"Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений"" | Берлинг Марина Владимировна. Работа №354657
В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико- педагогическая помощи. К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, совместно с медицинским воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений
(консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей)
Составила учитель-логопед
первой квалификационной категории
Берлинг Марина Владимировна
В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико- педагогическая помощи. К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, совместно с медицинским воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Ранняя диагностика отклонений довербального и вербального поведения проводится медицинским работником в рамках комплексного обследования ребёнка. Которая обязательно должна фиксироватся в анамнезе у ребенка. Симптомами риска речевых нарушений является отсутствие лепета, избирательного предметно- действенного общения со взрослым, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий. Основными задачами коррекционной работы этого периода являются следующие: развитие подражательной деятельности, формирование предметно- действенного общения ребенка со взрослым и начального ситуативного понимания обращенной речи. Поэтому, мы (логопед, педагог, медицинский работник) при поступлении ребенка в наше дошкольное учреждение работаем по трем направлениям.
Диагностическое направление.
Диагностическое обследование детей начинаю со сбора информации о ребенке, поступающем в наше дошкольное учреждение, его анамнеза (раннее речевое и моторное развитие), заболеваний с года до двух - трех лет. Провожу динамическое наблюдение и контроль за состоянием речи детей с целью раннего выявления отклонений в речевом развитии, которое осуществляется в тесном контакте со специалистами (педагогом и психологом). При проведении диагностики речевого развития ребенка использую тесты Косиновой, схему логопедического обследования Ю.А.Разенковой и методику Е. А. Стребелевой.
В процессе диагностики выясняю степень сформированности: понимания речи, слухового внимание, фонематического слуха, активной речи, мелкой моторики. По результатам обследования выявляются дети «группы риска», намечается пути коррекционной помощи детям, а также, разрабатывается индивидуальная программа с привлечением родителей и педагогов.
Консультационно - просветительское направление заключается во взаимодействии с воспитателями и родителями. Как показывает опыт консультативно-диагностической помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, отличаются очень низким уровнем компетентности в вопросах педагогики, не имеют представления о нормативах развития детей, не видят соответственно отклонений и как следствие несвоевременно обращаются за специализированной помощью или не обращаются вообще. Оказание консультативной помощи и просветительская работа с родителями позволяет значительно повысить уровень их компетентности в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей раннего возраста и включение их в процесс коррекционной работы.
Взаимодействие с родителями осуществляю через групповые и индивидуальные консультации по запросу и результатам диагностики, выступления на родительских собраниях, оформление информационных листов в каждой группе и буклетов, индивидуальное консультирование по вопросам нормального психомоторного и речевого развития детей раннего возраста, выявление факторов риска речевой патологии. Для педагогов провожу семинары-практикумы, мастер классы, разрабатываю рекомендации по результатам обследования детей, консультации. С целью мониторинга коррекционной работы, посещаю занятия по развитию речи.
Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста. Коррекционная работа с детьми проводится педагогом и родителями по результатам диагностики после рекомендаций логопеда.
Работа ведется по следующим направлениям:- развитие слухового и зрительного восприятия;- проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
- развитие речевого дыхания;- формирование сенсорных понятий (размер, цвет, форма предметов).
- развитие начального детского лексикона на основе обогащения пассивного словаря ребенка и включения новых понятий и слов в экспрессивную речь;
-развитие фонематических процессов с помощью дифференциации неречевых звуков, использования на занятиях фонетических упражнений с наглядной опорой;
-использование здоровьесберегающих технологий:
-физминутки и динамические паузы.
Педагоги по рекомендации логопеда включают данную работу в перспективное планирование и дополняют сказкотерапией, рисованием пальчиком и тестопластикой.
По результатам проведенной коррекционной работы в конце учебного года проводится мониторинг.
Данные мониторинга показали, что проводимая коррекционно-развивающая работа является эффективной. Показатели сформированности речевых процессов увеличились и составили 21%. Уменьшилось количество детей с проблемами речевого развития на 30%.
Коррекционно - логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции.
Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п.
Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.
Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка». Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко» и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», доска Сегена, складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
Необходимо подчеркнуть, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер и обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости- и специальное лечение.
Ранняя диагностика речевого развития- основа эффективности лечебно- педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью.
Дети с ОНР нуждаются в комплексе лечебно- оздоровительных мероприятий: соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании. Многие из них нуждаются в массаже, лечебной гимнастике.
Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. В младшем дошкольном возрасте у детей развивают общие двигательные умения, координацию движений; в среднем и старшем- ручную умелость, формируют навыки пространственно-временной организации движений, подготавливают руку к письму
Таким образом, преодоление ОНР является комплексной медико -педагогической проблемой. Успешность её разработки тесно связана с вопросом дифференциального заключения данной формы речевой паталогии. А сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. Задача же учителя- логопеда на данном возрастном этапе - педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.
Используемая литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,2008
Брунер Дж. Онтогенез речевых актов// Психолингвистика.-М., 1984
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М.,1961
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. Спб
.,2009