Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире | Халикова Эльмира Ириковна. Работа №362634
Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своѐм будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях. Следовательно, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
На современном этапе в ситуации быстроменяющегося спектра профессий необходимо актуализировать вопросы выбора содержания, форм, методов ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями и определить стратегии развития ранней профессиональной направленности у дошкольников.
Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека (любого возраста) для оказания ему помощи в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Одной из важнейших задач образовательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передачи знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
В семье, в детском саду, в доступном общественном окружении ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду. Мы формируем у детей представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях сотрудников детского сада, родителей воспитанников, знакомим с профессиями, в честь которых установлены профессиональные праздники (День учителя, день дошкольного работника, день полиции, день медицинского работника, день спасателя). При ознакомлении детей с различными профессиями обращаем внимание не только на процесс труда, а прежде всего на характер взаимоотношений между людьми, культуру их поведения и общения.
Регулярно проводим экскурсии по детскому саду, которые помогают дать воспитанникам представления о сотрудниках, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда. Наши воспитанники знакомятся с профессией медсестры, повара, дворника. Обобщение полученных знаний о деятельности сотрудников детского сада происходит в форме викторины «Наш любимый детский сад» и коллективном выпуске газеты, рассказывающей о профессиях сотрудников дошкольного учреждения.
Также работу по ознакомлению дошкольников с профессиями, характерными качествами, которых требует та или иная профессия, мы проводим в форме «творческих мастерских». Это направление взаимодействия всех участников процесса: родитель – педагог – воспитанники, регулярно используется в практике нашего дошкольного учреждения. Творческие мастерские проходят один раз в месяц. Родитель выступает достойным представителем и экспертом той или иной профессии. Рассказывает, что она собой представляет, где можно встретить такую работу, какие риски и ограничения она в себе таит, сколько творчества и креативных идей рождается в той или другой трудовой деятельности. Радость и искреннее любопытство вызывают представление детям различных атрибутов, инструментов, помощников в труде, рассказы об их использовании. Возможность увидеть и потрогать форму, спецодежду, различные защитные приспособления рождает в детской фантазии мечты и желания стать в будущем настоящими профессионалами.
Наши воспитанники уже встречались с представителями разных профессий: пожарными, медицинской сестрой, поваром-кондитером, полицейским, парикмахером. Эти встречи всегда имеют активное и длительное продолжение в дидактических, сюжетных и ролевых играх. Каждая игра – это искра зажигающая огонёк любознательности, ведущая к понятиям и представлениям о мире взрослого человека, формирующая начало профессиональной ориентации ребёнка. Взрослые всегда стремятся предоставить своим детям самое лучшее, по мнению самих взрослых, упуская из вида, что помощь и поддержка, уважение маленькой личности ребёнка и, конечно личный пример, всегда были и остаются оптимальными условиями для воспитания трудолюбия, формирования уважения к человеку труда и ранней профессиональной ориентации.
Интересной была работа над совместным с родителями проектом «Все профессии важны». В рамках данного проекта семьи подготовили иллюстрированный фотографиями рассказ о профессиях членов семьи. В группах состоялась презентация работ. Продолжением проекта была организация сюжетно – ролевых игр. Дети смогли в сюжетно-ролевых играх не только отразить особенности той или иной профессии, но и смоделировать отношения между взрослыми в обществе.
Также для формирования представлений о профессиях в нашем детском саду активно используем «маркеры игрового пространства».
Маркеры отвечают педагогическим требованиям (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, многофункциональность, вариативность, безопасность). Являясь одним из составляющих развивающей предметно – пространственной среды, вносят свой вклад в развитие ребенка. Различные способы использования модульной конструкции в группе, подсказывают сами воспитанники. В соответствии с сюжетом игры они из маркеров создают нужную постройку, добавляют атрибуты, распределяют роли. Благодаря соблюдению принципу доступности у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. По окончанию сюжетно-ролевой игры маркер легко складывается и убирается в определенное место для хранения, занимая мало места.
Социальное развитие ребёнка невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость. Формируя у детей уважение к людям разных профессий, желание быть похожими на них, мы воспитываем бережное отношение к результатам труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни.
Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому – искать пути повышения качества образования, ведь качество образования – это итог деятельности образовательного учреждения, то есть нашей с вами работы.
Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своѐм будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях. Следовательно, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
На современном этапе в ситуации быстроменяющегося спектра профессий необходимо актуализировать вопросы выбора содержания, форм, методов ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями и определить стратегии развития ранней профессиональной направленности у дошкольников.
Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека (любого возраста) для оказания ему помощи в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Одной из важнейших задач образовательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передачи знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
В семье, в детском саду, в доступном общественном окружении ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду. Мы формируем у детей представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях сотрудников детского сада, родителей воспитанников, знакомим с профессиями, в честь которых установлены профессиональные праздники (День учителя, день дошкольного работника, день полиции, день медицинского работника, день спасателя). При ознакомлении детей с различными профессиями обращаем внимание не только на процесс труда, а прежде всего на характер взаимоотношений между людьми, культуру их поведения и общения.
Регулярно проводим экскурсии по детскому саду, которые помогают дать воспитанникам представления о сотрудниках, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда. Наши воспитанники знакомятся с профессией медсестры, повара, дворника. Обобщение полученных знаний о деятельности сотрудников детского сада происходит в форме викторины «Наш любимый детский сад» и коллективном выпуске газеты, рассказывающей о профессиях сотрудников дошкольного учреждения.
Также работу по ознакомлению дошкольников с профессиями, характерными качествами, которых требует та или иная профессия, мы проводим в форме «творческих мастерских». Это направление взаимодействия всех участников процесса: родитель – педагог – воспитанники, регулярно используется в практике нашего дошкольного учреждения. Творческие мастерские проходят один раз в месяц. Родитель выступает достойным представителем и экспертом той или иной профессии. Рассказывает, что она собой представляет, где можно встретить такую работу, какие риски и ограничения она в себе таит, сколько творчества и креативных идей рождается в той или другой трудовой деятельности. Радость и искреннее любопытство вызывают представление детям различных атрибутов, инструментов, помощников в труде, рассказы об их использовании. Возможность увидеть и потрогать форму, спецодежду, различные защитные приспособления рождает в детской фантазии мечты и желания стать в будущем настоящими профессионалами.
Наши воспитанники уже встречались с представителями разных профессий: пожарными, медицинской сестрой, поваром-кондитером, полицейским, парикмахером. Эти встречи всегда имеют активное и длительное продолжение в дидактических, сюжетных и ролевых играх. Каждая игра – это искра зажигающая огонёк любознательности, ведущая к понятиям и представлениям о мире взрослого человека, формирующая начало профессиональной ориентации ребёнка. Взрослые всегда стремятся предоставить своим детям самое лучшее, по мнению самих взрослых, упуская из вида, что помощь и поддержка, уважение маленькой личности ребёнка и, конечно личный пример, всегда были и остаются оптимальными условиями для воспитания трудолюбия, формирования уважения к человеку труда и ранней профессиональной ориентации.
Интересной была работа над совместным с родителями проектом «Все профессии важны». В рамках данного проекта семьи подготовили иллюстрированный фотографиями рассказ о профессиях членов семьи. В группах состоялась презентация работ. Продолжением проекта была организация сюжетно – ролевых игр. Дети смогли в сюжетно-ролевых играх не только отразить особенности той или иной профессии, но и смоделировать отношения между взрослыми в обществе.
Также для формирования представлений о профессиях в нашем детском саду активно используем «маркеры игрового пространства».
Маркеры отвечают педагогическим требованиям (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, многофункциональность, вариативность, безопасность). Являясь одним из составляющих развивающей предметно – пространственной среды, вносят свой вклад в развитие ребенка. Различные способы использования модульной конструкции в группе, подсказывают сами воспитанники. В соответствии с сюжетом игры они из маркеров создают нужную постройку, добавляют атрибуты, распределяют роли. Благодаря соблюдению принципу доступности у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. По окончанию сюжетно-ролевой игры маркер легко складывается и убирается в определенное место для хранения, занимая мало места.
Социальное развитие ребёнка невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость. Формируя у детей уважение к людям разных профессий, желание быть похожими на них, мы воспитываем бережное отношение к результатам труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни.
Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому – искать пути повышения качества образования, ведь качество образования – это итог деятельности образовательного учреждения, то есть нашей с вами работы.