруднения у него возникают: - плохое переключение внимания,
- низкая концентрация внимания,
- неустойчивость внимания,
- истощаемость нервных процессов,
- повышенная возбудимость.
Наличие этих особенностей может искажать всю картину мыслительных операций — до уровня отказа решения задач. Продуктивность всех мыслительных операций при любых ЗУН может быть нормальной, высокой, низкой или отсутствовать. Причинами снижения познавательной активности является несовершенство нерно-психической организации ребенка.
В связи с этим появляется необходимость в дифференцированном, патогенетически обоснованном подходе при раскрытии структуры речевой и психической недостаточности и к ее преодолению с опорой на закономерности нормального развития.
Дефектолог планирует перспективный план коррекционной работы для каждого ребенка. При разработке микропрограммы дефектолог учитывает основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, уровень речевого и психического развития, уровень овладения ребенком различными видами деятельности, а так же личностные качества ребенка.
Коррекция осуществляется при необходимости под наблюдением врача-психоневролога, который назначает медикаментозное лечение. В основе всей работы лежит эмоционально-положительное развивающее взаимодействие дефектолога и ребенка. Система работы с дошкольниками, имеющими множественные отклонения в развитии, включает индивидуальные коррекционные занятия с дефектологом, с целью организации целенаправленного поведения в игровой и предметно-практической деятельности, с целью развития речи в соответствии с индивидуальной программой обучения. Сегодня, когда идет поиск новых форм и путей эффективного воздействия на личность ребенка, важно поддерживать познавательный интерес к окружающей действительности, развивать положительное отношение к познанию. Необходима организация собственного познавательного опыта ребенка, который дефектолог помогает систематизировать и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядных средств. Дополнительно ребенок включается в работу, которую проводят специалисты в области игротерапии, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, психологи.
Возможности ЦППМС Мытищинский позволяют на раннем этапе включить ребенка с проблемами в развитии в систему комплексной коррекционной работы, проследить динамику психического развития ребенка и наметить перспективу сотрудничества семьи особого ребенка и коррекционного учреждения.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1960.
Эльконин Д. Б. Комплексная характеристика развития игры / Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д, И. Фельдштейна. - М.: Междунар. Пед академия — 1995.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×